жидовствующие
ЖИДО́ВСТВУЮЩИЕ, принятое в православной церкви название ряда религиозных групп, существовавших в России начиная со второй половины 15 в. и обвиняемых церковниками в склонности к иудаизму. Аналогичное обозначение («иудействующие») часто применялось христианской церковью (особенно в Византии) по отношению к различным еретическим течениям, в которых усматривали близость к иудаизму.
В русской исторической литературе, а также в советской до конца 1960-х гг. термин «жидовствующие» относится к еретическому движению, которое зародилось в Новгороде в конце 15 в. Возникновение этой ереси в Новгороде, по словам летописца, связано с тем, что Схария Жидовин, прибывший в город из Киева в свите князя Михаила Олельковича (Александровича) в 1471 г., «совратил в жидовство» новгородских священников Алексея и Дениса, которые, по-видимому, стали главными распространителями ереси в городе. Великий князь московский Иван III (Васильевич) назначил этих священников на высокие церковные посты в Москве. Таким образом, в Москве возник новый центр ереси, к которой примкнула невестка великого князя Елена и влиятельный придворный дьяк Федор Курицын.
Новгородский архиепископ Геннадий, стремясь искоренить ересь, начал преследование еретиков. У арестованных были обнаружены тетради, по которым они «молились по-жидовски» (возможно, «Псалтырь Федора Жидовина», которая была, по существу, русским переводом махзора). Часть еретиков под пытками отреклась от ереси, часть бежала в Москву, где нашла покровительство великого князя. Состоявшийся в 1490 г. церковный собор осудил жидовствующих, вменив им в вину осквернение икон и надругательство над крестом, а также то, что они «хулы изрекали на Иисуса и Марию» и «чли субботу паче воскресения Христова». По свидетельству летописца, жидовствующие праздновали также еврейскую Пасху.
Влияние ереси жидовствующих достигло вершины в 90-х гг. 15 в. В начале 16 в. борьба против жидовствующих тесно переплеталась с политической борьбой различных группировок вокруг кандидата на наследование престола. Жидовствующие поддерживали Дмитрия, сына княгини Елены, однако Иван III в 1502 г. назначил наследником своего сына Василия. После смерти Курицына в 1504 г. Иван III санкционировал преследование жидовствующих. Некоторые из еретиков были сожжены на кострах, некоторые бежали в Литву, где формально приняли иудаизм. В результате этих событий ересь жидовствующих исчезла с политического и культурного горизонта Руси.
Распространение ереси жидовствующих сопровождалось появлением переводов с иврита на русский некоторых библейских книг и сочинений еврейских писателей по логике (например, труда Маймонида, известного в переводе на иврит под названием «Миллот ха-хигайон» или «Шмот ха-хигайон» — «Слова логики» или «Термины логики»), астрологии и астрономии («Шестокрыл» — «Шеш кнафаим», 1365 г., Иммануэля бен Я‘акова Бонфиса) и другим наукам, — главным образом с целью доказать правильность еврейского летосчисления и исторической традиции в сравнении с византийскими. Полемика между жидовствующими и православной церковью обогатила духовную жизнь России конца 15 в. — начала 16 в. Существует предположение, что резко отрицательное отношение к иудаизму и евреям в Московской Руси, неизвестное там до начала 16 в., имеет своим истоком борьбу официальных властей и церкви с жидовствующими.
В начале 18 в. в России вновь появляются иудействующие секты, однако связь между ними и жидовствующими 15 в. не прослеживается. Митрополит Дмитрий Ростовский упоминает о сектантах, «иже по-жидовски субботу постят». Со второй половины 18 в. группы жидовствующих получают весьма широкое распространение. В начале 19 в. начинаются систематические официальные гонения против сект жидовствующих. В 1820 г. совет министров принял решение рекомендовать местным властям ограничиваться ссылкой проповедников на вечное поселение на Кавказ, не применяя при этом карательных мер против пассивных членов сект, однако предписал во всех официальных документах именовать сектантов «жидовствующие». В 1823 г. граф Кочубей представил совету министров меморандум, в котором указывал на широкое распространение ереси жидовствующих в России, оценивая число ее приверженцев в двадцать тысяч человек. Было решено призвать в армию всех распространителей ереси, а непригодных к военной службе сослать в Сибирь; кроме того, было принято решение об изгнании евреев из тех областей, в которых было отмечено появление ереси. В результате этих преследований многие сектанты формально возвратились в лоно православной церкви, продолжая, однако, тайно соблюдать обычаи своих сект.
Положение жидовствующих еще более ухудшилось с вступлением на престол Николая I. Уличенные в соблюдении еврейских обычаев забирались в армию или целыми деревнями ссылались в Сибирь. Многие сектанты были сосланы в Закавказье, где основали процветающие деревни и преуспели в распространении ереси среди русских колонистов. Воцарение Александра II положило конец административным преследованиями жидовствующих, и многие сектанты стали открыто исповедовать свою религию. В 1887 г. правительство официально признало за сектантами право совершать брачные и похоронные церемонии в соответствии с обрядами секты. Манифест (17 апреля 1905) о свободе совести, гарантировавший ее гражданам Российской империи, означал отмену всех дискриминационных законов против иудействующих сект. В специальном циркуляре правительство указывало, что сектанты, соблюдающие субботу, не должны рассматриваться в качестве евреев и, следовательно, на них не распространяются ограничительные законы относительно евреев.
Все, кто приходил в соприкосновение с членами сект жидовствующих, включая и их оппонентов, отмечали их трудолюбие, трезвость, грамотность и высокую нравственность. Об отдельных сектах см. Геры, Субботники.