Израиль — народ в диаспоре. В средневековом христианском мире

ИЗРАИЛЬ — НАРОД В ДИАСПОРЕ. В СРЕДНЕВЕКОВОМ ХРИСТИАНСКОМ МИРЕ

Еврейский центр в Испании Расцвет духовного творчества евреев Испании Евреи Северной и Центральной Европы Общинное самоуправление и духовное творчество евреев-ашкеназов в средневековой Европе Испанское еврейство в 14–15 вв. Еврейский центр в Восточной Европе Еврейская автономия в Польше и Литве

С 11 в. западноевропейское еврейство начинает занимать все более значительное место в истории еврейского народа. Одним из важнейших факторов, определявших положение евреев в европейских странах, была политика церкви. Христианство считало себя законным наследником и продолжателем духовных традиций еврейского народа: согласно церковной доктрине, «Израиль во плоти», то есть еврейский народ, был избранником Бога до пришествия Иисуса; когда же большинство евреев отвергли Иисуса, они перестали быть избранным народом, и избранником стал «Израиль во духе», то есть христианская церковь. Постепенно в сознании христианских народов выкристаллизовалась точка зрения на евреев как на народ-богоубийцу, и, в соответствии с церковными догмами, все евреи во всех поколениях несут ответственность за распятие Иисуса.

В 4 в. христианские императоры сохранили за евреями право беспре­пятственно исповедовать свою веру и признали ее «дозволенной религией», что вызвало недовольство отцов церкви. В 5 в. угнетение евреев превратилось в церковную догму: весь мир должен был видеть, как караются за совершенное преступление потомки тех, кто некогда был «избранником», и как церковь торжествует над «поверженной синагогой»; по мнению Августина, угнетенное еврейство служит доказательством истинности христианства.

Время от времени римские папы выносили постановления и издавали указы, регулировавшие отношение к евреям. Основной целью этих эдиктов было удержать евреев в угнетенном состоянии. Вместе с тем возбранялось физическое и материальное преследование евреев, а также насильственное крещение; не разрешалось строить новые синагоги, хотя воспрещалось разрушать уже существующие. В действительности христианские властители не всегда считались с этими принципами. Например, вестготские короли 7 в.– начала 8 в. обязали всех евреев государства принять христианство. Возникла жестокая слежка за насильственно крещенными; у упорствующих отбирали детей, а самих наказывали или продавали в рабство.

В 13 в. борьба церкви против евреев еще более усилилась. Особенной жестокостью отличался папа Иннокентий III; в некоторых из его булл самая низменная клевета на евреев была представлена как неоспоримая истина. На 4-м Латеранском соборе в 1215 г. было принято несколько антиеврейских постановлений, в частности, об обязательном ношении отличительного знака. В течение 13 в. в решениях церковных соборов проявляется тенденция натравливать христиан на евреев.

Подавляющее большинство евреев Европы жило в городах, и их образ жизни и домашний уклад все более уподоблялись таковым их соседей-христиан. Средневековый город, особенно начиная с 12 в., был очагом как религиозного, так и социального брожения. Отношение городской черни к евреям зачастую решало их судьбу, хотя правовое положение евреев определялось городским патрициатом. С 12 в., когда евреям разрешалось заниматься только унизительными профессиями, к религиозной враждебности прибавилась также экономическая: еврей становился не только чужаком-пришельцем, над которым тяготеет проклятие Бога, но и презираемым ростовщиком.

Положение евреев в христианских странах средневековья создало почву, на которой возникали страшные наветы, принимавшиеся христианскими массами как неопровержимые факты. Наиболее страшным был кровавый навет в английском городе Норвич (ныне Норидж) в 1144 г. В результате кровавых наветов евреев подвергали казни, а иногда уничтожали целые еврейские общины. С 13 в. получил распространение навет, связанный с осквернением гостии.

Когда в 1348–49 гг. Европу постигла опустошительная чума, евреев обвиняли в отравлении колодцев: в народе был пущен слух, что эмиссары еврейских «мудрецов» и старейшин привезли — не то из Стамбула, не то из Иерусалима — мешочек с ядом, и евреи стали систематически отравлять колодцы, чтобы истребить христиан. В большинстве европейских стран это обвинение привело к уничтожению целых еврейских общин. В германских странах были убиты все евреи в сотнях городов.

Преследования такого рода и в таких размерах были все же исключительным явлением, связанным с бедствиями, мятежами и вспышками религиозного фанатизма. В обычных условиях власти ограждали евреев от грабежа и насилия. Были установлены юридические нормы, определявшие положение евреев. Евреям выдавались грамоты, в которых указывались их права, мера предоставленной им защиты, дозволенные занятия и пределы самоуправления общины. Эти грамоты — «привилегии» — легли в основу «уложений о евреях» в христианских государствах. Евреи стремились добиться расширения своих прав, и привилегии менялись в зависимости от степени заинтересованности властей в услугах евреев, а также от колебаний в настроениях масс и от влияния церкви. Переговоры о предоставлении привилегий велись евреями, обладавшими влиянием при дворе правителя. Доказывая огромную экономическую пользу, приносимую государству деятельностью евреев, они отстаивали свои требования при составлении привилегий и следили за их соблюдением. Церковь утверждала, что в наказание за распятие Иисуса евреи обречены на вечное рабство. В глазах германских народов чужестранцы («гости») всегда считались «королевскими рабами», и к этой категории причислялись также евреи. Король обеспечивал им личную неприкосновенность, а также неприкосновенность их имущества. До 1-го крестового похода такое юридическое положение не стесняло евреев в их правах. Лишь с начала этой эпохи во всех странах Западной Европы все более подчеркивается рабская зависимость евреев. В конце 12 в. испанские юристы постановили, что евреи и «сарацины», то есть мавры, — «королевские рабы». В 13 в. английский король вынес решение, по которому право жительства в стране могут получить только евреи, приносящие пользу королю. В этом же столетии германский император Фридрих II дает новое определение положения евреев — «рабы нашей короны» (камеркнехты).

Это «рабство», однако, нигде не привело к закрепощению евреев. Еврейские писатели 13 в. и последующих столетий отмечали, что, согласно государственному закону, евреи не приписаны к месту жительства и имеют право на свободное передвижение. Состояние «рабства» заключалось в том, что жизнь евреев и их имущество принадлежали властелину, который по своему усмотрению мог уступать право владения ими другим феодальным князьям. Такого рода порабощение имело и положительную сторону, так как возлагало на короля обязанность защищать евреев и оберегать их в качестве своей собственности.

1. Еврейский центр в Испании (11–14 вв.). В 11 в. христианские княжества Испании начали наступление с севера для отвоевания Пиренейского полуострова у арабов. Реконкиста велась с переменным успехом, однако постепенно христианам удалось одержать верх, и до 14 в. они овладели большей частью полуострова, вытеснив мавров. Реконкиста имела решающее значение в истории евреев Испании. Войны с маврами усилили религиозную нетерпимость христианской Испании. Культурный уровень завоевателей был намного ниже побежденных ими мусульман. На завоеванных землях христиане застали процветающее хозяйство. Для того, чтобы сохранить достижения арабского хозяйства, христиане должны были решить целый ряд проблем, как, например, заселение городов. Завоеватели не могли оставить там мусульман, с которыми еще велась война, а большая часть христиан была земледельцами или воинами. В лице евреев христианские короли нашли городской элемент, готовый продолжать прежние занятия и, используя свой опыт, развивать городскую жизнь. Евреи знали арабский язык и были хорошо знакомы с мусульманской культурой. Христиане остро нуждались в евреях, среди которых были не только люди со всесторонним образованием, но и специалисты во многих отраслях практических знаний: врачи, переводчики, администраторы и финансисты. Таким образом в Испании создалась парадоксальная ситуация: в крайне фанатичных христианских королевствах 14 в., то есть до завершения Реконкисты, отношение к евреям со стороны властей было лучше, чем в др. христианских странах. Евреи стали важным фактором в формировании испанской нации и оказали большое влияние на жизнь и культуру ее высших слоев. Для евреев это означало более тесное сближение с культурой этой страны по сравнению с другими странами диаспоры и более разнообразную творческую деятельность.

Христианский фанатизм вызвал ответную волну нетерпимости со стороны мусульман. В 40-х гг. 12 в. одержало первые победы новое мусульманское движение Альмохадов, которые, овладев Северной Африкой, вторглись в Испанию. Евреев подвластных им стран Альмохады поставили перед выбором: принять ислам или умереть. Значительная часть евреев формально приняла ислам, но многие бежали на север, в христианские страны. Покровителем бежавших стал Иехуда Ибн Эзра, бывший главным сборщиком податей при дворе Альфонса VII Кастильского. Позднее он, по-видимому, был назначен организатором армии, сражавшейся против мусульман, и комендантом пограничной крепости Калатрава. По свидетельству летописца-современника, бегство евреев на север приняло огромные размеры. Многие бежали на юг, в другие мусульманские страны, не подчиненные Альмохадам.

Завоевания христиан, с одной стороны, и вторжение Альмохадов, с другой, были переломным пунктом в истории евреев Испании. Центр еврейской культуры и общественной деятельности переместился из мусульманских стран в христианские. В результате побед христиан часть мусульманского населения бежала, и христианские правители были вынуждены заново организовывать администрацию отвоеванных областей. Они раздавали земельные участки и дома в городах своим приближенным и лицам, которых они считали желательным элементом для заселения городов. Образованные и предприимчивые евреи ведали государственными финансами, назначались на дипломатические посты и должности, связанные с организацией военного дела. Многие еврейские врачи стали лейб-медиками христианских королей и зачастую совмещали финансовую и политическую деятельность со своей основной профессией. Придворных евреев наряду с христианами короли награждали поместьями в завоеванных областях. Сохранились государственные документы, скрепленные подписью евреев, занимавших высокие посты. Иногда они подписывались по-еврейски. Королевские грамоты свидетельствуют о том, что христианские правители видели в евреях благонадежный элемент и охотно выделяли им обширные городские кварталы, большей частью расположенные в благоприятных для торговли пунктах и хорошо укрепленные. Таким, например, был еврейский квартал в Туделе, окруженный крепостной стеной и представлявший собой как бы самостоятельный город. В 1170 г. король издал привилегию для евреев Туделы, согласно которой он брал на себя заботу об исправности крепостных стен, а евреи, в свою очередь, обязывались защищать эту крепость от врагов короля. В пределах своего квартала евреям было предоставлено право обороняться от нападений, и если нападающий был убит, евреи не несли ответственности перед судом.

Источником доходов высших слоев еврейского населения Испании была служба при королевском дворе и различные государственные должности. Были также неевреи, выполнявшие различные экономические функции при дворах вельмож и при монастырях. Среди испанских евреев были и крупные купцы, а также мелкие купцы и посредники и многочисленные ремесленники. Евреи были владельцами морских судов, и некоторые сами отправлялись в далекие путешествия, как, например, Биньямин из Туделы. До конца 13 в. экономическое положение евреев Испании было устойчивым.

В эпоху христианского завоевания еврейские общины в городах сохранили прежние формы самоуправления. Руководители общин именовались старейшинами (зкеним или мукадмим); продолжали действовать общинные судьи (даяним). Вплоть до изгнания евреев из Испании в общинах было принято присуждать доносчиков к смертной казни. Беспощадная борьба с доносительством и тот факт, что за это преступление выносили смертные приговоры, свидетельствуют о широте полномочий еврейских судов. С течением времени в Кастилии было создано центральное управление всех еврейских общин королевства; во главе его стоял «придворный раввин» (раб дель корте), который периодически созывал съезды представителей общин. Один из съездов такого рода состоялся в 1354 г.; на съезде были приняты важные решения, касавшиеся форм ходатайства перед правительством и обороны еврейских общин.

В 13 в. в еврейских общинах разгорелась ожесточенная внутренняя борьба, когда широкие слои общин — лавочники и ремесленники — выступили против правящей общинами олигархии. Одним из поводов к конфликту был вопрос о распределении налогового бремени. Богатые олигархи склонялись к методу, получившему название псак (`постановление`) и заключавшемуся в том, что податный инспектор оценивал по своему усмотрению имущество налогоплательщика и взимал с него соответствующий налог. Низшие слои общины, со своей стороны, требовали системы хода‘а (`декларации`), согласно которой налог устанавливался на основании клятвенного заявления налогоплательщика о его имуществе и доходах; предполагалось, что никто не осмелится дать ложное показание под клятвой и таким образом избежать уплаты налога. Иногда на этой почве возникала организованная борьба между «группой простолюдинов» (кат ха-хавура) и руководством общин, как, например, в 1246 г. в Сарагосе. Каждая из сторон обращалась с жалобами к королю. На общем собрании членов общины ее бессменные руководители были смещены большинством голосов. В результате стороны пришли к соглашению, в силу которого податные инспекторы продолжали устанавливать размер налога, но в состав оценочной комиссии должны были входить представители всех сословий общины.

Со временем и в других общинах Испании их члены начали требовать привлечения к участию в управлении делами общины. Продолжительная борьба велась в барселонской общине и закончилась в 1327 г. компромиссом: был утвержден «совет тридцати», назначавший судей и ревизоров и выносивший постановления большинством голосов. Этот расширенный совет, однако, избирался доверенными лицами и судьями, назначенными прежним общинным советом. Таким образом, несмотря на то, что органы самоуправления были расширены, круг руководителей оставался ограниченным. Классовый антагонизм был результатом духовных и социальных противоречий, характерных для общественной жизни испанского еврейства этой эпохи. Тесная связь с королевскими дворами и культурное влияние окружающей среды привели к тому, что придворные лейб-медики, переводчики и т. п., занимавшие высокие посты, представляли собой замкнутую общественную группу, гордившуюся своим положением. Эта группа, состоявшая в большинстве из просвещенных людей, считала себя не только преуспевающей в делах мира сего, но и достигшей совершенства в религиозном отношении, так как, приобщившись к культуре окружающей среды, члены этой группы остались верны религиозным заветам иудаизма и были защитниками и руководителями еврейской общины. Сознание превосходства и проистекающее из этого высокомерие по отношению к остальным членам общины усиливали классовый антагонизм в еврейских общинах Испании.

2. Расцвет духовного творчества евреев Испании. Специфические условия экономического и социального характера, в которых формировалась и развивалась культура испанского еврейства, наложили особый отпечаток на его духовное творчество. Многогранность, глубина и размах этого творчества отражает высокий уровень культуры, достигнутый еврейскими общинами Испании преимущественно в 13–15 вв.

Одним из наиболее выдающихся представителей еврейской культуры в Испании был поэт и философ Иехуда ха-Леви, жизнь и деятельность которого протекали в эпоху начала Реконкисты и крестовых походов, что наложило неизгладимый отпечаток на его образ мыслей и творческое воображение. Творчество Иехуды ха-Леви, величайшего еврейского поэта средневековья, включает почти все существовавшие в то время поэтические формы и отличается исключительным многообразием тематики. Еще при жизни Иехуда ха-Леви считался «королем поэтов». Не меньшее значение имели и его философские труды, в которых центральной темой служит проблема еврейской диаспоры в свете избранничества народа Израиля. Значительная часть его философских рассуждений посвящена причинам нынешнего унижения еврейского народа и обоснованию необходимости его будущего избавления. Свои заветные мысли о грядущем возрождении еврейской нации Иехуда ха-Леви изложил в сочинении «Кузари», написанном по-арабски.

В том же поколении творил Аврахам Ибн Эзра, выдающийся эрудит во многих областях знаний и культуры своего времени. Основной труд Ибн Эзры — комментарий к Библии, представляющий собой одну из первых исторических попыток дать ей рационалистическое истолкование путем грамматического и логического анализа текста (зачастую — в противоположность традиции Аггады и Мидраша). Во 2-й половине 12 в. сначала в Испании, а затем в Египте действует величайший еврейский мыслитель средневековья Маймонид (Моше бен Маймон, еврейская аббревиатура Рамбам). Семья Моше бен Маймона в 1148 г. была вынуждена покинуть Испанию из-за преследований фанатичных Альмохадов, установивших контроль над страной. После длительных странствий по городам Северной Африки и Эрец-Исраэль Маймонид осел в Египте, где стал придворным врачом и главой (нагид) еврейской общины и занимал эти два поста до самой смерти. Среди основных произведений Маймонида — Мишне Тора (на иврите), систематизированный кодекс законов, догматов и обрядов, основанный на Библии и Талмуде, комментарий к Мишне, а также философские сочинения на арабском языке, из которых наиболее значительным является «Наставник колеблющихся»; Маймонид составил также сотни респонсов на галахические темы (см. Галаха), а также около десятка написанных по-арабски медицинских трудов.

Произведения Маймонида получили широкое распространение и еще при его жизни были восторженно приняты евреями Испании и юга Франции. Однако наряду с почитателями у Маймонида появились и противники, оспаривавшие, в первую очередь, аристотелевский элемент философии Маймонида. После смерти Маймонида спор еще более обострился. В полемику вмешалась христианская инквизиция, предавшая сожжению его книги. Этот акт произвел столь угнетающее впечатление на огромное большинство евреев, что дискуссия сама собою прекратилась, а многие прежде колебавшиеся приняли сторону Маймонида, деятельность которого оказала решающее влияние на еврейское религиозно-духовное творчество и даже на пути христианской теологии.

В течение 13 в. в Испанию и южную Францию проникают новые веяния. С одной стороны, усиливается влияние тосафистов (см. Тосафот), создавших в северной Франции и Германии свою собственную систему изучения и толкования Талмуда, а с другой — начинается быстрое распространение нового мистического учения — каббалы. Начало последнему положили мистические объединения в Провансе; постепенно завоевав значительное число приверженцев и пройдя несколько стадий развития, каббалистическое учение сыграло важную роль в истории культуры еврейского народа и в его общественной жизни. Каббала представляла собой продолжение и развитие древних мистических учений, существовавших в еврействе. Исходя из положения, что человек может созерцать Бога путем мистического единения с Ним, каббала придавала особое значение сокровенному смыслу имен Бога и ангелов и пыталась найти ключ к тайнам бытия и Божественных заповедей, в частности, путем интерпретации числового значения слов и букв Библии (см. Гематрия). Одним из главных представителей каббалистического учения был Нахманид (Рамбан — рабби Моше бен Нахман; сер. 13 в.). Сторонники нового мистического движения выступили против религиозного рационализма, нашедшего наиболее полное воплощение в трудах Маймонида. Каббалисты обвиняли сторонников Маймонида в том, что те относятся к греческой философии с большим уважением, нежели к талмудической мудрости, погрязают в мирских наслаждениях и зачастую пренебрегают религиозными предписаниями. Сторонники Маймонида, со своей стороны, обвиняли своих оппонентов в том, что их мистические учения обнаруживают влияние христианства и отступления от монотеизма; противясь научно-философскому постижению природы и Торы, они отказываются от единственного источника религиозного познания.

От исхода дискуссии зависело дальнейшее направление развития еврейской культуры, воспитание еврейской молодежи и формирование жизненного уклада еврейского общества.

3. Евреи Северной и Центральной Европы (11–15 вв.). В 11–13 вв. в странах Северной и Центральной Европы еврейские общиныдостигают относительного благополучия, несмотря на постепенное усиление антиеврейской идеологии, насаждавшейся церковью среди населения. В условиях натурального хозяйства, господствовавшего в Северной и Центральной Европе, евреи, занимавшиеся по преимуществу торговлей, были незаменимым экономическим фактором. Так, например, в 1084 г. несколько еврейских семейств из Майнца были приглашены епископом Шпейера, предложившим им самые широкие права и особый укрепленный квартал, который они сами могли бы защищать. Епископ гарантировал евреям полную свободу торговли и широкую внутреннюю автономию.

В конце 11 в., вскоре после нормандского завоевания (1066 г.), евреи северной Франции начинают поселяться в Англии. Однако основная еврейская эмиграция шла из Центральной Европы, с берегов Рейна, на восток и на юг Германии, а позднее — в славянские страны: Богемию, Моравию, Польшу и Литву. Евреи этого района назывались ашкеназами (то есть германскими), в отличие от сефардов (испанских), проживавших в Испании и Средиземноморье. Ашкеназские общины были немногочисленны — община в 100–200 семей считалась большой.

Первыми на новые места прибывали купцы, покупавшие у рыцарей их военную добычу, а иногда ссужавшие их деньгами под проценты. По мере того как евреи стали принимать активное участие не только в международной, но и в местной торговле, укреплялась их связь с новыми местами поселения. До конца 11 в. экономическая деятельность еврейских купцов была, очевидно, весьма успешной, а их правовое положение — вполне удовлетворительным. Притеснения евреев городскими и королевскими властями были исключительным явлением. Так, например, в начале 11 в. (1007 г.) евреи подверглись ряду ограничений во Франции, а в 1012 г. император Генрих II приказал изгнать евреев из Майнца. Однако, судя по привилегиям конца 11 в., преследования эти вскоре прекратились, хотя монахи и низшее духовенство продолжали натравливать массы на чужаков-иноверцев. Эта затаенная вражда прорвалась в 1096 г., когда толпы рыцарей, горожан и крестьян отправились в 1-й крестовый поход (см. Крестовые походы). По Европе прокатилась волна погромов, зачинщики которых заявляли, что, выступая в дальний поход для освобождения гроба Господня от иноверцев-христоубийц, они не могут потерпеть их присутствия в своей собственной земле. Начавшись на юге Франции, погромы перекинулись весной 1096 г. на Прирейнскую область. Несмотря на то, что рейнские общины были заранее предупреждены о надвигающейся опасности, они лишь в самый последний момент обратились к императору с просьбой о защите, обещанной в привилегиях. Они платили огромные суммы епископам и начальникам городских гарнизонов за то, чтобы им были предоставлены форты и вспомогательные отряды для обороны. Однако солдаты, посланные для защиты евреев, отказывались защищать иноверцев от христианских воинов, отправлявшихся в крестовый поход, и покидали евреев на произвол судьбы. Некоторые епископы, как, например, Кельнский, стремились предотвратить погромы жестокими наказаниями погромщиков — смертной казнью или отсечением рук; другие, опасаясь за свою жизнь, бежали перед приходом крестоносцев, как, например, епископ Майнца.

Евреи в ряде случаев пытались сопротивляться погромщикам, как, например, в Майнце, где, облачившись в доспехи, они вступили в бой у ворот города, а затем — у ворот своего укрепленного квартала. Однако вооруженная борьба с искусными в военном деле рыцарями была заранее обречена на неудачу. Беззащитность жертв привела к беспримерной до того волне насилия, убийств и грабежей. Бывали случаи, когда охваченные ужасом евреи, а иногда — целые общины, переходили в христианство. Однако, как это было и раньше на протяжении еврейской истории, большинство евреев было готово умереть во имя своей веры. Во многих общинах, например, в Майнце, Ксантене и др., евреи сражались из последних сил, и когда не оставалось ни малейшей надежды на спасение, лишали жизни себя и свои семьи. Тысячи евреев совершили этот мученический подвиг.

Когда летом 1096 г. крестоносцы двинулись на юго-восток, они оставили за собой на берегах Рейна уничтоженные еврейские общины и горстку насильно обращенных в христианство. Продолжая свой путь, крестоносцы не прекращали зверств по отношению к евреям; овладев Иерусалимом в 1099 г., они загнали еврейских жителей города в синагогу и сожгли их живьем. Вместе с тем, несмотря на зверства, злодеяния и погромы, основная цель инициаторов погромов — обратить евреев в христианство — не была достигнута. Насильственно крещенные почти тотчас же вернулись в иудаизм, получив на это согласие императора Генриха IV, — вопреки протесту римского папы.

Гонения 1096 г. являются во многих отношениях поворотным пунктом в истории евреев Западной Европы (за исключением Испании): в глазах доведенной до истерического фанатизма толпы евреи оказались фактически вне закона; они утратили уверенность в своей безопасности даже в укрепленных кварталах. Стало очевидно, что во время взрыва религиозного фанатизма ни император, ни церковные власти не способны обеспечить евреям защиту, обещанную в охранных грамотах. Наказания за бесчинства были весьма редки и не могли предотвратить погромы. Хотя в последовавшие за этим годы погромов было мало, все же в продолжение всего 12 в. евреи жили в постоянном страхе, и их безопасность почти всецело зависела от покровительства властей.

Во время 2-го крестового похода, в 40-х гг. 12 в., настоятель монастыря Клерво, Бернар, выступил в особом послании против подстрекательств к погромам и успешно защищал евреев. Во время 3-го крестового похода во 2-й половине 12 в. защита, предоставленная евреям в Германии и Франции, была сравнительно эффективна. Однако к концу 12 в. гонения, погромы и кровавые наветы возобновились с новой силой. В 1171 г. во французском г. Блуа на евреев было возведено обвинение в ритуальном убийстве; 34 еврея, отказавшиеся отступиться от своей веры, были сожжены на костре. Известие об этом событии глубоко потрясло еврейство Европы.

В 1189 г., накануне 3-го крестового похода, к которому готовились английские рыцари, во время коронационных торжеств разразились погромы в Лондоне. Весной следующего года погромы прокатились по всей Англии. Евреи г. Йорк заперлись в крепости и отказались впускать в нее даже королевских чиновников. Чернь осадила крепость, и когда у защитников не осталось возможности защищаться, они умертвили свои семьи и себя (1190 г.).

В начале 13 в. участились обвинения евреев в ритуальных убийствах. В 1236 г. был возведен кровавый навет на евреев г. Фульды. Тела якобы убитых евреями христианских детей были представлены императору Фридриху II как доказательство вины всех евреев Германии. Однако Фридрих II, противник папства и покровитель наук, созвал ученых из среды крещеных евреев Европы, и те заявили, что убийство и употребление крови противны заветам иудаизма. Обсуждения и решения этого съезда были опубликованы Фридрихом II в особом послании. Но даже этот оправдательный вердикт не остановил волны кровавых наветов, прокатившейся по всей Германии в 13–14 вв. В 1298–99 гг. во время междоусобной войны на юго-западе Германии на евреев было возведено обвинение в осквернении гостии, в результате чего было разгромлено более 140 еврейских общин.

В 1320–21 гг. во Франции евреев обвинили в отравлении колодцев с помощью нанятых ими прокаженных; результатом этого навета была новая волна антиеврейских гонений во Франции и соседних странах. В 1336–37 гг. в Германии крестьянские шайки уничтожили около 110 еврейских общин. Антиеврейский террор достиг высшей точки в 1348 г. во время страшной эпидемии чумы, прозванной «Чёрной смертью». Подавляющее большинство еврейских общин в Германии, Франции, Швейцарии, Богемии и Польше было зверски уничтожено.

Число евреев в Германии резко уменьшилось. Многие германские города приняли решение не допускать к себе евреев — по меньшей мере, в ближайшие двести лет. Однако значение евреев в экономической жизни было столь велико, что уже через несколько лет евреям позволили селиться в городах. Вновь возникают хорошо организованные еврейские общины и возобновляется их духовная жизнь. Во Франции в 13–14 вв. евреи неоднократно изгонялись из городов, а их имущество конфисковывалось. Но так как и властители, и население нуждались в евреях, ссужавших их деньгами, евреям всякий раз дозволялось вернуться на прежние места. Такое положение сохранялось вплоть до 1394 г., когда евреи были окончательно изгнаны из Франции; еврейские общины остались лишь в нескольких французских городах, подвластных папе. Число евреев во Франции в 15 в. было крайне незначительным. В Германии в 15 в. продолжались кровавые наветы и изгнания, однако из-за политической раздробленности германских земель изгнания не имели тотального характера: изгнанные из городов евреи обычно селились в местечках и деревнях невдалеке от их бывшего местожительства.

Одним из важнейших последствий преследований 11–14 вв. был упадок еврейской торговли, как раз тогда, когда значение городов в Европе все более росло и христианские купцы все более преуспевали. На торговых путях купцы часто подвергались нападениям рыцарей-грабителей, причем евреям и их имуществу грозила несравненно большая опасность, чем их христианским коллегам. В 12–13 вв. начал проводиться в жизнь закон, запрещавший христианам ссужать деньги под проценты, то есть заниматься финансовыми операциями, необходимыми для поддержания торгово-экономической деятельности. Большинство христиан было вынуждено подчиниться церковному запрету, и евреи, на которых он не распространялся и которых все больше вытесняли из сферы чисто торговых операций, постепенно сосредоточили свою деятельность на кредитных операциях. Все больше христиан стало обращаться за займами к евреям. К услугам евреев прибегали главным образом для получения небольших ссуд, ради которых христианские заимодавцы, продолжавшие втайне ссужать под проценты, не хотели подвергать себя риску церковного отлучения. Постепенно ростовщичество превратилось в основной источник существования евреев: в Англии и Франции — с конца 12 в., в Германии — с начала 13 в. Вместе с тем евреи продолжали заниматься торговлей. Во Франции и в особенности в Германии многие евреи вели международную торговлю. Так, например, еврейские купцы переправляли произведенные в прирейнских городах товары в Венгрию; в 12–13 вв. упоминаются еврейские купцы, ведшие торговлю с Киевом.

С течением времени в сознании христианских масс ростовщичество тесно связалось с образом еврея, что приводило к антагонизму между евреями и христианской средой. Наряду с религиозной нетерпимостью этот антагонизм в немалой степени способствовал волне погромов 13–14 вв., а образ еврея-ростовщика, неумолимо требующего уплаты долга, надолго укоренился в воображении христиан (см. Ссуда денежная).

Короли, епископы и феодальные властители охотно пользовались услугами еврейских ростовщиков. Евреи платили королевской казне налоги, намного превышающие те, которые взыскивались с других подданных. Всякий раз, когда казна нуждалась в деньгах, евреев облагали дополнительными налогами, и предоставленная евреям монополия на кредитные операции стала удобным средством пополнения казны христианских владык. В одном из своих посланий папа Иннокентий III утверждал, что некоторые христианские князья ссужают деньги под проценты через посредство евреев, которым они позволяют селиться в своих владениях.

В Англии эксплуатация евреев королевской казной была доведена до крайности: короли полагали, что следуемые евреям долги причитаются, по существу, им самим. Когда в 1190 г. начались нападения на евреев, королевские власти пришли к убеждению, что это наносит вред казне: если убивали еврея и грабили его имущество, то «законный» наследник убитого, его повелитель — король — не знал, с кого взимать причитавшиеся еврею долги. Поэтому в шести-семи центральных городах Англии были установлены особые «сейфы», к которым были приставлены «хранители» — двое почтенных евреев и двое почтенных христиан. Каждое долговое обязательство выдавалось еврею в двух экземплярах, один из которых еврей был обязан сдать на хранение в королевское хранилище. Для того чтобы извлечь из хранилища этот экземпляр, требовалось специальное разрешение кредитора. Таким образом королевская казна имела возможность контролировать финансовую деятельность евреев, а в случае погрома не несла убытков, так как взыскивала долги на основании находившихся в «сейфах» копий. В 13 в. непомерное вымогательство королей довело евреев Англии до полного обнищания. Христианские хронисты сообщают о настоятельных просьбах глав еврейских общин разрешить евреям покинуть Англию. В конце 12 в. в Англии появляются итальянские ростовщики, в связи с чем в 1275 г. король приказал привести в исполнение старое церковное постановление о запрещении евреям ссужать деньги под проценты. Евреям, однако, было разрешено арендовать на 15 лет земельные участки для их обработки, а также заниматься торговлей и ремеслом. Целью этого постановления было реабилитировать королевскую власть в глазах церкви. Евреи, однако, не извлекли из этого закона никакой выгоды: переселение из города в христианские деревни в условиях того времени было возможно лишь с переходом в христианство, ремесленники не принимали евреев в свои цехи, а для защиты еврейских купцов не были приняты даже минимальные меры. Когда выяснилась несостоятельность предложенной королем реформы, многих евреев стали обвинять в «опиливании монет», то есть в краже части драгоценного металла, из которого чеканилась монета; за это евреев подвергали смертной казни. Положение евреев в Англии стало совершенно невыносимым. В 1290 г. по приказу короля евреи были изгнаны из Англии. Согласно имеющимся данным, около 16 тыс. евреев покинули Англию и направились во Францию и Германию. С тех пор и вплоть до 1655 г. на Британских островах не существовало еврейских общин.

Экономическое развитие стран Центральной Европы открыло новые возможности для коммерческой деятельности. В 15 в. в южной Германии, в Богемии и Моравии евреи начинают заниматься виноторговлей в сельских областях. Таким образом часть изгнанных из стран Западной и Северной Европы евреев расселилась по небольшим немецким городам и селам, где стала посредничать в принимавшей все более крупные размеры оптовой торговле. С развитием германских городов крупные купцы перестали лично заниматься поиском товара, а крупные производители сельскохозяйственных товаров, как, например, монастыри, ждали подходящих покупателей; в этих условиях поселившиеся в сельской областях евреи получили возможность завязать отношения с обладателями сельскохозяйственных излишков — монастырями, помещиками и крестьянами, используя свое знание городских рынков. Евреи посредничали в торговле мылом, шерстью и другим сырьем между производителями и городскими оптовиками. Так начался новый этап экономической деятельности евреев в Германии, формы которой стали впоследствии наиболее характерными для экономической деятельности евреев в Польше и Литве, куда они устремились из Германии в 15 в.

4. Общинное самоуправление и духовное творчество евреев-ашкеназов в средневековой Европе. Ашкеназское еврейство создало новые, сравнительно с еврейскими общинами Востока, формы общественного самоуправления. Ашкеназы были организованы в совершенно автономные общины, взаимоотношения которых основывались на свободном соглашении. В какую эпоху формировались ашкеназские общины, точно не известно; из первого источника об этих общинах, относящегося к 10 в. н. э., следует, что к этому времени процесс формирования уже давно закончился. Главнейшим авторитетом ашкеназских общин этого периода был Гершом бен Иехуда Меор ха-Гола — поэт, ученый и комментатор Талмуда, наставник и духовный руководитель всего ашкеназского еврейства. В народном сознании сохранилась память о нем как об авторе основных уставов (такканот) ашкеназских общин, отличавшихся своей интерпретацией еврейского законодательства от принципов, принятых в восточных общинах. Эти уставы представляют собой свод постановлений выдающихся законоучителей, раввинских соборов и съездов представителей различных общин. Уставы базируются на веками развивавшемся еврейском законодательстве, примененном к условиям жизни евреев в средневековой Европе. Нет возможности установить, какие из этих постановлений принадлежат самому рабби Гершому и какие являются решениями законоучителей более поздних эпох. Два важнейших постановления, приписываемые традицией рабби Гершому, — запрет многоженства и запрет развода без согласия жены. Эти постановления коренным образом изменили структуру еврейской семьи. Хотя уже в Талмуде встречаются порицания расторжения брака вопреки желанию жены и хотя даже в древние времена количество полигамных семей среди евреев было невелико, лишь со времени рабби Гершома многоженство было запрещено и установлено почти полное равноправие мужа и жены в браке. Возможно, рабби Гершом является также автором постановления о том, что насильственно крещенных (анусим), но вернувшихся в иудаизм, нельзя попрекать их отступничеством.

Во главе ашкеназских общин стояли попечители (парнасим), ведавшие всеми делами общины. Евреи широко пользовались предоставленным им правом иметь свой суд и своих судей. Согласно ряду источников, в конце 11 в. парнасим прирейнских общин съезжались в ярмарочные дни в Кельн, где обсуждали общественные нужды и готовящиеся постановления; в страшные дни погромов 1096 г. парнасим ходатайствовали перед властями о защите евреев, а некоторые из них стояли во главе народной самообороны.

В обособленных ашкеназских общинах впервые приобрело значение мнение их рядовых членов. Если в прошлом, а также в средневековых восточных общинах участь народа и проблемы его жизни решались царями, этнархами, эксилархами, Синедрионом, патриархами, гаонами или учеными руководителями иешив, то в 12 в. рабби Я‘аков Там, высший авторитет ашкеназского еврейства того времени, постановил, что все решения общины должны приниматься единогласно, и только на основании общего согласия они могут иметь принудительную силу. Поскольку, однако, единогласия почти никогда нельзя было достичь, в 13 в. начала преобладать тенденция принимать решения большинством голосов. Рабби Эли‘эзер бен Иоэль ха-Леви считал, что постановление большинства является обязательным для меньшинства.

В средневековой Европе евреи жили в обособленных еврейских кварталах, которые первоначально возникли по инициативе членов еврейских общин и позволяли сообща исполнять заветы религии и сохранять традиционный жизненный уклад, а также облегчали, в случае необходимости, отпор погромщикам. Размеры этих кварталов были установлены в самом начале поселения евреев в Западной Европе, и в последующие века оказалось практически невозможным расширить их границы. Естественный прирост населения и волны беженцев, прибывавших в уцелевшие общины, увеличивали скученность еврейского населения в отведенных ему кварталах.

В 12 в. во Франции состоялось несколько раввинских съездов, на которых был принят ряд постановлений, регулирующих отношения между общиной и ее членами. Основной целью этих постановлений было укрепление автономии еврейских общин и установление в них единообразных распорядков. Среди постановлений, в частности, были касающиеся наказания доносчиков, которых следовало изгонять из общины, и регулирующие семейные отношения; так, например, мужу запрещалось оставлять дом более чем на полтора года, хотя бы того требовали его дела.

Со временем христианские власти начали вмешиваться во внутренние дела еврейских общин, главным образом в выборы раввинов, роль которых в еврейском самоуправлении все возрастала. Уже в конце 13 в. встречаются «главные раввины», назначенные королями, князьями или епископами. Обычно это были ученые, пользовавшиеся широким авторитетом, что в значительной мере сглаживало конфликт между властями и опасающимися за свою автономию общинами. Особенно часты были такие назначения в Германии после «черной смерти» в 14 в. и 15 в. Во избежание назначения на должность раввина недостойного лица возникает практика выдачи дипломов.

В отличие от мусульманских государств связь большинства ашкеназских общин с духовной жизнью окружавших их народов была очень слабой. Культурная жизнь ашкеназов питалась преимущественно древней литературой и зиждилась на еврейском религиозном мышлении. Еврейские общины прилагали все усилия к тому, чтобы общественный распорядок и нравственный облик их членов соответствовали заветам Торы. Знатоки Библии пользовались исключительным уважением и почетом. Любовь к учению прививалась детям с самого раннего возраста. Степень образованности евреев в Западной и Центральной Европе была значительно выше, нежели у окружающих их народов: почти все мужчины были не только грамотны, но и обладали в той или иной мере познаниями в области Библии и основных трактатов Мишны и Талмуда. Сохранились многочисленные сведения о женщинах, изучавших Писание. Но даже ученые (талмидей хахамим) в большинстве своем не были профессионалами и добывали средства существования каким-либо ремеслом. Знания и эрудиция служили критерием для занятия руководящих должностей в общине. Создалась своего рода еврейская аристократия, принадлежность к которой определялась не происхождением, а ученостью. Первые университеты были основаны в Европе в 12 в., когда среди евреев на протяжении уже многих веков было распространено народное образование, и высшие учебные заведения — иешивы — служили очагами еврейской культуры, обеспечивая ее преемственность из поколения в поколение.

В 11 в. центром изучения Торы были еврейские общины прирейнских городов. В иешивах рабби Гершома и его учеников появились «кунтресы», то есть записи комментариев к Талмуду, сделанные учениками со слов учителя. Знаменитейшим комментатором Библии и Талмуда считался Раши — рабби Шломо Ицхаки, составивший комментарии к Пятикнижию, к книге Пророков и к большей части Талмуда. Комментарии Раши, отличающиеся сжатостью изложения и глубоким пониманием духа и языка древней еврейской литературы, легли в основу общепринятой вплоть до современности системы толкования талмудического текста; комментарием Раши к Библии пользовались не только еврейские, но и христианские теологи. Раши написал множество респонсов по вопросам религиозного законодательства и был автором нескольких литургических гимнов.

В последующие поколения в Северной Франции возник ряд иешив, в которых были введены новые методы изучения Талмуда. Ученые, практиковавшие эти методы, получили название тосафистов. Виднейшими тосафистами 12 в. были внуки Раши, рабби Шмуэль бен Меир и его брат, рабби Я‘аков бен Меир, прозванный Раббену Там. Деятельность тосафистов и их школ во Франции и Германии продолжалась до 14 в. и оказала определяющее влияние на духовную жизнь ашкеназского еврейства. Интенсивность духовной жизни и наличие таких духовных вождей, как рабби Гершом и Раши, помогли ашкеназским евреям выдержать тягчайшие испытания периода крестовых походов. Их самоотверженность сыграла огромную роль в истории еврейского национально-религиозного самосознания и послужила примером для последующих поколений.

В 12–13 вв. в ряде общин Германии появились небольшие группы, называвшиеся современниками хасидим (благочестивые). В их среде возникло особое религиозно-нравственное учение. Центральную роль в этом движении играли Шмуэль хе-Хасид, его сын Иехуда хе-Хасид и их родственник Эл‘азар бен Иехуда, автор книги «Рокеах». Наиболее популярным изложением идей хасидим было сочинение «Книга благочестивых» («Сефер хасидим»). Своим распространением новое движение было обязано, в первую очередь, влиянию личностей, бывших провозвестниками идеалов хасидизма: своим поведением и образом жизни они служили примером осуществления идеалов строгой морали. Хасиды учили, что беззаветная любовь к Богу должна стать плавильным горном, в котором все природные способности человека сливаются воедино. По мнению хасидов, в законах Торы заключено лишь то немногое, что каждый человек может постичь своим умом; от себя же они требовали исполнения трансцендентного «небесного Закона», стоящего над законами Торы. Учение хасидов было проникнуто духом аскетизма. Считая себя ответственными за весь еврейский народ, хасиды боролись с гордыней законоучителей и руководителей общин и учили, что земные блага даны Богом как залог возможности творить добро и милосердие.

Яркой личностью, сочетавшей глубокое аналитическое мышление тосафистов с моралистическими устремлениями ашкеназского хасидизма, был рабби Меир бен Барух из Ротенбурга (Махарам). Он был духовным вождем и высшим раввинистическим авторитетом ашкеназского еврейства. Узнав о намерении Махарама отправиться в Эрец-Исраэль, власти арестовали его и заключили в крепость, где он и умер. Этот факт свидетельствует о трудностях, с которыми в тот период было связано общение между диаспорой и Эрец-Исраэль; однако, несмотря на это, на протяжении всего средневековья поддерживалась неослабевающая связь между европейскими общинами и Эрец-Исраэль.

В конце 12 в. Птахия из Регенсбурга совершил поездку в Эрец-Исраэль и соседние страны. Когда Эрец-Исраэль вновь подпал под власть мусульман, туда в 1211 г. переселилось около 300 раввинов из Франции и Англии во главе с одним из виднейших тосафистов Шимшоном из Санса. Уже до того в Акко находилось множество законоучителей, выходцев из Франции. В 13 в. во время жестоких гонений на евреев в Германии руководители еврейских общин организовали переселение части немецких евреев в Эрец-Исраэль.

5. Испанское еврейство в 14–15 вв. Начало 14 в. для испанского еврейства было периодом материального благополучия и широкой автономии. Идеологически испанское еврейство было разделено на два лагеря — сторонников Рамбама, продолжавших интеллектуальные искания своего учителя и выдвинувших из своей среды целый ряд философов, писателей и поэтов, и приверженцев нового мистического учения — каббалы. Одним из самых знаменитых произведений каббалистической литературы, появившейся в Испании в 13–14 вв., была «Сефер ха-Зохар» («Книга сияния», см. Зохар). Авторство этой книги приписывалось рабби Шим‘ону бар Иохаю, жившему в Эрец-Исраэль во 2 в. н. э. Другие каббалистические сочинения также приписывались законоучителям, составителям Мишны, однако в этих произведениях отчетливо запечатлены характерные для испанского еврейства этой эпохи философские и социально-этические идеи.

В течение 14 в. еврейству, находившемуся в сфере испанского культурного влияния, был нанесен ряд тяжелых ударов: преследования и изгнания разрушили важнейший еврейский центр в Провансе; Реконкиста в Испании приближалась к завершению; религиозный фанатизм и экономическая борьба христиан-горожан все более отягчали жизнь евреев Испании. Церковь насильственно навязывала евреям религиозные диспуты, которые проводились в тяжелых условиях и во враждебной по отношению к евреям атмосфере. Один из важнейших диспутов такого рода состоялся в 1263 г. в Барселоне. От имени евреев выступал Нахманид, христианскую сторону представлял доминиканский монах, крещеный еврей Пабло Кристиани. Несмотря на трудность своей задачи, Нахманид отважно выступил в защиту иудаизма и косвенно подверг сомнению догматы христианства. Церковь не могла допустить, чтобы такое публичное выступление осталось безнаказанным: Нахманид был вынужден покинуть Испанию и переселился в Эрец-Исраэль.

Относительная терпимость периода Реконкисты сменяется в 14 в. подъемом религиозного фанатизма, сопровождавшимся травлей евреев. На созванном в 1354 г. съезде еврейских общин Кастилии было решено обратиться к королю — и через его посредничество к римскому папе — с просьбой защитить евреев от обвинений в стихийных бедствиях, эпидемиях и голоде. Съезд просил также не использовать небесные и другими знамения во вред евреям и не преследовать всех евреев за проступки отдельных лиц. Съезд постановил усилить борьбу с доносчиками и возложил на еврейские общины обязательный взнос в фонд, предназначенный для ходатайств и самозащиты.

В 1391 г. большинство испанских общин пострадало от жестоких погромов, приведших к их полному упадку. Многие приняли мученическую смерть во имя веры. Значительная часть евреев, в первую очередь, из зажиточных и образованных кругов, перешла в христианство. В эти тяжелые годы вождем испанского еврейства был Хасдай Крескас. С начала погромов он прилагал все усилия к тому, чтобы королевский двор вмешался в пользу преследуемых евреев. Крескас собирал в непострадавших еврейских общинах Арагона средства в помощь жертвам погромов и старался склонить короля к наказанию погромщиков. В 1393 г. Крескас добился у арагонского короля эдикта о восстановлении разрушенных общин в Барселоне и Валенсии.

15 в. был самым тяжелым периодом в истории испанского еврейства. Фанатично настроенные клерикалы, среди которых был ряд апостатов, не переставали принуждать евреев принять крещение и натравливать на них христиан. В 1413–14 гг. в Тортосе церковью был организован диспут между евреями и христианами, который послужил предлогом к усилению преследований.

Власти издали ряд декретов, ограничивавших экономическую деятельность евреев и их право выбирать себе местожительство. Многие, не выдержав давления, крестились. Число евреев, обращенных в христианство, беспрерывно росло. Евреи считали их анусим (жертвами насилия), а испанцы презрительно называли марранами (свиньями) или конверсос (выкрестами). Значительная часть крещенных в 1391 г. и в последующие годы намеревалась лишь переждать тяжелые годы и в первый удобный момент покинуть христианское королевство: в 15 в. началась эмиграция евреев из Испании в Северную Африку и другие мусульманские страны, а также в Эрец-Исраэль, Италию и Нидерланды.

Католическое духовенство, зная о преданности большинства марранов вере отцов, рассматривало тайное исповедание иудаизма как ересь в рамках христианства, караемую даже смертью. Крещение не изменяло отношения христиан к принявшим христианство евреям — напротив, экономический антагонизм между христианами и марранами зачастую был острее, нежели между христианами и евреями: на месте отгороженных еврейских кварталов образовывались кварталы анусим, становившиеся интегральной частью города, причем жители этих кварталов получали доступ к государственным и муниципальным должностям. В результате усилившегося экономического соперничества ненависть христиан перешла на марранов, начались толки о «новых христианах», которых следует изолировать и от которых следует избавиться, как и от самих евреев. Впервые в истории был выдвинут лозунг «чистоты крови» (Limpieza de sangre). Новые христиане, со своей стороны, убедились, что крещение не помогло им избавиться от преследований и интегрироваться в христианской среде.

Такое положение многочисленных марранов подрывало авторитет церкви и было опасным как для марранов, так и для верных иудаизму евреев. Христианский террор создал нечто вроде еврейского подполья, и конфликт между старыми и новыми христианами вылился в открытые столкновения. В 1473 г. в Андалусии вспыхнула своего рода гражданская воина между анусим и христианами. Инквизиция выслеживала анусим, уличала их в ереси и подвергала их тяжелым наказаниям вплоть до смертной казни. Осенью 1483 г. главой испанской инквизиции был назначен Томас де Торквемада, под руководством которого преследования анусим приняли небывалые размеры. Допросы обвиняемых сопровождались все более жестокими пытками и сожжение стало частым наказанием. Судебные процессы инквизиции обнаружили существование хорошо организованных подпольных общин анусим со своими руководителями и уставами и заботой о соблюдении религиозных предписаний иудаизма в частной и общественной жизни. Анусим поддерживали постоянную связь с еврейскими общинами Испании. «Дурное влияние», которое оказывала эта связь, привело испанскую церковь к идее полного изгнания евреев из страны. Эта идея была осуществлена королем Фердинандом Арагонским и королевой Изабеллой Кастильской, брак которых привел к объединению Арагона и Кастилии в единое государство (см. Фердинанд и Изабелла). В 1492 г., после падения Гранады, последнего оплота мусульман на Пиренейском полуострове, был издан королевский декрет об изгнании всех евреев из Испании; евреев обязывали покинуть страну в течение трех месяцев со дня опубликования эдикта. Старания руководителей испанского еврейства отвратить или хотя бы отсрочить изгнание не помогли, и 31 июля 1492 г. последний еврей покинул Испанию. Около 120 тыс. человек покинули страну, оставив свои дома и почти все свое имущество. Значительная часть изгнанников направилась в Португалию, где в 1497 г. их постигла трагическая участь — насильственное крещение еврейских детей и изгнание взрослых. Еврейские изгнанники устремились в мусульманские страны, в Османскую империю и в Италию. Многие анусим переселились в испанские и португальские колонии Нового Света и в находившиеся под испанским владычеством Нидерланды. Когда Нидерланды восстали против испанского владычества, в Амстердаме и в других частях страны возникли общины бывших анусим, открыто вернувшихся к еврейству.

С изгнанием евреев из Испании фактически завершился процесс их вытеснения из Западной Европы.

6. Еврейский центр в Восточной Европе. Изгнание евреев из Западной Европы и тяжелые условия их существования в Германии привели к перемещению центра культурной и общественной жизни в Польско-Литовское государство, простиравшееся от Эльбы до Днепра, и в Османскую империю, где существовали многочисленные еврейские общины (в Северной Африке, Передней Азии, Малой Азии и на Балканах), а позднее — в Нидерланды. Из старых еврейских центров сохранили свое значение еврейские общины Северной и Центральной Италии, Папской области, а также Богемии и Моравии.

В Польшу евреи прибыли из Германии, Богемии и Моравии. В пределах Киевской Руси до татарского нашествия также проживало некоторое число евреев; в ряде источников сохранились сведения об особом еврейском квартале в Киеве и о религиозной полемике между евреями и христианами в этом городе.

После распада Киевского государства еврейские общины продолжали существовать на Волыни и в Литовском государстве. Возможно, что после разгрома Хазарского царства в еврейские общины Польши и Литвы влились остатки хазар — тюркского народа, высшие слои которого перешли в иудаизм в 8–9 вв. н. э. (см. Хазария).

Об экономической деятельности первых еврейских поселенцев в Польше достоверных источников не сохранилось, однако на польских монетах 2-й половины 12 в. – начала 13 в. имеются еврейские надписи, как например, «рабби Аврахам, сын Ицхака, нагид» или «Мешко, король польский», — свидетельство того, что в этот период в Польше находились евреи-чеканщики. Первая дошедшая до нас грамота, определяющая правовое положение евреев, была издана в 1264 г. Болеславом Благочестивым, удельным князем Великой Польши. В грамоте содержатся основные пункты привилегии, данной в 1238 г. евреям Вены австрийским герцогом Фридрихом II. Грамота Болеслава предоставляла евреям автономию внутреннего судопроизводства, право на неприкосновенность личности и имущества и свободу передвижения; нарушающие эти права подлежали наказанию. Очевидно, число евреев в Польше возросло к концу 13 в. В 1267 г. церковный собор во Вроцлаве постановил, что евреи в Польше обязаны жить в отдельной части города и носить на одежде особый отличительный знак; евреям было запрещено нанимать христианских слуг, а христианам — покупать у евреев продукты питания. Евреям разрешалось иметь в каждом городе не более одной синагоги. На двух последующих соборах в конце 13 в. эти ограничительные законы были вновь подтверждены.

После объединения Польши Казимир Великий распространил привилегию Болеслава на все области государства (1334 г.). Несмотря на некоторые ограничения прав евреев и имевшие место в 1348–49 гг. во время эпидемии чумы погромы в нескольких городах Польши традиция рисует Казимира Великого как короля, благосклонного к евреям. Польская легенда объясняет эту благосклонность любовью короля к еврейке Эстер. Фактически, однако, благосклонность короля объяснялась тем, что евреи служили важнейшим фактором экономического прогресса в отсталой Польше. Евреи сыграли значительную роль в развитии польских городов, где в ту пору обосновались также немцы, шотландцы и представители др. европейских народов, способствовавшие включению Польши в орбиту международной торговли.

Уния Польши с Литвой (1385 г.) оказала большое влияние на положение евреев. В 1388 г. великий князь Витольд (Витовт) дал евреям литовских общин грамоту, подобную привилегиям Казимира Великого. В 1389 г. Витольд даровал евреям Гродно привилегию, обеспечивавшую им право на свободное занятие торговлей и ремеслами наравне с христианскими жителями города. В конце 14 в. в Литве (в Троках и Луцке) осели также караимы.

Евреи продолжали играть важную роль в польской экономике в 1-й половине 15 в. Финансовыми делами короля Владислава Ягайлы ведал еврей Волчко. Однако католическое духовенство беспрестанно подстрекало горожан против евреев. В 1407 г. в Кракове произошел еврейский погром. В течение всего 15 в. в польской полемической литературе велась антиеврейская кампания; было выдвинуто требование ограничить права евреев в духе решений церковных соборов.

Во 2-й половине 15 в. в экономическом положении польско-литовского еврейства произошли глубокие перемены. Христиане в городах вступили в ожесточенную борьбу с еврейскими купцами, пытаясь вытеснить их из сферы торговли. В 1485 г. христиане Кракова заставили евреев обязаться «не торговать никакими товарами... кроме наших закладов за просроченные долги». Однако попытка ограничить экономическую деятельность евреев только кредитными операциями наподобие западноевропейских государств не увенчалась успехом: в Польше редко встречались евреи-ростовщики; напротив, многие евреи были должниками христиан-заимодавцев. Большинство евреев Польши было занято в торговле и ремеслах. Конфликт между евреями и польскими горожанами все более обострялся. В 1495 г. евреи Кракова были обвинены в поджоге, уничтожившем большую часть города, и насильственно выселены в предместье Казимеж, в котором они с тех пор столетиями жили замкнутой общиной. Возможно известие об изгнании евреев из Испании оказало влияние на умонастроения в Польше и Литве. В 1495 г. великий князь издал эдикт об изгнании евреев из Литвы, однако спустя восемь лет, в 1503 г., им было разрешено вернуться на старые места.

В 15 в. произошли также события, закрывшие перед евреями возможность дальнейшего передвижения на восток: в Московском государстве возникла ересь жидовствующих, после подавления которой евреям было запрещено даже временно появляться на территории Московского государства. Когда в 1536 г. русские завоевали Полоцк, они предложили евреям города принять крещение; отказавшихся вместе с их семьями утопили в реке. Даже после тяжелого поражения русских в 1610 г., во время переговоров о воцарении польского королевича в Москве московские бояре потребовали от польских представителей воспретить евреям въезд в Московское царство. Когда польский король намеревался послать в 1638 г. в Москву своего агента-еврея, царь запретил его приезд, так как евреев «никогда в России не бывало, и с коими никакого сообщения христиане не имеют».

Притеснения, которым в 16 в. подвергались евреи Польши, не приостановили их экономическую деятельность; напротив, в начале 16 в. еврейская торговля даже расширилась. В 1521 г. главы львовских горожан писали жителям Познани: «Неверные евреи лишили нас и наших занимающихся торговлей сограждан почти всех источников пропитания... Они овладели всей торговлей, проникли в местечки и села, не оставили христианам ничего». Львовские горожане обратились с жалобой к королю, однако тот не уступил их требованиям, хотя и ввел ряд ограничений, запретив евреям торговать целым рядом товаров.

В начале 16 в. власть в Польше постепенно переходит в руки шляхты, мало считавшейся с интересами горожан. Шляхтичи не только продолжали пользоваться услугами еврейских купцов, но и стали основывать в своих поместьях своего рода «частные города», в которые старались привлечь евреев. Так, например, феодальный владелец Тиктина в 1522 г. (всего лишь год спустя после протеста львовских жителей) разрешил приглашенным им в город евреям открыть магазины на площади возле ратуши и на три года освободил их от уплаты всех налогов. Таким образом, несмотря на отчаянное сопротивление со стороны горожан, евреи во многих городах страны смогли заняться свободной коммерческой деятельностью во всех областях торговли. Давление со стороны христианских жителей королевских городов и постоянные столкновения с ними побуждали евреев переселяться в поместья шляхтичей, где они могли заниматься торговлей без ограничений. В 16 в. Польско-Литовское государство становится крупнейшим экспортером леса и сельскохозяйственных продуктов. Шляхта все более закрепощала крестьян, которые были вынуждены пользоваться принадлежавшими помещикам шинками и мельницами. Открывшиеся перспективы экспорта сельско­хозяйственных продуктов привлекли внимание польского дворянства к плодородным восточным окраинам королевства. Польские короли жаловали придворных обширными поместьями на Украине, где возникали огромные латифундии. Жившие в столице владельцы поместий были заинтересованы передать свои имения в руки управляющих. Возможность аренды дворянских латифундий открыла перед евреями новые экономические перспективы. Иногда еврейская семья, поселяясь в деревне, скупала там сельскохозяйственные продукты для крупных еврейских экспортеров. Еврейские купцы поставляли продовольствие для городского населения и армии, мачтовый лес для балтийских верфей, сплавляли по Висле плоты строевого леса, груженные селитрой, поташом и дегтем, и продавали эти товары прибывавшим в Данциг (Гданьск) английским и голландским купцам. Таким образом, административная, коммерческая и финансовая деятельность еврейских арендаторов играла важную роль в освоении и заселении украинских степей.

Близость к Турции и легкий доступ к балтийским портам способствовали развитию еврейской транзитной торговли, связывавшей гавани Черного моря и Стамбул с портами на Балтийском море.

В течение всего этого периода не прекращались попытки польских горожан ограничить права евреев; некоторые города изгнали из своих пределов все еврейское население на основании специального королевского разрешения. Даже в периоды спокойствия и благополучия евреям больших городов угрожали бесчинства и нападения со стороны семинаристов. Особенно страдали еврейская беднота и ремесленники, которых не признавали христианские цехи. Для предотвращения нападений семинаристов евреи зачастую платили так называемый шилергелд (школярский откуп) семинаристам.

В период Реформации антиеврейская агитация католического духовенства особенно усилилась; дискуссии клерикалов с евреями и антиеврейская клевета и наветы приняли небывалый до того размах. Однако самой большой опасности евреи подвергались на Украине, православные крестьяне которой чувствовали себя порабощенными чужаками — католическими попами и их еврейскими «приспешниками». Казачество, стремившееся к внутренней автономии или даже к отделению от Польши, видело в антиеврейской агитации средство для достижения своих целей.

Когда польские власти стали ограничивать «казацкие вольности», начались казацкие бунты. После нескольких неудачных мятежей казацким повстанцам под предводительством Б. Хмельницкого, прозванного евреями «Хмель-Злодей», удалось в 1648–49 гг. вытеснить поляков с большей части украинской территории. В селениях, захваченных казаками и украинскими крестьянами, истреблялись все евреи, отказавшиеся принять христианство, а их имущество беспощадно разграблялось. Десятки тысяч евреев приняли мученическую смерть за свою веру; многие общины самоотверженно сопротивлялись. Результатом этих событий был разгром процветающих еврейских общин в Белоруссии и на Украине; массы беженцев хлынули в польско-литовские общины, не затронутые бедствием; союзники Хмельницкого крымские татары увели в плен тысячи евреев и продали их в рабство, из которого они в большинстве своем были выкуплены турецкими евреями.

Казаки и татары совершали набеги и на собственно польскую территорию, громя еврейские общины в самом сердце страны. Московские войска, выступившие в 1654 г. на стороне казаков, беспощадно убивали евреев. Нашествие шведов в конце 1650-х гг. также пагубно отразилось на положении не пострадавших от погромов Хмельницкого евреев Центральной и Западной Польши, принужденных платить завоевателям непомерные контрибуции. Польская армия под началом Чарнецкого, проникнутая духом фанатического католицизма, также преследовала евреев. Таким образом, хотя почти поголовное истребление евреев произошло только на востоке Польши, 1648–60 гг. были страшным временем для всего польского еврейства. С той поры еврейская эмиграция изменила свое направление: отныне она шла с востока на запад.

7. Еврейская автономия в Польше и Литве. Еврейская автономия в Польше и Литве достигла высшего расцвета в 16–18 вв. В начале 16 в. официальным представителем всех евреев Польского королевства был главный раввин, назначаемый королем. Еврейские жители государства подлежали его юрисдикции. Руководство общинами находилось обычно в руках откупщиков налогов, состоятельных евреев, на которых возлагалась ответственность за своевременное поступление налогов в королевскую казну. Впоследствии польские евреи пытались добиться, чтобы раввины и главы общин не назначались королем, а избирались самими общинами. В 1551 г. евреи Великой Польши получили право избирать главного раввина по своему усмотрению. Избранного раввина король наделил «неограниченными полномочиями судить и рядить и вести следствие, выносить постановления и приговоры евреям, подлежащим... его юрисдикции; подвергать наказаниям и отлучению от синагоги согласно Моисеевым законам и обычаям... и если кто-нибудь из евреев осмелится дерзновенно и легкомысленно отнестись к наказаниям или отлучению, наложенному на него раввином или судьей, или другими главами еврейской общины... он будет выдан в наши руки, дабы быть преданным смертной казни, и все его достояние будет отчуждено в пользу нашей казны».

После появления этой грамоты, дающей общинам столь широкие полномочия, назначение королевскими властями раввинов или глав общин более не упоминается в исторических источниках.

Представители общин съезжались на главнейшие ярмарки для совещания по вопросам, касавшимся основных проблем жизни общин. Там же стали собираться законоучители для обсуждения вопросов религиозного законодательства. Результатом таких встреч, особенно в Люблине, было возникновение своего рода верховного суда, заседавшего во время ярмарок. С течением времени создалась также традиция совещательных собраний еврейских общинных руководителей, съезжавшихся на ярмарки и обсуждавших меры для защиты прав и интересов всего еврейского населения Польши.

В середине 16 в. в Литве возник ва‘ад (совет) из девяти областных общинных глав (рашим) и трех раввинов. Из них на каждой ярмарке в Люблине должны были заседать трое глав и один раввин, «дабы заботиться об общем благе... карать преступников и ослушников, обкрадывающих и обманывающих как евреев, так и иноверцев, чтобы, упаси Господь, не было опорочено имя Творца». Тогда же было принято постановление, что, если на еврея или всю общину «будет возведено ложное обвинение... один из трех обычных наветов, как-то: обвинение в ритуальном убийстве, в осквернении гостии и обращении христиан в еврейскую веру», то этот еврей или община уплатят только четверть судебных издержек, а остальная сумма будет «внесена всеми другими жителями страны». Так были заложены основы, на которых впоследствии базировались центральные органы самоуправления всех евреев Польши и Литвы: ва‘ад, три четверти которого составляли главы общин, а четверть — общинные раввины; касса взаимопомощи всех еврейских жителей страны и Верховный суд, заседавший на ярмарочных съездах.

В 1539 г. в Польше, в особенности в Краковском воеводстве, распространились слухи, будто многие христиане переходят в еврейство, проходят обряд обрезания и скрываются у литовских евреев. (Возможно, в начале 16 в. с проникновением в Польшу идей Реформации имели место случаи обращения в иудаизм.) Король направил в Литву двух дворян для расследования. Королевские посланцы производили обыски в еврейских домах, задерживали на дорогах проезжих и допрашивали их. Эти меры нарушили нормальное течение жизни и доставили множество неприятностей евреям. В те же годы состоялся ряд диспутов между евреями и христианами. В конце 16 в. самым выдающимся апологетом иудаизма и оппонентом христианства был караим Ицхак бен Аврахам Троки. В своей книге «Укрепление веры» он выступил с беспощадной рационалистической критикой христианства. Совместная борьба всех евреев страны против наветов и обвинений служила одним из важнейших факторов укрепления еврейской автономии и создания ва‘адов. Основной ячейкой всей системы еврейского самоуправления в Польско-Литовском государстве была община, имевшая свое руководство и свои общественные и религиозные учреждения. Примером общинной организации служит столичная Краковская община. Ядро правления общины в 1595 г. состояло из четырех глав (рашим), пяти заместителей (товим), четырнадцати членов (кахал), трех судей (даяним) низшей инстанции, трех судей второй инстанции, трех судей высшей инстанции, трех счетоводов, пяти казначеев (габбаим) и попечителей, сиротских опекунов и сборщиков государственных налогов. Сфера деятельности и полномочий каждого члена этой коллегии была точно определена. Так, попечители были обязаны в первый день каждого месяца посещать все дома, в которых находились благотворительные учреждения, бани, мясные лавки, и следить за их функционированием. Полномочия трех судебных инстанций определялись денежной суммой, на которую подавался иск: судьи первой инстанции вели тяжбы до десяти злотых, судьи второй разбирали дела от десяти злотых до ста, судьи третьей — дела, в которых иск превышал сто злотых. Большим почетом пользовались главы иешив — раввины. Во главе всех юридических учреждений стоял председатель суда (ав бет-дин), исполнявший одновременно функции главного раввина округа и ректора самой большой иешивы. Несколько позже в Краковской общине была учреждена должность городского проповедника, занимавшего высокое общественное положение и получавшего жалование от общины. Община выбирала и низших служащих — канторов, учителей, резников и т. п. В краковской общине существовала еще одна весьма важная выборная должность — ходатая (штадлан), который должен был сопровождать «каждого нуждающегося в помощи к судье, или писарю, или к чиновнику, к откупщику налогов, к горожанам, куда надо». Община, таким образом, имела своего рода адвоката, защищавшего интересы ее членов перед властями и горожанами. Во главе всех должностных лиц общины стоял один из рашим (парнас), сменявшийся каждый месяц и называвшийся парнас ха-ходеш.

Из сохранившихся денежных отчетов еврейских общин в Польше явствует, что в среднем семьдесят и более процентов всего бюджета уходило на защиту от «покушений извне» — на подкупы и «подарки» недоброжелателям из среды духовенства и христиан-горожан и на судебные издержки и ходатайства в связи с наветами и клеветой. 14–15% бюджета расходовались на благотворительные цели, а остальная часть — на административные издержки и жалованье. Такое распределение бюджета было возможным потому, что большинство должностных лиц исполняло свои обязанности безвозмездно. Краковские постановления 1595 г., регламентирующие общест­венную и административную жизнь общины, свидетельствуют о том, что община считала себя правомочной и даже обязанной контролировать все формы деятельности своих членов, руководить ими и карать их, если они «сбиваются с пути истинного». Постановления общины регулировали тор­говлю, определяли размер процентов за ссуды, указывали, кому давать пожертвования, устанавливали учебную программу и жалованье учителей и т. п.

Правление общины выбиралось ежегодно; исключение составляли некоторые должностные лица, обладавшие специальными знаниями, например, председатель суда, назначавшийся на трехгодичный срок. Выборы обыкновенно происходили в Песах; члены общины избирали из своей среды от пяти до девяти выборщиков (борерим), которые, в свою очередь, выбирали общинное руководство.

В большинстве общин наряду с официальными учреждениями существовали различные добровольные общества, как, например, цехи еврейских ремесленников, погребальные братства, общества помощи больным, общества по совместному чтению псалмов и т. п.

Еврейские общины Польского королевства были организованы по областям или землям (мединот или арацот), которые подразделялись на округа (глилот). Входившие в состав округа местные общины находились в определенной административной зависимости (не затрагивавшей, впрочем, их автономии) от главной общины этого округа. Так, например, община города Луцк представляла местные общины всего округа, община Кракова — Малой Польши. Представители окружных общин собирались на регулярные съезды, получившие название окружных ва‘адов. Каждая область выбирала и посылала установленное для нее число общинных глав и раввинов на съезды верховного органа еврейской автономии в Польше — Ва‘ада четырех земель. Иногда в этих съездах участвовали и представители Литовского ва‘ада. Ва‘ад четырех земель заседал в дни больших ярмарок в Люблине и Ярославе (Галиция). Участвовавшие в заседаниях ва‘ада раввины составляли своего рода высшую судебную коллегию. Все дела, которые не могли быть разрешены в рамках отдельной общины, выносились на рассмотрение ва‘адов. На заседаниях ва‘адов принимались постановления и предписания, регулировавшие жизненный уклад евреев всего королевства, и выносились решения по актуальным проблемам, возникавшим в личной и общественной жизни польско-литовского еврейства. Так, ва‘ады оказывали давление на еврейских арендаторов, чтобы в арендованных поместьях крепостные не работали по субботам на барщине. Ва‘ады стояли на страже прав еврейского населения во время избрания королей, сессий сейма и в другие чреватые резкими переменами моменты.

Польско-литовские евреи высоко ценили ученость; учащиеся иешив пользовались всеобщим уважением. Кончив иешивы и став купцами или арендаторами, молодые евреи не прекращали изучение Талмуда. Богатые члены общины, даже те, кто сам не отличался ученостью, стремились выдать своих дочерей замуж за лучших учеников иешив, невзирая на их бедность. Так сложилось еврейское руководство, состоявшее из богатых и ученых.

Несмотря на жесточайшие потрясения 1648–49 гг., еврейская диаспора в Польше и Литве и во 2-й половине 17 в. оставалась крупнейшим центром всего еврейского народа, а ее автономные учреждения пользовались влиянием далеко за пределами страны.

См. Израиль См. Израиль — народ в диаспоре.

Смотрите также

Игнатов Давид

Иехи‘ам

Иехояхин

Иодфат

Иссерлейн Исраэль бен Птахия