Демография. Демографические характеристики
ДЕМОГРА́ФИЯ. ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИВозрастной и половой состав еврейского населенияСостав по общинному происхождению
1. Возрастной и половой состав еврейского населения. Катастрофа европейского еврейства, участие в битвах Второй мировой войны, миграции, контроль рождаемости, отход от еврейства сказались различно на возрастном и половом составе еврейского населения европейского и афро-азиатского происхождения.
Уже в 1930-х гг. в промышленно развитых странах сокращение рождаемости (более резкое в преимущественно урбанизированной среде евреев, чем у нееврейского населения) привело к тому, что доля возрастной группы до 14 лет в еврейском населении Центральной и Западной Европы стала ниже 20%, тогда как число лиц от 60 лет превысило 10%. Тем не менее процент лиц в возрасте 15–59 лет был все еще относительно высок (например: Венгрия 1930 г. — 57%; Германия 1933 г. — 57%; Чехословакия 1930 г. — 63%).
В странах Восточной Европы тенденция к старению еврейского населения проявлялась не так сильно. Например, в Польше относительная доля детей до 15 лет в 1921–31 гг. снизилась с 34% до приблизительно 28% (около 32% в сельских районах и 26% в Варшаве). На протяжении 1930–40-х гг. в странах, абсорбировавших значительную еврейскую иммиграцию (США, Канаде, Южной Африке), число детей младше 15 лет в еврейской части населения постепенно снижалось до 20%, тогда как в подмандатной Палестине, где среди репатриантов преобладала молодежь, эта возрастная группа составляла в 1931 г. около 33% еврейского населения, а в 1939 г. — около 28%.
Гибель относительно большого числа стариков и детей в годы Катастрофы привела к увеличению доли лиц 15–59 лет среди уцелевших, однако малое число детей в их среде оказывает и поныне влияние на возрастной состав еврейского населения Европы и тех стран (в том числе и Израиля), которые в послевоенные годы абсорбировали значительные группы европейских евреев.
Общий демографический взрыв послевоенных лет у еврейского населения прервался раньше, чем у нееврейского, и сменился новым спадом рождаемости. Так, во многих районах концентрации еврейского населения, обследованных в 60-х гг., детей в возрасте до 5 лет было меньше, чем в возрасте 5–9 и 10–14 лет. Начиная с середины 1950-х гг. медианный (`срединный`) возраст еврейского населения большинства стран мира стал выше, чем у нееврейского населения. В ряде европейских стран он превысил 40 лет, то есть более 50% евреев в этих странах вошли в возрастную группу старше 41 года. В этих же странах лица старше 64 лет составляют более 20% еврейского населения. А в отдельных странах старение еврейского населения еще более ощутимо. Так, в 1977 г. в Венгрии 60% евреев были старше 50 лет, а в Румынии 46,2% евреев — старше 59 лет, тогда как возрастная группа от 41 года до 60 лет составляла 25,5% еврейского населения. Симптомы близости серьезного демографического кризиса проявляются в 1970-х гг. также в возрастном составе еврейского населения стран Америки.
Для евреев Азии и Африки до конца 1940-х гг. был характерен относительно молодой возрастной состав с высокой долей (40% и более) детей до 14 лет и закономерное уменьшение последующих возрастных групп. С переселением подавляющего большинства евреев этих континентов (главным образом в Израиль, а из Северной Африки также во Францию) спад рождаемости, вызванный жизнью в новой среде, привел к заметному сокращению младших возрастных групп и в этой части еврейства.
В 1978 г. еврейское население Израиля имело такой возрастной состав: 0 до 5 лет — 11,4%; 5 до 15 лет — 19,0%; 15 до 30 лет — 26,1 %; 30 до 45 лет — 16,7%; 45 до 65 лет — 17,4%; 65 и старше — 9,4%. Средний возраст — 30,4 лет; медианный возраст — 26,3 лет.
На половой состав еврейского населения влияли те же факторы, что и на возрастной. Так, в 1970 г. в еврейском населении Советского Союза на тысячу женщин приходилось 850 мужчин (в общем населении страны — 855 мужчин), что отражало более значительные среди мужского населения потери военных лет, тогда как, например, в еврейском населении Германии и Австрии на тысячу женщин приходилось 1100 мужчин. Преимущественное участие мужчин в миграциях также вело обычно к уменьшению их числа в стране эмиграции и увеличению в стране иммиграции. Например, к 1970 г. в Израиле на тысячу женщин приходилось 1011 мужчин (в 1979 г. — 993 мужчины).
2. Состав по общинному происхождению. Еврейское население мира по традиции делится на ряд так называемых общин (эдот, ед. число — эда), различаемых по совокупности присущих им исторических, географических и языковых особенностей. Общепризнанной классификации их не существует, но принято делить их на следующие три основные группы: ашкеназы — подавляющее большинство евреев в Европе (исключая Грецию, Болгарию, южную Югославию, частично Италию), Северной Америке, Южной Африке и Австралии (до начала 20 в. языком большинства ашкеназов был идиш); сефарды — потомки выходцев из Испании и Португалии, жившие главным образом в Греции, Болгарии, южной Югославии и западной Турции, а также составлявшие часть еврейского населения Ливана, Сирии, Египта, Северо-Западной Африки и Латинской Америки. У многих сефардов сохранялся значительное время еврейско-испанский язык; восточные общины — евреи из стран ислама (Ирак, Йемен, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Сирия, Иран, Афганистан, Ирак и Иран, Курдистан, Крым, Восточный Кавказ, Средняя Азия) и общины стран, смежных с мусульманским регионом — грузинские евреи, индийские евреи (см. Бней-Исраэль и Кочинские евреи) и евреи Китая, растворившиеся среди общего населения этой страны.
Относительное число сефардов и восточных евреев (до 1492 г. — значительное большинство еврейского народа) постепенно уменьшалось, видимо, из-за обращения значительного числа сефардов в христианство и высокой смертности (особенно детской) в среде восточных евреев, как и у их нееврейского окружения. В эти же века быстро росли ашкеназские общины (особенно — не ограниченные рамками гетто), в которых удерживалась традиция многодетных семей, а общий для европейских стран прогресс медицины и санитарии способствовал долголетию и снижению детской смертности.
В 1930 г., согласно А. Руппину, сефарды и восточные евреи составляли 8% (примерно 1,3 млн. человек) мирового еврейства. В 1970-х гг. доля сефардов и восточных евреев возросла до 15% (приблизительно два миллиона человек) за счет интенсивного естественного прироста, а также уменьшения общего числа ашкеназов в результате Катастрофы европейского еврейства. После Второй мировой войны соотношения и географическое распределение всех частей еврейского народа существенно изменились.
В 1930 г. из примерно пятнадцать миллионов ашкеназов свыше 66% жили в европейских странах, около 30% в Америке и менее 1% в Эрец-Исраэль. В 1970-х гг. из приблизительно тринадцать миллионов ашкеназов на Европу приходилось менее 30%, на Америку около 60% и свыше 10% на Израиль. К этому времени в Израиле сосредоточилось около 66% сефардов и восточных евреев, репатриировавшихся порой целыми общинами (из Йемена, Ирака, Курдистана, Ливии и других стран). Некоторая часть евреев из североафриканских арабоязычных стран эмигрировала во Францию.
В Израиле влияние новой среды, участившиеся браки между представителями различных групп еврейского народа ведут к быстрому стиранию этнолингвистических различий. Израильская статистика не отмечает общинную принадлежность еврейского населения. По критерию места рождения оно в 1979 г. подразделялось следующим образом: Израиль — 54,9%; страны Азии — 9,5%; Африки — 10,5%; Европы и Америки — 25,4%.
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ