Иосеф Овадия
ИОСЕ́Ф Овадия (1920, Багдад, – 2013, Иерусалим), сефардский (см. Сефарды) верховный раввин Израиля (ришон ле-Цион, 1972–83). Прибыл в Эрец-Исраэль в 1924 г. с родителями, поселившимися в Иерусалиме. В 1938 г. опубликовал свой первый труд «Яббиа омер» (буквально «Передает слово», ср. Пс. 19:3) относительно талмудического (см. Талмуд) трактата Хорайот. Под этим же названием издавал и ряд последующих трудов (1954, 1956, 1960, 1964, 1969; Государственная премия Израиля за 1970 г.). В 1940 г. Иосеф получил смиху на звание раввина от Б. Уззиэля. В 1945 г. стал даяном раввинского суда (см. Бет-дин) сефардов Иерусалима. В 1947 г. Иосеф был избран главой Каирского раввинского суда и помощником главного раввина Египта. Вступив в открытый конфликт с египетским правительством, запретил членам общины распространять антиизраильские листовки и жертвовать средства на египетскую армию, а также настоял на своем праве читать проповеди на иврите. В 1950 г. вернулся в Израиль и был назначен членом раввинского суда Петах-Тиквы, а в 1958 г. — Иерусалима. В 1965 г. стал членом Главного апелляционного раввинского суда, в 1968 г. — главным сефардским раввином Тель-Авива, где возглавил также иешиву «Тора ве-хораа» и учредил учебное заведение для даянов.
Помимо упомянутой серии трудов, перу Иосефа принадлежит «Хазон Овадия» («Видение Овадии», 1952) о Хаггаде, первая часть которого содержит галахический, а вторая — гомилетический материал. Расширенное издание второй части вышло в свет в 1967 г. Сочинения Иосефа обнаруживают богатую эрудицию. Он в равной мере обращается как к сефардским, так и к ашкеназским (см. Ашкеназы) авторитетам, не отдавая предпочтения тем или другим. Его галахические решения точно сформулированы и в целом тяготеют к терпимости. В 1973 г. Иосеф признал общину фалаша евреями, отвечающими требованиям Галахи. При поездке в США в 1974 г. вел активную пропаганду за спасение евреев Сирии.
ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ