диббук
ДИББУ́К (דִּבּוּק, буквально `прилепление`), в еврейских народных поверьях — злой дух, который вселяется в человека, овладевает его душой, причиняет душевный недуг, говорит устами своей жертвы, но не сливается с ней, сохраняя самостоятельность.
Рассказы о вселении злого духа были распространены в эпоху Второго храма. Они встречаются очень часто в талмудической и мидрашистской литературе; они содержатся и в евангелиях как отражение поверий периода зарождения христианства (Матф. 8:28–32; 12:43–45). Из подобных рассказов и возникшего в 13 в. учения о временном вселении злого духа в тело человека (иббур, буквально `беременность`), которые слились в народном сознании с учением о переселении душ (см. Гилгул) и с бытовавшим у многих народов представлением, что души непогребенных покойников становятся демонами, сложилось поверье о диббуке. Хотя термин диббук появился в еврейской литературе лишь в 17 в., отчеты на иврите и идиш об изгнании диббука известны с 1560 г. Диббук рассматривался как душа, утратившая вследствие отягощенности грехами способность к переселению. Будучи «оголенной душой», диббук ищет убежища в телах живых. Согласно поверью, диббук вселяется в тело человека, совершившего тайный грех. Сочинения некоторых каббалистов, учеников Ицхака Лурии, содержат подробные наставления об изгнании диббука.
Проблематика, связанная с представлениями о диббуке, рассматривается в книгах «Сефер ха-хезионот» («Книга видений») Хаима Витала, «Ша‘ар ха-гилгулим» («Врата превращений») его сына Шмуэля Витала, «Нишмат хаим» («Дух жизни») Менашше бен Исраэля и других. Считалось, что ба‘ал-шем и другие цаддики обладают способностью изгонять диббук из одержимых, предоставляя ему выход либо путем исправления (тиккун), что открывало путь в гилгул, либо низвергал диббук в ад. Изгнание диббука производилось еще в начале 20 в. В 1903 г. в Багдаде изгонялись духи лжемессии Саббатая Цви и его пророка Натана из Газы. Последний документ об изгнании диббука был составлен в Иерусалиме в 1904 г.
Тема диббука неоднократно использовалась в литературе. Один из самых ранних известных рассказов появился в 1602 г. в книге Ма‘асе-бух. Классической интерпретацией является пьеса «Диббук» (1916) С. Ан-ского. См. также Демонология.