Иехуда ха-Наси
ИЕХУДА́ ХА-НАСИ́ (известен также как Раббену ха-кадош — `наш святой учитель`, или просто Рабби; вторая половина 2 в. – начало 3 в.), наси Иудеи, собиратель и редактор Мишны.
Сын раббана Шим‘она бен Гамлиэля II. Согласно аггадической легенде (см. Аггада), Иехуда ха-Наси родился в тот день, когда умер мученической смертью рабби Акива. Среди учителей Иехуды ха-Наси был его отец, а также Иехуда бар Илай, Шим‘он бар Иохай, рабби Меир и другие выдающиеся законоучители того времени. Как современники, так и последующие поколения относились к Иехуде ха-Наси с величайшим благоговением, ставя его в один ряд с Шим‘оном Праведным, Маттитьяху Хасмонеем, Мордехаем и Эсфирью. Большая часть деятельности Иехуды ха-Наси протекала в Бет-Ше‘ариме, где находилась возглавляемая им иешива; последние 17 лет своей жизни Иехуда ха-Наси провел в славившемся целебным климатом Циппори, куда он переехал из-за пошатнувшегося здоровья.
Целью деятельности Иехуды ха-Наси было укрепление веры и упрочение позиции евреев в Эрец-Исраэль, формирование национальных религиозных институтов и поддержание национального единства. Признание Иехуды ха-Наси римскими властями во времена династии Северов главой палестинского еврейства в сочетании с его личным богатством обеспечили ученому возможность поднять статус наси до уровня, равного статусу правителя. Наси превратился в духовного и политического вождя еврейского народа, а его двор приобрел царственное великолепие. Богатство Иехуды ха-Наси позволяло ему оказывать щедрую помощь изучающим Тору. С целью поощрения изучения Торы Иехуда ха-Наси освободил законоучителей (см. Талмид-хахам) от уплаты городских налогов (что, между прочим, имело и отрицательные последствия: увеличивая тяготеющее над остальными гражданами налоговое бремя, эта привилегия порождала недовольство прослойкой ученых). Иехуда ха-Наси принял ряд мер, направленных на улучшение экономического положения еврейского населения и на упрочение его позиций в тех областях Эрец-Исраэль, где после разрушения Второго храма и затем Бар-Кохбы восстания резко увеличилась численность нееврейского населения. Так, он официально исключил из пределов Святой земли некоторые области, что снимало с их жителей обязанность платить храмовую десятину, а также предпринял попытку разрешить пользование урожаем субботнего года. Деятельность Иехуды ха-Наси в направлении внутренней консолидации еврейства нашла свое выражение также в том предпочтении, которое он оказывал ивриту перед арамейским языком, получившим в то время широкое распространение среди евреев.
Влияние возглавляемого Иехудой ха-Наси бет-дина, который при нем приобрел наивысший авторитет, распространялось не только на Галилею, где находился наси, но и на всю страну и еврейскую диаспору. При Иехуде ха-Наси прерогатива объявления новолуния и согласования еврейского календаря с солнечным годом перешла от законоучителей Иудеи к бет-дину. Почет, оказываемый Иехудой ха-Наси вавилонскому эксиларху, а также включение им вавилонских законоучителей в круг своих приближенных позволили Иехуде ха-Наси упрочить связи с влиятельной вавилонской диаспорой.
Его политика по отношению к Риму отличалась осторожностью: сознавая, что евреи не в состоянии оказать существенного влияния на ход событий в Римской империи, Иехуда ха-Наси считал, что забота об этом должна быть предоставлена «Тому, Кто вершит судьбами народов». По этой причине евреи, в отличие от самаритян, не присоединились ни к одной из сторон во время борьбы за власть между будущим императором Септимием Севером и Песценнием Нигером, вылившейся в 192 г. в гражданскую воину. Хотя отношение Иехуды ха-Наси к римлянам было отрицательным (ему приписывается фраза: «Разрушителям Второго храма суждено стать добычей персов» /Иома 10 а/), он, однако, стремился поддерживать с властями хорошие отношения, с тем чтобы обеспечить осуществление стоявших перед ним национально-религиозных целей. Одним из результатов усилий Иехуды ха-Наси в этой области было достижение большей юридической автономии еврейства Эрец-Исраэль.
Всеобщее признание исключительных заслуг Иехуды ха-Наси сыграло решающую роль в отношении к нему большинства современных ему законоучителей, хотя некоторые меры наси вызывали критику и даже противодействие последних. Однако никогда до него законоучители не пользовались таким влиянием во всех слоях народа, и никогда авторитет Торы не был столь высок. Сочетание в личности Иехуды ха-Наси политического и административного дарования с глубокой ученостью снискали этому законоучителю высочайший авторитет, позволивший ему осуществить кодификацию Мишны. Отбирая материал, Иехуда ха-Наси стремился, очевидно, отразить в Мишне все богатство и разнообразие галахического (см. Галаха) творчества своих предшественников и современников, придав ей тем самым высокую степень универсализма. Эта цель определила подход Иехуды ха-Наси к материалу: основная работа состояла в отборе материала, а не в выведении новых галахических решений. Свод, составленный Иехудой ха-Наси, стал собственно Мишной, а постановления и высказывания таннаев, не вошедшие в этот свод, получили название барайты. Статус и личный авторитет Иехуды ха-Наси сделали составленный им свод основой учения и юридических решений, которые по своему значению и святости уступали лишь Священному Писанию. Галахическое творчество последующих поколений рассматривалось как комментарий к Мишне — Гемара.
Многие амораи первого поколения были учениками Иехуды ха-Наси. На смертном одре Иехуда ха-Наси завещал: «Моему сыну Шим‘ону быть хахамом, моему сыну Гамлиэлю — наси, Ханина бен Хама да будет председательствовать» (Кт. 1036). Это завещание говорит о том, что Иехуда ха-Наси хотел восстановить коллективное руководство, существовавшее до него: хахам, наси и председатель (ав) бет-дина — с тем отличием, что право назначения на эти должности должно было быть непосредственной прерогативой наси, а не Синедриона, как это было ранее. Иехуда ха-Наси был похоронен в Бет-Ше‘ариме.