женщина
ЖЕ́НЩИНА (אִשָּׁה, ишша, означает также `жена`; мн. число נָשִׁים, нашим). О сотворении женщины согласно библейскому преданию см. Ева.
Основные произведения литературы иудаизма, создававшиеся более трех тысяч лет почти исключительно мужчинами, содержат различные взгляды на женщину, обусловленные как особенностями культурно-бытового уклада в разные периоды еврейской истории, так и личным отношением к женщине отдельных составителей этих произведений.
Как и в других обществах древнего мира, у евреев, судя по данным Библии, женщина была подвластна до замужества воле отца, а затем — мужа (Быт. 3:16; Чис. 30:6, 9 и др.). Однако Библия также свидетельствует о том, что еврейская женщина пользовалась большой свободой и уважением. Женщина выступает в Библии и апокрифах (см. Апокрифы и псевдоэпиграфы) не только как мать, супруга и домоправительница, но и как пророчица (Мирьям, Хулда, II Ц. 22:14), судья (Дебора), мудрая советница (II Сам. 14:2–20; 20:16–22), воплощение героизма и отваги (Эсфирь, Юдифь, Я‘эль). Рассказывая об обычае выдавать дочерей замуж по усмотрению родителей, Библия приводит все же пример обращения за согласием к девушке (Быт. 24:58), а также случай, когда отец выдает дочь за любимого ею (I Сам. 18:20, 28; см. также Брак). Бравший в жены пленную женщину обязан был относиться к ней с состраданием и считаться с ее чувствами (Втор. 21:10–14). Честь женщины охранялась особым законом, тяжко каравшим за изнасилование (Втор. 22:25–27). Но не менее тяжко каралась и женщина, виновная в добрачной связи после обручения или в измене мужу (Лев. 20:10; Втор. 22:20–24). Похвала мужа и любовь детей являются наградой жене, отличающейся трудолюбием, бережливостью, заботой о благоденствии домочадцев и умелым управлением хозяйством (Пр. 31:10–28).
Исходя из текстов Библии, можно заключить, что право развода предоставлялось только мужу (Втор. 24:1, 3), но вместе с тем в них нет примеров необоснованного или легкомысленного расторжения супружеских уз. Библия предвидит и случаи, лишающие мужа права развестись с женой (Втор. 22:13–19, 28–29).
Хотя библейское законодательство допускает многоженство, многочисленные упоминания в Библии только одной жены свидетельствуют, видимо, о сравнительно редких случаях полигамии, а проводимые пророками сравнения любви Бога к народу Израиля с любовью мужа к жене (Ис. 54:6; Иер. 2:2; Мал. 2;14 и многие др.) подтверждают почитание женщины и предпочтительное отношение к моногамии в эпоху Библии.
Талмуд и средневековая раввинистическая литература более четко, чем Библия, отделяют отношение к женщине как к человеку и супруге от ее правового статуса и определения ее религиозных обязанностей. Испытывая влияние крайне разнообразной среды, в условиях которой вырабатывались законы Галахи о женщине и создавались этические суждения и повествования о ней, законоучители Талмуда, аггадисты (см. Аггада) и позднейшие авторитеты отличались в целом более гуманным и либеральным взглядом на женщину, чем законодатели других ближневосточных народов того времени. Основываясь на этических соображениях, Галаха постановляет, что иск, к которому причастна женщина, должен разбираться судом раньше других тяжб (Иев. 100а; Майм. Яд., Хилхот санхедрин 21:6); просьба вдовы или женщины-сироты к общине о помощи должна рассматриваться раньше, чем такая же просьба мужчины (Кт. 67а; Майм. Яд., Матнот аниим 6:13, 8:15), «ибо стыд женщины-просительницы больше стыда мужчины» (Кт. 67а; Майм., там же). Муж обязан любить жену, как самого себя, и уважать больше, чем самого себя (Иев. 62б), он должен считаться с повышенной обидчивостью женщины и не обращаться к жене пренебрежительным тоном (БМ. 59а).
О роли женщины как хранительницы семейного очага Талмуд говорит: «Благодать ниспосылается дому только ради жены» (БМ., там же). Поэтому холостая жизнь лишена радости, счастья и блага (Иев. 62б). Тора, величайшая святыня еврейства, уподобляется в Талмуде доброй жене (Иев. 63б), а мидраш называет Тору невестой Израиля (Исх. Р. 41:5). Добрые качества женщины — вера, более сильная, чем у мужчины (Сиф. Чис. 133), большая понятливость (Нид. 45б), мягкосердечие (Мег. 14б), скромность, стыдливость и целомудрие (Песнь Р. 4:22 и многие др.) — подчеркиваются в Талмуде и мидраше чаще и ярче, чем дурные: болтливость (Кид. 49б), легкомыслие (Шаб. 33б), жадность, склонность к лени, сварливость и завистливость (Втор. Р. 6:5).
Бенедикция, в которой мужчина ежедневно благодарит Бога за то, что Он не создал его женщиной, и которую часто приводят как доказательство пренебрежительного отношения иудаизма к женщине, является, по-видимому, результатом сознания более активной причастности мужчины к общине и традиционно трактуется как его благодарность за то, что из-за более широкого круга обязательных для него предписаний он получает больше, чем женщина, возможностей служить Всевышнему (Раши к Мен. 43б).
Хотя многоженство в эпоху Талмуда формально было разрешено, оно практиковалось редко, и ни один из законоучителей не имел более одной жены, а палестинский амора (см. Амораи) Амми бар Натан (конец 3 в.) даже запрещал иметь двух жен (Иев. 65а).
Правовому положению женщины посвящен один из шести разделов Талмуда (Седер нашим; семь трактатов). Отдельные правовые вопросы, относящиеся к женщине, разбираются во многих трактатах других разделов, а притчи, легенды и этические поучения, касающиеся женины, разбросаны по всем аггадическим частям Гемары и мидрашистской литературы. Уравнивая женщину с мужчиной как в правах по гражданским и уголовным делам, так и в судебной ответственности (Кид. 35а; БК. 15а), Талмуд и послеталмудические авторитеты резко ограничили права женщины во многих областях личного и гражданского статуса. Так, права женщины на приобретение и владение собственностью, наследование и завещание урезаны по сравнению с правами мужчин; женщина не допускалась к какой-либо государственной или общинной службе (Майм. Яд., Хилхот млахим 1:5); особо подчеркивался запрет допускать ее к должности судьи (ТИ. Иома 6:1; ТИ. Шву. 4:1); в подавляющем большинстве случаев женщина не могла выступать в качестве свидетеля (БК. 88а; Шву. 30а).
Однако для обеспечения материального благополучия женщины в случае развода или смерти мужа был выработан на протяжении веков ряд обязательств, которые возлагались на мужчину при заключении брака (см. Брак; Вдова; Ктубба; Моногамия и полигамия; Приданое; Развод), а его расторжение осложнялось все более жесткими для мужчин ограничениями. Фактическая отмена Талмудом левиратного брака, закон о котором был сведен к формальной процедуре (халица), избавляла женщины от обязанности вступать против ее воли в брак с деверем (Бх. 1:7; Кт. 64а). По вопросу образования женщины Мишна приводит противоречивые мнения о том, что отец должен обучать дочерей Торе (Сота 3:4) и о том, что это — пустое занятие (там же). Тем не менее, забота о воспитании детей возлагается на женщину (Сота 21а; Исх. Р. 28:2).
Сужая для женщины и круг религиозных предписаний, Галаха обязывает ее соблюдать все запретительные мицвот (мицвот ло та‘асе), а из положительных повелений (мицвот асе) — те, соблюдение которых не связано с определенным временем дня или календарными сроками. Но такие обусловленные сроками обряды, как зажигание хануккальной лампады (см. Ханукка), чтение мегиллы в праздник Пурим, пасхальный седер, для женщины обязательны, причем эти исключения объясняются ведущей ролью женщины в событиях, посвященных названным обрядам (Шаб. 23а; Псах. 108 а-б; Мег. 4а). Чтение молитв, связанное в еврейской обрядности с определенным временем дня и датами, также обязательно для женщины (Бр. 3:3; Майм. Яд., Хилхот тфилла 1:2). Женщине предписывается еще выполнение трех, специально для нее предназначенных мицвот: соблюдение ритуальной чистоты в периоды менструации и после родов (см. Ритуальная чистота), отделение халлы при выпечке хлеба и зажигание свечей в канун субботы (Быт. Р. 17:7).
Галаха и Аггада особенно подчеркивают значение скромности женщины. Замужняя женщина, в отличие от мужчины эпохи Талмуда, была обязана покрывать голову (Быт. Р. там же; Кт. 72а); ей возбранялось повышать голос (особенно — петь) в присутствии мужчин (Бр. 24а; Ш. Ар. О. Х. 75:3); женщине, даже малолетней, запрещалось прислуживать чужому мужчине за столом (Кид. 70а); находясь вне дома, она не должна была обнажать рук (Кт. 72б). «Будь скромной!» — наставлял Бог Еву, создавая ее (Быт. Р. 18:2). Порицание разнузданности приводит иногда мудрецов Талмуда к высказываниям о природе женщины, по резкости не уступающим суждениям Отцов церкви (см., например, Шаб. 152а).
По-видимому, после 7 в. в странах Востока среди евреев участились случаи многоженства, что отражало, очевидно, влияние нравов мусульманского окружения. Чтобы отмежеваться от норм ислама, были внесены определенные коррективы в талмудическое семейное право. Так, к концу 7 в. была издана таккана (см. Такканот), позволявшая женщине, разводящейся с мужем на том основании, что он ей противен, получать сумму, установленную в ктуббе (ср. Кт. 63б). В начале 11 в. Гершом бен Иехуда Меор ха-Гола ввел запреты многоженства и развода без согласия жены. Принятые повсеместно в ашкеназских (см. Ашкеназы) общинах, эти запреты, однако, не были приняты сефардскими (см. Сефарды) общинами Западной и Южной Европы, а также общинами Востока и Магриба. Тем не менее, и в их среде эти либеральные постановления повлияли на положение женщины. Так, в Северной Франции, в Испании и, видимо, в некоторых общинах Северной Африки были введены в 12–14 вв. постановления, карающие отлучением от общины (см. Херем) мужей, дурно обращающихся с женой, и обязывающие мужа не только дать жене развод в случае его крайне дурного поведения по отношению к ней (например, побоев), но и обеспечить ее средствами к существованию после развода. Другое постановление запрещало мужу отлучаться из дому без согласия жены дольше чем на 18 месяцев. Такие, нередкие в средние века, длительные отлучки мужа (вызванные чаще всего торговыми делами) возлагали на женщину помимо ее обычных забот по хозяйству еще и ответственность за пропитание семьи (часто и содержание мужа) и воспитание детей.
Тяжелые условия существования и ранние браки были основными причинами низкого уровня образования евреек в средние века. Большинство их не знало иврита; поэтому уже в 12–13 вв. ряд религиозных авторитетов ашкеназского еврейства выдвигают требование обучать женщин чтению молитв, написанных специально для них на разговорном языке общины.
Талмуд и более поздние источники сохранили, как и Библия, имена многих выдающихся женщин, прославившихся ученостью, особыми достижениями или высокими душевными качествами. Таковы сказание о Рахели, которая вышла замуж по любви за Акиву, служившего у ее богатого отца пастухом, только после того, как он обещал ей заняться изучением Торы (Кт. 62б-63а); рассказы об учености, богобоязненности и остроумии Брурии, жены рабби Меира; Талмуд даже приводит галахические решения от ее имени (Псах. 62б; Бр. 10а; Эр. 53б). В 16 в. прославились общественной деятельностью, коммерческой предприимчивостью и филантропией донна Грация Наси (см. Иосеф Наси) и глубокой ученостью — Ривка Тиктинер; известны автор мемуаров Гликель из Хамельна и составительница молитв для женщин Сара Бат-Товим, жившие в 17 в.
Отношение каббалистов к женщине вытекало из их взглядов на присутствие женского элемента в Божестве (см. Сфирот, Шхина). С одной стороны, эти взгляды развивали уважение к женщине — земному отражению высших тайн; с другой стороны, поскольку женское начало в Боге, согласно каббалистическим представлениям, пассивно, считалось, что женщина менее способна, чем мужчина, к высшим формам духовного творчества (см. Каббала, Лилит).
Хасидизм относится к женщине с почтением, предписываемым Галахой. Особым уважением пользовались такие личности, как Одл, дочь рабби Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това; Сара, мать Арье Лейба Сореса; Фрида, дочь рабби Шнеура Залмана из Ляд. Некоторые особенно набожные женщины стали даже цаддиками. Наиболее известной среди них была Ханна Рахель Вербермахер (1805–1892), известная в народе как Людмирская дева (см. Владимир-Волынский).
В период эмансипации важную роль в культурной жизни Германии играли салоны еврейских женщин в Берлине — Генриетты Герц, Рахели Фарнхаген-Левин (1771–1833) и Фани Арнштейн (1757–1818).
В новое время как движение Хаскала, так и реформизм в иудаизме стремились улучшить положение еврейской женщины, добиться ее равноправия в еврейском религиозном законодательстве. В последние годы реформистские и даже некоторые консервативные (см. Консервативный иудаизм) конгрегации в США стали допускать женщин к должностям раввинов и канторов, а также приобщать их к миньяну.
С момента возникновения нового ишува в Израиле женщины играют активную роль в его жизни. Летом 1914 г. небольшая группа молодых женщин, участниц второй алии, основала Мо‘эцет ха-по‘алот (Совет трудящихся женщин; см. На‘амат) — первую женскую организацию в стране, готовившую своих членов к физическому труду и участию в общественной деятельности наравне с мужчинами. Несмотря на сопротивление крайних религиозных кругов, женщины Израиля участвовали, начиная с 1920 г., в выборах в представительные учреждения ишува. Значительную роль в его жизни и борьбе играли Генриетта Сольд, Маня Шохат, Рахель Янаит Бен-Цви (см. И. Бен-Цви) и многие другие. Во время Второй мировой войны три тысячи евреек из подмандатной Палестины поступили добровольцами во вспомогательные формирования британской армии.
В Государстве Израиль девочкам и мальчикам предоставлено равное право на образование. Во всех высших учебных заведениях число женщин-студенток не уступает числу мужчин. На выборах в Кнесет 8-го и 9-го созывов (1973, 1977) прошло девять женщин-депутатов. Наиболее известной израильской женщиной является Голда Меир, занимавшая пост главы правительства Израиля с марта 1969 г. по июнь 1974 г. Женские организации всех политических оттенков, как и неполитические движения, очень активны в сферах воспитания и социальной помощи. Женщины подлежат призыву в армию и деятельно участвуют в обороне страны. Они привлекаются к административной, медицинской и хозяйственной службе, включая службу связи, а также выполняют общеобразовательную и культурную работу среди отсталой части населения и среди новых репатриантов. От воинской повинности освобождаются замужние женщины, а также девушки, отказывающиеся служить в армии по религиозным соображениям.
Всеобщее избирательное право распространяется также на получивших лишь в Государстве Израиль право голоса арабских женщин. Закон о равноправии женщин (1951) предоставляет женщинам юридическое равноправие с мужчинами. По этому закону замужние женщины имеют право владеть и распоряжаться имуществом независимо от мужа; мужу и жене предоставлено равное право на опеку детей. Религиозные суды обязаны считаться с этим законом даже в тех случаях, когда он противоречит традиционным нормам семейного права (см. Право еврейское) — еврейского, мусульманского или христианского. Согласно закону о равноправии женщин, развод, данный мужем жене против ее воли, является уголовным преступлением. Этим охраняются прежде всего права женщин-мусульманок. Тот же закон запрещает полигамию как евреям, так и мусульманам.
Другим важным вкладом в осуществление равноправия женщин является Закон о равной плате за равный труд (1964), распространяющийся как на частных, так и на государственных работодателей. Женщинам практически открыты все виды деятельности. Закон ограничивает труд женщин только в тех случаях, когда характер работы может повредить ее здоровью. Эти ограничения содержатся в Законе о женском труде (1954), который также гарантирует женщинам неувольнение в случае беременности и право на неоплачиваемый годовой отпуск после родов. В рамках системы национального страхования женщина имеет право и на трехмесячный оплачиваемый родовой отпуск.
Лишь в области семейного права, подлежащего исключительно юрисдикции религиозных судов, существуют основанные на Галахе ограничения равноправия женщин, главным образом в вопросах, относящихся к расторжению брака. В последнее время раввинские инстанции Израиля пытаются облегчить или преодолеть эти ограничения (особенно в отношении женщин, чьи мужья пропали без вести; см. Агуна). Процедура халицы, которая все еще действует в Израиле, является предметом обсуждений и споров. Все шире распространяется мнение, что чем бы ни оправдывалась эта процедура в далеком прошлом, она не соответствует общественному положению современной женщины. В одном отношении еврейские законы дают женщине преимущество перед мужчиной: национальная принадлежность детей от смешанных браков определяется по национальности матери, а не отца.
Хотя равноправие женщины в Израиле провозглашено законом, его практическое осуществление все еще во многом зависит от традиций и обычаев различных еврейских общин. Осуществление равноправия женщин, принадлежащих к восточным или крайне ортодоксальным общинам, сталкивается со значительными трудностями. Борьба за полное равенство женщин и мужчин является одной из неотъемлемых черт общественной жизни в Израиле. Возникшие в еврейском обществе подмандатной Палестины феминистские движения приобрели в Израиле новые формы и масштабы.