Итро

ИТРО́ (יִתְרוֹ; в русской традиции Иофор), мидианитский жрец, тесть Моисея. Согласно библейскому повествованию, Моисей, спасаясь от гнева фараона, бежит в Мидиан, где у колодца заступается за обижаемых пастухами дочерей «жреца Мидиана». Благодарный отец радушно принимает Моисея в своем доме и отдает ему в жены одну из своих семи дочерей, Циппору (Исх. 2:16–21). Когда Бог, явившийся Моисею в неопалимой купине, повелевает ему возвратиться в Египет, чтобы вывести оттуда израильтян в Землю обетованную, Итро не удерживает зятя (Исх. 3:1–10; 4:18). Описанию следующей встречи Итро с Моисеем Библия посвящает целую главу (Исх. 18): после исхода из Египта Итро приводит Циппору и двух ее сыновей к Моисею в стан израильтян у горы Синай, восславляет Яхве превыше всех богов и приносит Ему жертвы. Заметив, что все «вопрошающие Бога» и тяжущиеся обращаются только к Моисею, Итро советует ему поставить над народом судей, после чего удаляется в свою страну.

Некоторые исследователи считают, что различия в источниках, легших в основу канонического текста Библии, являются причиной того, что тесть Моисея именуется в книге Исход также Ре‘уэлем (2:18) и Иетером (4:18), в книге Числа (10:29) — не то Ре‘уэлем, не то Ховавом, а в книге Судей (4:11) — Ховавом. Другие, предлагая ряд исправлений в указанных текстах, полагают, что Ре‘уэль — это отец Итро, а Ховав — либо шурин Моисея, либо зять. То, что Итро назван мидианитом в книгах Исход и Числа, но кенитом в книге Судей (1:16; 4:11), и что его роль в реорганизации судебной системы израильтян, подробно описанная в книге Исход, не отмечена в пересказе этого события во Второзаконии (1:9–17), также объясняется по-разному различными учеными.

Комментаторы Корана отождествляют с тестем Моисея исламского пророка Шу‘айба, упоминаемого Мухаммадом в качестве жителя Мидиана. Житийная литература ислама подробно описывает пребывание Моисея в доме тестя, его женитьбу на Циппоре и т. п.

Друзы (см. Государство Израиль. Население. Национальные меньшинства. Друзы), высоко почитающие память Шу‘айба, считают его одним из ранних воплощений космического худуд — эманации света Создателя, — относящимся ко времени Моисея. Согласно друзской традиции, его могила находится на склоне теля Карней-Хиттим (около Тверии); она служит местом ежегодного паломничества друзов 23–25 апреля.

Смотрите также

Израиль — народ в диаспоре. Новое время (до завершения эмансипации; с 18 в. до 1880 г.)

Иоахим Йозеф

Иосеф

Иудея

Ишма‘эль бен Элиша