Изреельская долина

ИЗРЕЕ́ЛЬСКАЯ ДОЛИ́НА (עֵמֶק יִזְרְעֶאל, Эмек-Изре‘эль), вторая по размерам (367 кв. км) после Иорданской внутренняя долина Израиля. Вместе с долинами Харод (116 кв. км; обычно рассматривается как часть Изреельской долины) и Бет-Шеан (219 кв. км) отделяет горные массивы Галилеи от гор Самарии, образуя сквозной проход от реки Иордан к низменности Хайфского залива (долина Звулун). Названа по израильскому городу Изре‘эль (буквально «посеет /засевает/ Бог»), находившемуся в центре долины, ставшей зимней столицей династии Омри (I Ц. 21:1). В II Хр. (35:22) Изреельская долина называется «долина Мегиддо», в I Мак. (12:49) и в трудах Иосифа Флавия (например, Война 2:188; Древ. 5:83) — «великая равнина».

Относительное обилие влаги (среднее количество осадков собственно в Изреельской долине около 480 мм в год; зимние разливы реки Кишон и потока Харод) и плодородная почва способствовали появлению в Изреельской долине поселений еще в доисторическую эпоху, а ее стратегическое значение как важной части так называемого морского пути из Египта в Месопотамию (от Нила к Евфрату) — возникновению с 3 тыс. до н. э. городов (Мегиддо, Та‘анах, Шунем и другие), упоминаемых в египетских и аккадских источниках, а также в Библии.

При разделе земель Эрец-Исраэль Изреельская долина частично вошла в удел колена Иссахара (ИбН. 19:18–23), западная часть — в удел колена Звулуна, а города Та‘анах и Мегиддо на юге отошли колену Менашше, не сумевшему, однако, изгнать из них ханаанеев (там же, 17:11–14). После победы Деборы над их военачальником Сисрой (Суд. 4:2–24) израильтяне упрочились в Изреельской долине а Гид‘он, разгромив вторгшихся в Изреельскую долину мидианитов, обезопасил ее восточную часть от набегов (там же, 7:19–23). Филистимляне вторглись в Изреельскую долину, стремясь расчленить царство Саула. Но и после его поражения она осталась во власти израильтян (II Сам. 2:9).

Анклавы ханаанеев в Изреельской долине были, видимо, ликвидированы при Давиде, так как при Соломоне города Та‘анах и Мегиддо были включены в пятую область, а «земля Иссахара» образовала десятую область его государства (I Ц. 4:12, 17). Примерно в 732 г. до н. э. Тиглатпаласар III, завоевав Галилею и Изреельскую долину, превратил их в провинцию Ассирии с центром в Мегиддо. С ослаблением Ассирии Изреельской долиной завладело Иудейское царство. В 609 г. до н. э. царь Иошияху погиб в Изреельской долине, пытаясь задержать войска фараона Нехо II, двигавшиеся по «морскому пути» в Месопотамию (II Хр. 35:20–24).

При Хасмонеях, а также при Ироде I и его преемниках Изреельская долина вместе с Галилеей входила в территорию их царств и многие земли долины стали царской собственностью. В период римского владычества (конец 1в. – 4 в.) в городе Бет-Ше‘арим временно размещался Синедрион. Близ Мегиддо (а также в Бет-Шеане) были построены лагеря легионеров. Запустение Изреельской долины, начавшееся в 7 в. после завоевания Эрец-Исраэль арабами, усугубилось нашествием крестоносцев (см. Крестовые походы) и особенно тем, что после их изгнания долину заняли бедуины, назвавшие ее Мардж ибн Амир.

Биньямин из Туделы в 1170 г. нашел в городе Изре‘эле лишь одну еврейскую семью. Опустевшая долина стала местом кочевья бедуинов, покрылась болотами — источниками малярии, — сделавшими проживание в ней невозможным, и евреи переселились на ближние холмы. Стратегическое значение Изреельской долины сохранялось, и в 1799 г., например, Наполеон I близ крепости крестоносцев Ла Фев (по-арабски ал-Фула) сражался с турецким войском, а в 1918 г. бросок по Изреельской долине австралийской конницы ускорил победу Э. Алленби.

В начале 20 в. на землях в Изреельской долины, приобретенных для Еврейского национального фонда И. Ханкиным у христианской семьи Сурсук, владевшей большей частью земель в долине, были основаны поселения Мерхавия (1911 г., с 1929 г. — киббуц) близ руин крепости Ла Фев и Тель-‘Адашим (1913 г., с 1923 г. — мошав). Но широкое освоение Изреельской долины началось лишь в период британского мандата на Эрец-Исраэль. В 1920-х гг. обширные части долины (около 7 тыс. га) были приобретены Еврейским национальным фондом.

На осушенных и дренированных участках в 1921 г. возникли мошавы Кфар-Иехезкель, Нахалал, киббуцы Эйн-Харод, Гева, Тель-Иосеф, в 1922 г. — мошав Бальфурия, киббуцы Бет-Альфа, Хефци-Ва, в 1923 г. — мошав Кфар-Гид‘он, киббуц Мизра, а позднее киббуц Мишмар-ха-‘Эмек (1926), мошавы Кфар-Барух (1926), Кфар-Иехошуа (1927) и многие другие сельскохозяйственные поселения.

В полевых культурах преобладают зимой пшеница, летом хлопок (поливное хлопководство). Как побочные отрасли развиваются овощеводство, выращивание фруктов, молочное скотоводство и другие. Искусственное озеро близ поселения Кфар-Барух, созданное посредством плотины на реке Кишон, водопроект Харод и многие местные резервуары обеспечивают водоснабжение Изреельской долины.

Основанное в 1925 г. поселение Афула (город с 1972 г.) стало после 1948 г. центром района Эмек-Изре‘эль (относится к северному административному округу страны), в который помимо Изреельской долины (с долиной Харод) входят долина Бет-Шеан, нагорье Нацрат-Тир‘ан, плато Кохав и Менашше. В 2003 г. в районе было 68 поселений (в том числе четыре арабских) с 70 тыс. жителей.

Быстрое сельскохозяйственное освоение и заселение Изреельской долины было выдающимся достижением сионистского халуцианского движения и основополагающим опытом применения в одном из самых запущенных районов Эрец-Исраэль прогрессивных методов ведения сельского хозяйства. В Изреельской долине сложились основные формы кооперативного (мошав) и коллективного (киббуц) сельскохозяйственного труда.

Смотрите также

идиш литература

Израиль — народ в диаспоре. Новое время (до завершения эмансипации; с 18 в. до 1880 г.)

Иродион

Исайя

Ишма‘эль