Каддишман Менашше

КА́ДДИШМАН Менашше (родился в 1932 г., Тель-Авив), израильский скульптор и живописец. В 1947–50 гг. учился у скульптора М. Штерншусса (1905–92), а в 1954 г. — у скульптора Р. Лемана (1903–77). В 1950–53 гг. работал пастухом в киббуце Ма‘ян-Барух. Участвовал в Синайской кампании. В 1959 г. Каддишман уехал в Англию, учился в художественной школе Сан-Мартин в Лондоне и в художественной школе Слейд при Лондонском университете. В 1972 г. вернулся в Израиль, живет в Тель-Авиве.

Персональные выставки Каддишмана проходили в Лондоне (1965, 1992), Нью-Йорке (1970, 1985), Иерусалиме (1975, 1979, 1990), Венеции (1978) и других городах. С начала 1960-х гг. Каддишман постоянно участвует в выставках израильских художников в Израиле и в других странах. Произведения Каддишмана находятся в коллекциях музеев Канады, Италии, Израиля, США, Германии, Великобритании и других стран, а также в частных коллекциях. Монументальные скульптуры Каддишмана установлены на улицах Тель-Авива, Иерусалима и других израильских городов, в Монтевидео, Сеуле, Торонто и др.

В ранних работах, скульптуре и рисунках Каддишман следовал за натурой (портреты детей, 1947, собрание автора; «Мертвый солдат и птица», 1963, собрание автора); в его живописных работах с натуры возник мотив, превратившийся впоследствии в символ, главный иконографический знак Каддишмана: изображение овец.

В конце 1950-х гг. в Лондоне Каддишман учился у Э. Каро (родился в 1924 г.), который повлиял на творчество Каддишмана так же, как новейшие течения того времени: минимализм, неоконструктивизм, концептуализм — с их знаковостью и лаконизмом.

В конце 1960-х гг. Каддишман, не оставляя скульптуры, вновь вернулся к живописи, от которой почти отказался в период концептуализма и минимализма. В 1970-е гг. Каддишман нашел собственный стиль и собственную тему. В эти годы он экспериментировал с разными материалами, соединяя жесткую конструктивность современной скульптуры с эмоциональностью живописи («Желтый лес», Монтевидео, Уругвай, 1969). Одновременно он стремился воплотить концепцию «от искусства к природе как природе». На Бьеннале 1978 г. в Венеции событием стал перформанс Каддишмана «Живые овцы»: Каддишман превратил израильский павильон в поле, на котором паслись овцы — производители, матки, овцы, предназначенные для бойни, и т. д.; каждая категория была помечена своим цветом, а сам Каддишман выступал в роли библейского пастуха.

В это же время Каддишман начал работать с металлом, используя возможности, заложенные в старинном еврейском искусстве вырезок (см. Фольклор. Визуальный фольклор), — четкость силуэта, лаконичность («Деревья», Бетлехем, Пенсильвания, 1977).

В 1970-е гг. окончательно оформились основные мотивы его творчества: жертвоприношение и мифология жертвы, война как трагическая и бессмысленная жертва. Каддишман не пересказывает историю жертвоприношения Исаака (см. Акеда), но переосмысливает, создавая собственный миф, включающий современные реалии, мотивы собственной биографии. И в живописи, и в скульптуре в вариациях на эту тему присутствуют основные элементы: сын — предопределенная жертва, поскольку в трактовке Каддишмана Ицхак погибает («Пьета», 1987); овца, олицетворяющая победу животного над человеком («Война», 1984; «Жертвоприношение Ицхака», 1985); мать, оплакивающая своего ребенка и отказывающаяся признать необходимость насилия во имя высшего смысла («Пастушка», 1984; «Долина печали», 1985).

Каддишман резок и экспрессивен в живописи, а его скульптура подчеркнуто огрублена и сведена к лаконичным знакам; Каддишман использует плоские латунные листы-вырезки, которые он собирает в конструкции с минимальным количеством деталей («Конец», 1986; «Прометей», 1987; «Пастушок», 1987).

Позднее Каддишман еще больше упрощает и абстрагирует свои композиции: «Стадо» (1991), «Пьета» (1992), «Прометей 2» (1991–92; все работы — галерея Аннели Джуда, Лондон).

В 1995 г. творчество Каддишмана было отмечено Государственной премией Израиля.

Смотрите также

Кармен Роман

Кениг Лия

Кесария

Коссовский Владимир

Кфар-Канна