Дизраэли Бенджамин

ДИЗРАЭ́ЛИ Бенджамин, лорд Биконсфилд (Disraeli, Benjamin; 1804, Лондон, – 1881, там же), английский государственный деятель и писатель. Старший сын Айзека Дизраэли (см. ниже). В 13-летнем возрасте Дизраэли был крещен по воле своего отца, получил христианское воспитание, но сознание своего еврейского происхождения оказало сильное влияние на мироощущение Дизраэли. Еще в юности Дизраэли начал заниматься журналистикой, пытался издавать газету и написал ряд колких и остроумных сатирических романов, высмеивающих политические нравы Англии, первым из которых был «Вивиан Грей» (1826). В 1828–31 гг. путешествовал по Европе и Ближнему Востоку. Эрец-Исраэль (особенно Иерусалим) произвели на Дизраэли глубокое впечатление. Итогом этих странствий явились романы Дизраэли «Контарини Флеминг» (в 4-х томах, 1832) и «Давид Алрои» (1833), посвященный вождю мессианского движения 12 в.

В 1832–34 гг. Дизраэли баллотировался при поддержке вигов на выборах в парламент, но, дважды потерпев поражение, перешел к тори и в 1837 г. был избран в палату общин. Свои политические взгляды Дизраэли изложил в памфлете «Защита английской конституции» (1835), где он проповедует принципы демократии, выступая одновременно поборником интересов как широких масс народа, так и королевской власти. Дизраэли стремился превратить партию тори из аристократической в народную, которая включала бы также представителей рабочего класса и могла бы играть руководящую роль в палате общин. В 1841 г. Дизраэли возглавил группу деятелей партии тори, получившую название «Молодая Англия». Его политические взгляды нашли отражение в трех крупных романах. Один из главных героев романа «Конингсби, или Молодое поколение» (1844), богатый банкир Сидония, носитель еврейского мировоззрения, — это идеализированный автопортрет Дизраэли, совмещенный с не менее идеализированным портретом Ротшильда. В следующей книге «Сибилла, или Две нации» (1845) Дизраэли указывает на усиливающиеся противоречия между капиталом и трудом, осуждает тяжелые условия, господствовавшие в ту пору на фабриках и заводах, и высказывается против разделения народа на две постоянно враждующие нации — богачей и бедняков. Выступая апологетом аристократического режима средневекового патриархального общества, Дизраэли утверждает необходимость новых идей и нового подхода к решению проблем, встающих перед обществом. Герой романа «Танкред, или Новый крестовый поход» (1847), молодой аристократ, уезжает в Палестину, чтобы вернуть христианской церкви ее иудейскую первооснову, в которой автор видит подлинный источник европейской цивилизации, и тем самым влить новую силу и новую нравственность в христианство.

Оказанное в 1846 г. Дизраэли и его сторонниками активное сопротивление отмене хлебных законов, охранявших интересы английских фермеров, которых Дизраэли рассматривал как главную основу общества, привело к расколу партии тори. Правительство Р. Пиля вышло в отставку, к власти пришли либералы, и Дизраэли фактически стал лидером оппозиции, возглавив ее в палате депутатов. В том же году, когда барон Лайонель де Ротшильд был избран в парламент и ему как еврею не разрешили занять место в палате общин, Дизраэли выступил в защиту его прав. Подчеркивая долг европейского общества перед еврейством, из среды которого вышел Иисус, Дизраэли при этом, как и в других случаях, подчеркивал свое еврейское происхождение. Излагая свою теорию о том, что христианство — завершающая стадия иудаизма, Дизраэли неоднократно утверждал, что семитская раса выше других, а евреи, в силу их духовности, являются элитой.

В 1852 г. Дизраэли стал министром финансов и лидером палаты общин, но в том же году кабинет тори вышел в отставку, и в течение 14 лет (с небольшим перерывом в 1858–59 гг.) правящей партией в Англии была партия вигов. Лишь в 1866 г., после новой победы тори, Дизраэли удалось вновь занять место министра финансов в пришедшем к власти так называемом 3-м кабинете Дерби. В 1867 г. Дизраэли провел избирательную реформу, которая значительно увеличила число избирателей. В 1868 г. Дизраэли впервые на короткий срок занял пост премьер-министра, но на всеобщих выборах, проведенных по новой системе голосования, потерпел поражение. После решающей победы консерваторов в 1874 г. Дизраэли снова стал премьером (1874–80) и приступил к осуществлению тех социально-политических идей, в защиту которых постоянно выступал. Разрыв между капиталом и трудом он пытался сократить посредством социального законодательства. В вопросах внешней политики Дизраэли исходил из стремления вернуть Англии величие, утраченное ею из-за либеральной пацифистской политики вигов. Одной из его главных целей было укрепление Британской империи, сердцем которой он считал Индию. Приобретение британским правительством акций Суэцкого канала у египетского хедива в 1875 г. при финансовой помощи Ротшильдов имело целью обеспечить контроль Британской империи над жизненно важным путем из Англии в Индию. В 1876 г., по инициативе Дизраэли, королеве Великобритании был присвоен титул императрицы Индии, за что Дизраэли был возведен в звание лорда Биконсфилда.

Стремясь воспрепятствовать проникновению России в район Средиземного моря, Дизраэли старался поддерживать Османскую империю и предотвратить ее раздел. Противники внешнеполитического курса Дизраэли утверждали, что его политика часто определялась отношением того или иного государства к евреям. Так, например, Сан-Стефанский мирный договор (1878), который предусматривал установление господства России над Балканами, был по настоянию Дизраэли передан на рассмотрение великих держав, и на Берлинском конгрессе Россия была вынуждена отказаться почти от всех своих территориальных завоеваний в ходе русско-турецкой войны. При поддержке Дизраэли в договор был включен параграф, гарантирующий гражданские права евреев в балканских государствах, ставших независимыми от Турции. Решения когресса расценивались как личная победа Дизраэли в его борьбе с антисемитской политикой русского правительства. Поражение консерваторов на выборах 1880 г. привело к отставке правительства и было концом политической карьеры Дизраэли. В 1881 г. Дизраэли завершил самый увлекательный из своих политических романов «Эндимион».

Романы Дизраэли, несмотря на вычурный стиль и причудливую смесь литературных средств, снижающих их художественную ценность, оказали известное влияние на английскую литературу. Почти во всех произведениях Дизраэли изображаются евреи, гордящиеся своим происхождением и живущие романтической верой в будущее своего народа на их возродившейся древней родине. В написанной им в 1852 г. биографии лорда Бентинка Дизраэли отводит отдельную главу проблемам еврейства и взаимоотношению иудаизма и христианства, рассматриваемых автором как две стадии одной и той же религии, которые в будущем должны слиться в единую.

Айзек Дизраэли (собственно Д’Израэли; 1766, Энфилд, Миддлсекс, – 1848, Бреденхэм, Бакингемшир), английский историк и эссеист, отец Бенджамина Дизраэли. Приобрел известность благодаря своей книге «Достопримечательности литературы» (1791; многократно переиздавалась). Несмотря на свое вольнодумство, официально числился членом сефардской (см. Сефарды) конгрегации в Лондоне. В 1817 г. из-за ссоры с ее руководством формально покинул еврейскую общину и в знак недовольства ею крестил своих детей. Хотя он сам не принял христианства, его «Дух иудаизма» (1833), а также некоторые случайные замечания, гораздо ранее сделанные в его повести «Повеса» (1797), свидетельствуют о его отчужденности от иудаизма.

Смотрите также

Давид бен Шмуэль ха-Леви

Де Лиме Нехемия

диббук

дискриминация

Дульчин Арье