Дунаевский Исаак

ДУНАЕ́ВСКИЙ Исаак Осипович (1900, Лохвица, ныне в Полтавской области, – 1955, Москва), композитор. Один из основоположников жанров оперетты и массовой песни в советской музыке. До середины 1919 г. учился в Харьковской консерватории у И. Ахрона (скрипка) и С. Богатырева (композиция). В 1920–24 гг. — заведующий музыкальной частью, композитор и дирижер Харьковского русского драматического театра (композиторский дебют — музыка к спектаклю «Женитьба Фигаро», 1920, дирижерский — «Перикола» Ж. Оффенбаха, 1921); в 1924–29 гг. — музыкальный руководитель ряда московских театров («Эрмитаж», МГСПС, Драматический /бывший Корша/, Театр сатиры); в 1929–34 гг. — музыкальный руководитель и главный дирижер Ленинградского мюзик-холла, для которого вместе с Л. Утёсовым создал ряд эстрадных программ, выступив новатором в области легкой музыки. В 1938–41 гг. — руководитель ансамбля песни и пляски Ленинградского дома пионеров, а в 1938–48 гг. — руководитель ансамбля Центрального дома культуры железнодорожников в Москве. С 1943 г. жил в Москве. Во время войны писал мало, но в первые послевоенные годы в его творчестве наступил подъем.

С 1933 г. Дунаевский начал активно работать в кино. Написал музыку к более чем 30 кинофильмам, в том числе к лентам «Веселые ребята» (1934), «Три товарища» (1935), «Вратарь» (1936), «Цирк» (1936), «Дети капитана Гранта» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Светлый путь» (1940), «Весна» (1947), «Кубанские казаки» (1949). В киномузыке Дунаевского блистательно сочетаются песни и симфонические картины, в которых песенные темы разрабатываются по классическим законам музыкального развития. Некоторые симфонические фрагменты (увертюра к «Детям капитана Гранта», финал фильма «Цирк», 1936, интерлюдии в фильме «Весна»), вероятно, представляют собой части ненаписанных симфоний (судя по письмам Дунаевского, он не желал заниматься симфоническим творчеством по причине жестких идеологических рамок в советской музыке).

Песни Дунаевского, как из кинофильмов («Марш веселых ребят», «Песня о Каховке», «Песня о родине», «Марш энтузиастов», «Спортивный марш» и другие), так и самостоятельные («Летите, голуби», 1947, «Школьный вальс», 1952, «Моя Москва», 1942, — одна из немногих его песен на военную тему) стали знаковыми песнями советской эпохи 1930–50-х гг., неотъемлемой частью советской массовой культуры.

Дунаевский — один из крупнейших советских авторов оперетты. Работая в этом жанре, он, отталкиваясь от традиций Ж. Оффенбаха, И. Кальмана, Ф. Легара, включал черты оперного стиля (симфонические эпизоды), но использовал также приемы джаза и интонации массовой песни. Среди 12 оперетт Дунаевского лучшие — «Золотая долина» (1938), «Вольный ветер» (1947), «Белая акация» (1955). Кроме своих основных жанров — оперетты и киномузыки — Дунаевский написал также четыре балета, много инструментальной музыки для эстрадного и джазового оркестра, а также каденцию к концерту для скрипки с оркестром Бетховена (для фильма «Концерт Бетховена», 1937), записанную М. Полякиным. В своей музыке Дунаевский иногда обращался к фольклору, в том числе еврейскому, — в кинофильме «Искатели счастья» (1936). Блистательный образец обработки одной мелодии в нескольких фольклорных стилях (украинском, грузинском, таджикском, еврейском) — колыбельная из кинофильма «Цирк».

Официальная советская музыкальная критика за доступность, патриотичность и жизнерадостный тон объявила музыку Дунаевского воплощением мыслей и чувств миллионов советских людей, что вызвало скрытую негативную реакцию интеллигенции. Между тем, кажущаяся доступность этой музыки — результат уникального мелодического дара Дунаевского, не уступавшего по таланту лучшим композиторам 20 в., работавшим в жанре легкой музыки. Часто Дунаевского упрекали за использование в его сочинениях мелодий из классического наследия (что вполне приемлемо и часто практикуется многими авторами), но упреки эти главным образом были вызваны конкурентной борьбой многих композиторов с Дунаевским — бесспорным лидером песенного жанра своего времени.

Дунаевский получил звание народного артиста РСФСР (1950) и дважды удостаивался Сталинских премий (в 1941 г. и 1951 г.). В 1955 г., вскоре после статьи С. Нариньяни в газете «Известия», критиковавшей Дунаевского и обнародовавшей некоторые подробности его семейной жизни, Дунаевский умер. В СССР был распространен ныне опровергнутый слух о его самоубийстве.

Смотрите также

Дагон

Дан

Джиган Шим‘он

джудесмо

Дион Кассий