гомилетическая литература
ГОМИЛЕТИ́ЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА, нравоучительные произведения для чтения, основанные на комментировании мотивов Библии (ср. Проповедь). Средневековая гомилетическая литература на иврите имела целый ряд формальных и содержательных отличий от гомилетической литературы всего предшествовавшего периода, которые были предопределены социальными и культурными предпосылками, хотя в некоторых отношениях она является продолжением традиции Мидраша. За исключением огромного корпуса галахических писаний, гомилетическая литература представляла собой богатейший и обширнейший жанр средневековой еврейской литературы. Большое число произведений средневековых раввинов включает собрания проповедей. Проповедь занимала центральное место в литературе как западного, так и восточного еврейства; она использовалась в философской и каббалистической литературе. Гомилетическая литература обращалась к читателям всех социальных слоев и с различным интеллектуальным уровнем. Будучи разновидностью этической литературы (см. Этика), гомилетическая литература отличается от нее формой непосредственного обращения к слушателю. Проповедь в средние века была наиболее эффективным средством превращения абстрактных идей в исторические силы. Записанная проповедь утрачивала значительную часть своего эмоционального воздействия. Проповеди, записанные самим проповедником или его учениками, обычно концентрировались на дидактическом элементе, а не на риторической и артистической технике, использовавшейся в устной проповеди. Поэтому значительная часть сохранившихся (в печатном виде или в рукописях) гомилетических произведений представляет собой лишь частичную реализацию выразительных возможностей данной литературной формы. Гомилетическая литература — это по преимуществу традиционная литературная форма, где древние и священные тексты являются лишь отправным пунктом для обсуждения современных проблем, утверждая тем самым значимость древней традиции для современности.
Поскольку мидрашистская литература не имеет четкого разграничения между экзегетическими (см. Экзегеза) и гомилетическими жанрами, средневековый даршан выступал не только в роли проповедника, но и в роли толкователя высказываний законоучителей прошлого, чья интерпретация библейских текстов рассматривалась как единственно верная. Для понимания средневековой гомилетической литературы важен тот факт, что в средние века не только Библия, но и вся литература Талмуда и Мидраша рассматривалась как одинаково священная. Соответственно, средневековая проповедь часто начиналась не с библейского стиха, а с талмудического изречения (например, гомилетические произведения Иехуды Ливы бен Бецалеля).
Некоторые наиболее важные произведения средневековой этической литературы написаны в форме проповеди, например, «Хегион ха-нефеш» («Логика души») Аврахама бар Хийи (Испания, 12 в.), «Кад ха-кемах» («Кувшин муки») Бахьи бен Ашера бен Хлавы (конец 13 в.). Нововведения в этической теории — идеи Иехуды Ливы бен Бецалеля, Эфраима Шломо бен Ахарона из Ленчицы (1550-1619) и этические формулы хасидизма — были впервые высказаны в гомилетической форме.
Гомилетическая литература сыграла важную роль в истории еврейской мысли. Она помогала смягчать остроту идеологических конфликтов и способствовала формированию системы общепринятых традиционных или псевдотрадиционных идей. Часто идеи и книги, отвергаемые большинством евреев, становились приемлемыми для них в результате интерпретации гомилетическим способом и благодаря этому оставались составной частью еврейской культуры. Так гомилетическая литература способствовала сохранению единства и непрерывности средневековой еврейской культуры.