Дикер-Брандейс Фридл

ДИ́КЕР-БРАНДЕ́ЙС Фридл (Dicker-Brandeis, Friedl; 1898, Вена, – 1944, Освенцим), австрийская художница, педагог. В 1915–16 гг. посещала Императорскую школу прикладного искусства в Вене. В 1916–19 гг. училась у Й. Иттена, швейцарского архитектора, специалиста по интерьеру. В 1919 г. Иттен был назначен преподавателем Высшей школы строительства «Баухауз» в Веймаре, и его ученики, в том числе Дикер-Брандейс, последовали за ним. В «Баухаузе» Дикер-Брандейс занималась текстилем, типографским искусством и художественными переплетами. Еще будучи студенткой, писала декорации и делала костюмы для театров Дрездена и Берлина. В 1925 г. Дикер-Брандейс открыла в Берлине со своим однокурсником Ф. Зингером мастерскую изобразительного искусства. Одновременно они открыли мастерскую прикладного искусства в Вене, которая в 1926–31 гг. продолжала существовать как фирма «Зингер—Дикер». В ней выполнялись архитектурные проекты и работы по оформлению интерьеров (Теннисный клуб в Вене, 1928, городской детский сад «Гетехоф» в Вене, 1930–32). Помимо этого Дикер-Брандейс преподавала рисование.

В эти годы Дикер-Брандейс сблизилась с левыми кругами интеллигенции. В связи с ее выступлениями против правоэкстремистского путча Штархемберга была арестована (1934), после чего уехала из Германии. С 1934 г. она жила в Праге, где связи с левыми чешскими и эмигрантскими кругами становились все более тесными. В 1936 г. Дикер-Брандейс открыла в Праге бюро по интерьерам, параллельно преподавала рисование. В 1938 г. переехала в город Хронов на севере Чехии, где занималась преподаванием. В 1940 г. в лондонской галерее «Аркад-геллери» состоялась ее выставка. В 1939 г., после оккупации Чехии нацистами, Дикер-Брандейс еще какое-то время работала, в 1942 г. ее арестовали и поместили в концлагерь Терезин. Ей удалось в нелегальных условиях проводить уроки рисования и эстетического воспитания детей. Дикер-Брандейс не только учила детей работе с материалом, но стремилась развить в них эстетический вкус. Одновременно она продолжала заниматься живописью. В октябре 1944 г. Дикер-Брандейс и ее воспитанники были отправлены в Освенцим.

Дикер-Брандейс восприняла характерное для «Баухауза» стремление к созданию конструктивных и рациональных произведений архитектуры и прикладного искусства. Об этом свидетельствуют ее ранние конструктивистские и кубистические станковые произведения («Анна, Мария, Христос», раскрашенный рельеф, около 1920 г., Тель-Авив, частное собрание) и ее работы для театра. После 1934 г. Дикер-Брандейс стала уделять больше внимания живописи маслом и акварелью (два варианта сюжета «Допрос», после 1934 г., Прага, Еврейский музей; «Сон», около 1936 г., там же). Постепенно наметился переход к реалистическим, колористически тонким городским пейзажам и натюрмортам («Вид Франтишкове Лазне из окна», Прага, Еврейский музей; «Бегонии на окне», там же). Уже находясь в концлагере, Дикер-Брандейс написала акварелью несколько цветочных натюрмортов («Полевые цветы», Прага, Еврейский музей; «Букет», Гив‘ат-Хаим, Бет-Терезин).

Смотрите также

Христианская демонология

Дизенгоф Меир

добро и зло

Дор Моше

Дубровник