казённый раввин
КАЗЁННЫЙ РАВВИ́Н, в 1857–1917 гг. выборная должность в еврейских общинах Российской империи. Согласно правительственным инструкциям, кандидатом в казенные раввины мог быть выпускник раввинского училища (с 1873 г. — еврейского учительского института) или общих высших и средних учебных заведений. Его избрание утверждалось губернскими властями, от которых он получал и свидетельство на звание раввина; он официально представлял общину в правительственных учреждениях. В обязанности казенного раввина входило принимать присягу у евреев-новобранцев, вести книги записи рождений, бракосочетаний и смертей, в дни государственных праздников и тезоименитства императора произносить в синагоге патриотические проповеди (чаще всего на русском языке). Правительство предполагало также, что казенный раввин явится духовным пастырем общины и будет «наблюдать, чтобы в общественном богослужении и обрядах веры были сохраняемы установленные правила; объяснять евреям законы их и разрешать встречающиеся в оных недоумения». Но на деле казенные раввины, обычно мало сведущие в иудаизме и навязанные русским правительством общине, которая вынуждена была их содержать, как правило, вызывали неприязнь или пренебрежение верующих. Не признаваемые властями традиционные (так называемые духовные) раввины считались учеными советниками казенных раввинов, но фактически именно они являлись духовными главами общин.
Нередко казенными раввинами становились сторонники Хаскалы (Ш. З. Минор, А. И. Пумпянский, 1835–93 гг., И. Л. Кантор, Я. Мазе и др.), пытавшиеся внедрить просвещение в еврейские массы. В начале 20 в. в ряде общин на должность казенных раввинов избирались активисты сионистского движения (В. Тёмкин, М. Шейнкин, Ш. Левин, И. И. Шнеерсон и др.), которые, руководствуясь лозунгом «завоевание общин», стремились направить еврейскую общественность в русло идей национального возрождения.