Иоханан бен Заккай
ИОХАНА́Н БЕН ЗАККА́Й (1 в. н. э.), танна (см. Таннаи), чья деятельность после разрушения Второго храма сыграла решающую роль в сохранении иудаизма как основы самобытного существования еврейского народа.
Согласно Мишне, Иоханан бен Заккай был учеником-преемником Хиллела и Шаммая (Авот 2:8), но во многих местах в Талмуде он назван младшим учеником одного лишь Хиллела (Сук. 28а; ТИ., Нед. 5:7, 39б). Амора (см. Амораи) Ула (вторая половина 3 в.) утверждает (ТИ., Шаб. 16:8, 15г), что Иоханан бен Заккай 18 лет жил в городе Арав (Нижняя Галилея), где поселился, видимо, после периода ученичества. Вернувшись в Иерусалим, Иоханан бен Заккай проводил много времени за толкованием Писания и извлечением из него галахических постановлений (см. Галаха), «сидя целыми днями в тени Храма» (Псах. 26а). Он стал общепризнанным авторитетом, занял особое положение в близком окружении Шим‘она бен Гамлиэля I и был, возможно, ав бет-дин (главой суда) Синедриона. Иоханан бен Заккай добился практического перевеса учения фарисеев и увеличения числа служителей Храма из их среды, что помогло ограничить привилегии «сыновей первосвященников» (Кт. 13:1, 2; см. Первосвященник), то есть родовитых священнических семейств, наделенных общественной и политической властью и толковавших вопросы культа и управления Храмом в духе учения саддукеев (Шк. 1:4; Эд. 8:3).
Трудно сказать, как относился Иоханан бен Заккай к междоусобной борьбе партий в бурные годы, предшествовавшие падению Иерусалима и разрушению Второго храма. Он, несомненно, не мог быть на стороне зелотов, так как его идеалом был мир как между государствами и народами, так и между семьями и отдельными людьми. По-видимому, Иоханан бен Заккай надеялся на мирное разрешение конфликта с Римом и, может быть, пытался содействовать этому. Лишь потеряв надежду спасти Иерусалим, Иоханан бен Заккай тайком покинул город и вступил в переговоры с римлянами, чтобы обеспечить духовное существование еврейского народа после утраты им политической самостоятельности. Из разноречивых версий в Талмуде и Мидраше (АдрН.[I] 4:5; АдрН.[II] 6; Плач Р. 1:32; Гит. 56а, б) рассказа о том, как Иоханану бен Заккаю удалось выбраться из города и о чем он говорил с Веспасианом, наиболее достоверной представляется та, в которой говорится, что ученики Иоханана бен Заккая, распустив слухи о его смерти, вынесли его в гробу за стены осажденной римлянами столицы. Предание же о его долгой беседе с Веспасианом, когда Иоханан бен Заккай якобы произнес «дай мне Явне с его мудрецами» (Гит. 56б), может относиться только ко времени до осады Иерусалима (весна 70 г.), так как уже 1 июля 69 г. Веспасиан, провозглашенный императором, отбыл в Рим. Несомненно то, что римское командование разрешило Иоханану бен Заккаю отправиться в Явне, где он превратил бет-дин при местной иешиве в новый духовный центр, а спустя некоторое время и в Синедрион (РхШ. 31а, б). Иоханан бен Заккай, предвидевший падение Иерусалима и разрушение Храма, был потрясен не меньше тех, кто не ожидал этой трагедии, и видел в ней кару за отступничество от заветов Бога. Он учил, что искупление можно обрести и без жертвоприношений, а лишь одними милосердными деяниями и проявлениями любви к ближнему (АдрН.[I] 4:5). Этим Иоханан бен Заккай превратил в постулат практической веры мысль многих пророков (Ис. 1:11–17; Хош. 6:6 и других; см. Пророки и пророчество) о предпочтительности в иудаизме нравственного начала перед культовым. Место храмовой службы должно было занять изучение Закона и распространение знания его в народе (РхШ. 18а), ради чего, по мнению Иоханана бен Заккая, и создан человек (Авот 2:8). Старания Иоханана бен Заккая преобразовать бет-дин при иешиве в Явне в религиозный и национальный центр еврейского народа натолкнулись на сопротивление ряда законоучителей, выступавших против хотя бы частичной передачи новому учреждению прав и статуса Великого Синедриона. Иоханан бен Заккай — единственный из законоучителей, которому из почтения к его авторитету был присвоен титул раббан (присваивался лишь президентам /наси/ Синедриона из рода Хиллела). Иоханан бен Заккай способствовал избранию на должность наси в Явне раббана Гамлиэля II (см. Гамлиэль), потомка Хиллела.
По мнению ряда исследователей, Иоханан бен Заккай умер в 80 г. н. э., то есть на десятом году после падения Иерусалима. Предание гласит, что Иоханан бен Заккай, как Моисей и Хиллел до него, а позднее Акива, жил 120 лет. Из них он «сорок лет занимался коммерцией, сорок лет учился и сорок лет учил других» (РхШ. 31б; Санх. 41а; Сиф. Втор. 357).
Аггадические сказания представляют Иоханана бен Заккая скромным и неутомимым тружеником. Он тщательно изучил «Танах, Мишну, Гемару, Галаху, Аггаду, тончайшие детали Закона с его комментариями, методы логики и аналогии, космографию и астрономию, правила гематрии, ангелологию и демонологию, народные притчи и таинства небес... от великого до малого... Ни разу за всю жизнь он не вел праздного разговора... никто не заставал его иначе, как за учением... он сам открывал дверь ученикам» (Сук. 28а). «При встрече он первым приветствовал каждого, в том числе нееврея» (Бр. 17а). Следуя учению Хиллела, он призывал: «Люби мир, добивайся его, люби людей и приближай их к Торе» (Авот 1:12). О себе Иоханан бен Заккай сказал: «От мудрости моих учителей я усвоил не более той капли из океана, какую уносит муха, окунувшись в него» (Соф. 16:8).
Метод извлечения галахических решений из библейского текста у Иоханана бен Заккая заключался в анализе смысла определенного отрывка с целью обнаружить мотивировку сказанного в нем, а затем в поисках обоснования на ней или на одной из ее частей решения, которое может быть преобразовано в общую идею, выходящую за рамки конкретного контекста (Тосеф., БК. 7:3–9). Придавая большое значение объяснению различных деталей мицвот, Иоханан бен Заккай считал, вместе с тем, что суть предписания не в деталях и не в обрядности вообще, а в том, что это повеление Бога, которое следует тщательно исполнять, даже если оно непонятно (Танх., Хуккат 8). Согласно Тосефте, Иоханан бен Заккай — один из первых таннаев, занимавшихся мистикой (Тосеф., Хаг. 2:1–2). Приводимые от его имени высказывания в этой области отличаются высоким стилем и экзальтацией, но не позволяют постичь суть его доктрин.
Как религиозные, так и исторические традиции еврейского народа видят в Иоханане бен Заккае «хранителя очага» иудаизма, его основ и ценностей, спасенных им от гибели и переданных последующим поколениям народа. Лишенные каких-либо атрибутов политической независимости, рассеянные по всему миру, евреи, в значительной степени благодаря целеустремленности и дальновидной деятельности Иоханана бен Заккая, смогли сохраниться как народ и продолжать в уникальных условиях галута развивать и множить свое духовное и культурное наследие.