Иосеф бен Гершон из Росхейма

ИОСЕ́Ф БЕН ГЕРШО́Н ИЗ РО́СХЕЙМА (יוסף בן גרשון מרוסהיים‎; Josel von Rosheim; Yoselmann, Иосельман; около 1478 г., Миттельбергхейм, Эльзас, – 1554, Росхейм), посредник (штадлан) между еврейской общиной и властями в германских землях. Осиротев в возрасте шести лет, Иосеф бен Гершон был взят на воспитание семьей матери. Родство с императорским врачом Я‘аковом бен Иехиэлем открыло Иосефу бен Гершону доступ ко двору. После успешного заступничества перед властями за изгнанных из Оберенхейма (ныне Оберне) евреев в 1507 г., в результате чего император Максимилиан I отменил декрет об их изгнании, Иосеф бен Гершон становится «вождем и главой» (парнас у-манхиг) евреев Нижнего Эльзаса (1510), а несколько позже — «предводителем всех евреев» Германии. Поскольку последний титул был дан Иосефу бен Гершону не императором, а, видимо, немецким еврейством, здесь имел место единственный в своем роде случай, когда евреи Германии, добровольно отказавшись от общинной и региональной автономии, образовали своеобразные всегерманские еврейские конфедерации. На коронации императора Карла V в 1520 г. Иосеф бен Гершон получил от него «общую охранную грамоту» для евреев Германии. Во время крестьянского восстания в 1525 г. Иосеф бен Гершон спас эльзасских евреев, уплатив крестьянским бандам 80 гульденов. В 1529 г. Иосеф бен Гершон убедил императора и короля Фердинанда I в ложности кровавого навета против евреев в городе Безинг (ныне Пезинок, Венгрия), в 1530 г. сумел доказать и ложность обвинения евреев в шпионаже в пользу Турции, после чего Карл V подтвердил «охранную грамоту». В 1530 г. по императорскому приказу Иосеф бен Гершон вступил в диспут (см. Диспуты) с отступником Антонием Маргаритой, издавшим клеветническую антиеврейскую книгу «Все о еврейской вере» (1530). Когда Иосефу бен Гершону удалось доказать ложность возводимых Антонием Маргаритой обвинений, последний был изгнан императором из Аугсбурга. В том же году Иосеф бен Гершон созвал общинных делегатов в Аугсбург, чтобы выработать кодекс, регулирующий кредитно-финансовые операции евреев Германии. В 1535 г. Иосеф бен Гершон выступил в защиту евреев Егерндорфа (Силезия), когда им угрожал кровавый навет, а год спустя добился отмены указа об изгнании евреев из Саксонии. На протестантской конвенции 1539 г. во Франкфурте-на-Майне Иосеф бен Гершон доказал невиновность евреев Бранденбурга, казненных по обвинению в гостии осквернении. В 1544 г. Иосеф бен Гершон обратился к императору с жалобой по поводу кровавого навета на евреев Вюрцбурга, получил новую «охранную грамоту» для евреев Германии, которая считается историками наиболее либеральной из когда-либо пожалованных евреям. В 1543 г. он обратился к страсбурскому магистрату с протестом против антиеврейских выступлений М. Лютера и добился запрета на распространение ряда клеветнических юдофобских писаний в городе. Во время войны императора против коалиции протестантских князей (1546) Иосеф бен Гершон ходатайствовал за евреев перед обеими сторонами.

Наиболее значительными произведениями Иосефа бен Гершона являются «Иггерет нехама» («Утешительное послание», 1537; сохранилось в отрывках), которое он рекомендовал читать по субботам в синагогах с тем, чтобы евреи научились отражать юдофобские нападки, «Дерех ха-кодеш» («Путь святости», 1531), содержащее наставления о благочестивой жизни и готовности принять мученическую смерть, а также «Сефер ха-микна» («Книга приобретений», 1546) — сборник мемуаров, этических поучений и проповедей.

Иосеф бен Гершон выступал против мессианского движения Давида Реувени и Шломо Молхо.

Смотрите также

Иероним

Иехиэль Михаэль из Злочува

Иосеф

Ирмеяху

Италия