иудаизм

ИУДАИ́ЗМ, религиозное, национальное и этическое мировоззрение, на протяжении тысячелетий определявшее верования и жизненный уклад еврея.

Термин «иудаизм» происходит от греческого йуда́исмос, появляющегося в еврейско-эллинистической литературе на рубеже 1 в. до н. э. (II Макк. 2:21; 4:38) и обозначающего еврейскую религию как антитезу эллинистическому язычеству. В некоторых языках наряду с термином «иудаизм», обозначающим еврейскую религию в узком смысле, существует более общий термин, охватывающий всю еврейскую цивилизацию, включая религию, в целом — русское «еврейство», немецкое Judentum. На иврите эквивалентом последнего является יַהֲדוּת (яхадут).

История иудаизма характеризуется непрерывным процессом творческого взаимодействия противоположных идей и антагонистических тенденций — этики и ритуала, универсализма и национализма, избранности еврейского народа как носителя Божественного откровения и равенства всех людей, созданных по образу и подобию Божьему, личного искупления и национального освобождения, беспрецедентной в истории преданности утраченной древней родине, стремления к возвращению в нее и приспособления к жизни в изгнании.

Формирование иудаизма начинается с возникновением во 2 тыс. до н. э. принципиально новой религиозной концепции — монотеистической идеи единого Бога, творца и властелина Вселенной (см. Монотеизм). На смену традиционной теологическо-космогонической мифологии приходит идея сотворения мира творческой волей Бога и историческая сага, в центре которой — формирование народа Израиля и его завет с Богом (см. Авраам, Патриархи). Развитие иудаизма сопровождалось ожесточенной борьбой, возглавлявшейся пророками (см. Пророки и пророчество), с пережитками политеизма, поддерживавшимися влиянием окружающих народов и окончательно изжитыми с возвращением евреев из пленения вавилонского.

Зародившись на фоне великих цивилизаций Древнего Востока — Месопотамии, Египта и Ханаана, — иудаизм уже в период Первого храма вступил в конфликт с этими цивилизациями. Антагонизм между иудаизмом и окружающим языческим миром достиг особой остроты после завоевания Ближнего Востока Александром Македонским. Проникновение в еврейство эллинистического культурного влияния вызвало противодействие, вылившееся в столкновение между иудаизмом и эллинизмом, кульминацией которого было восстание Маккавеев.

Со своей стороны, иудаизм оказывал влияние на эллинистический мир, в котором он, в различных формах и проявлениях, получил широкое распространение. Иерусалимский храм становится центром притяжения не только для многочисленной еврейской диаспоры, но и сотен тысяч приверженцев иудаизма по всему эллинистическому миру. В этот период жреческое сословие (см. Кохен), в руках которого было сосредоточено отправление культа, утрачивает руководящее положение, и религиозное руководство переходит к законоучителям (см. Софрим) и мудрецам.

Библейский канон, лежащий в основании иудаизма, становится объектом толкования и комментирования, что повлекло за собой формирование различных интерпретационных направлений, борьба между которыми завершилась победой фарисеев в последние десятилетия эпохи Второго храма (середина 1 в. н. э.). Выработанная в этот период Галаха, регламентировавшая жизнь еврея, явилась наиболее ярким и полным выражением иудаизма.

Под влиянием восстаний против Рима, под властью которого, начиная с 1 в. н. э., оказалось абсолютное большинство еврейского народа, в иудаизме сформировалась новая концепция веры в грядущий приход Мессии, избавителя из дома Давида, о котором возвещали библейские пророки: приход Мессии должен восстановить суверенное Иудейское царство и водворить всемирную справедливость.

С распространением христианства, ставшего государственной религией Римской империи в начале 4 в., и ислама (7 в.) евреи оказались под властью народов, которые исповедовали религии, берущие начало в иудаизме и принявшие основные принципы его веры, космогонии, этики, происхождения человеческого рода и понимания истории. Однако эта общность не только не привела к взаимопониманию, но, напротив, вылилась в непримиримый конфликт: еврейство категорически отказалось принять претензии как христианства, так и ислама на то, что именно в них находит свое подлинное и адекватное выражение истина, и рассматривало обе религии как искажение иудаизма; христианство и ислам, со своей стороны, рассматривали иудаизм либо как исторический рудимент, либо как богоотступничество, подвергая еврейский народ гонениям и унижениям.

Несмотря на угнетенное положение, евреи не прекращали острой религиозной полемики с христианством и исламом на протяжении всей эпохи средневековья. Галаха, находившаяся в процессе постоянного развития в связи с меняющимися историческими и социальными условиями, оставалась основой жизненного уклада еврея. Исполнение мицвот, то есть предписаний Галахи, определяло принадлежность к еврейству, и факт, что в лоне еврейства остались лишь те течения, представители которых, несмотря на большие или меньшие отклонения от общепринятых норм иудаизма, соблюдали установления Галахи, является исторически неоспоримым.

Вместе с тем в средние века впервые — под влиянием христианской и мусульманской теологии — предпринимается попытка сформулировать основные принципы иудаизма (см. Маймонид, Иосеф Альбо). Правда, уже в Талмуде один из мудрецов, амора Симлай (3 в. н. э. — Мак. 24а), пытается путем гомилетической экзегезы библейских текстов свести иудаизм к единственному стиху из книги пророка Хаваккука (2:4): «Праведник верой своей жив будет», а Хиллел, в ответ на просьбу чужестранца обратить его в еврейство в течение времени, которое он может простоять на одной ноге, формулирует как основу иудаизма этическое правило: «То, что ненавистно тебе, не делай своему ближнему» (Шаб. 31а).

Тем не менее, ни та, ни другая формулировка не превратились в религиозную догму, а остались среди многочисленных толкований библейских стихов и талмудических максим. Наряду с формулировкой догматов веры в средневековой еврейской теологии в этот период получает развитие также другая тенденция, прослеживаемая уже в талмудической литературе, — дать иудаизму философское или мистическое обоснование, тенденция, воплотившаяся в философских системах (см. Са‘адия Гаон, Иехуда ха-Леви и другие) и мистическом учении каббалы.

Эмансипация и последовавшая за ней массовая ассимиляция, а также секуляризация европейского общества вызвали потребность в рациональном определении иудаизма. Проблема состояла в том, как возможно сочетать полную интеграцию в окружающей культурной среде с сохранением верности иудаизму. Казалось, что антагонизм между еврейством и окружающей средой может быть преодолен, если иудаизм будет объявлен одной из религий, принятых в данном обществе, наряду с католицизмом и протестантизмом, либо если еврейство будет рассматриваться не как религиозная, а как культурно-этническая группа.

В этот период, наряду с традиционным иудаизмом широких еврейских масс, появляются новые течения — реформизм в иудаизме, ортодоксальный и консервативный иудаизм. Некоторые еврейские мыслители стали трактовать иудаизм как универсальное моральное учение, задача которого — прогресс человечества на пути к осуществлению принципов идеальной этики (М. Лацарус, Г. Коген). Другие мыслители рассматривали иудаизм как культурно-исторический феномен, не утративший, несмотря на уникальные исторические условия, национальный характер (Я. Кляцкин, М. И. Бердичевский).

Ахад-ха-‘Ам видел цель в синтезе национально-культурного возрождения еврейского народа в Эрец-Исраэль с исторической этикой иудаизма. Сионизм и создание Государства Израиль еще более обострили проблему роли иудаизма в жизни еврейского народа и вызвали острую дискуссию. Отношение религиозного еврейства к Государству Израиль включает широкий спектр — от полного неприятия государства, основанного на светских принципах (Наторей карта), вплоть до восприятия Израиля как начала наступления мессианской эры (атхалта ди-геулла — `начало избавления`).

Отношение светского еврейства к месту религии в государственно-общественной жизни Государства Израиль также неоднозначно — от полного отрицания роли религии в становлении еврейского государства и его жизни до понимания Израиля как воплощения в светской форме религиозных чаяний сотен поколений евреев и стремления в наиболее полной мере использовать в строительстве национального государства религиозно-культурное наследие еврейского народа.

Такая поляризация взглядов является прямым продолжением полярной напряженности, характеризовавшей развитие иудаизма и находившей разрешение не только в теоретических дебатах, но и в эмоциональном опыте многих поколений евреев на протяжении всей еврейской истории, готовых на подвиг и самопожертвование в сознании возложенной на них миссии претворения идеалов, кажущихся утопией.

См. также Религия еврейская, Еврей, Израиль, Библия, Талмуд, Галаха, Мицвот, Тора, Праздники, Суббота, Избавление, Мессия, Каббала, Хасидизм, Ортодоксальный иудаизм, Консервативный иудаизм, Реформизм в иудаизме, Бог, Этика, Философия, Сионизм.

Смотрите также

Израиль — народ в диаспоре. Новейшее время (1880 г. – середина 1980-х гг.)

Изхар С.

Ильф Илья

Иоффе Хиллел

иудействующие