Катастрофа

КАТАСТРО́ФА европейского еврейства (שׁוֹאָה, Шоа, буквально `несчастье`, `бедствие`, также חֻרְבָּן, хурбан, `разрушение`), гибель значительной части еврейского населения Европы в результате организованного преследования и планомерного уничтожения евреев нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933–45 гг. Аналогами термина «Шоа» в мировой историографии являются английское слово «Holocaust» («Холокост», от греческого холокаутома, `всесожжение`) и «Катастрофа», употребляемый в «Краткой еврейской энциклопедии» наряду с термином «Шоа».

Слово «Шоа» встречается в Библии (Ис. 10:3; 47:11; Цфан. 1:15; Иов 30:32; Пр. 1:27; Пс. 35:8; 63:10) в значении всеобъемлющего разрушения и разорения.

В одном из документов Еврейского агентства (1939) слово «Шоа» использовано при описании положения евреев и поляков в оккупированной нацистами Польше. После издания в Эрец-Исраэль сборника «Шоат иехудей Полин» («Шоа польского еврейства», 1940) М. А. Хартглас (1883–1953, один из лидеров сионистского движения в Польше и бывший член юденрата Варшавского гетто, которому удалось в 1940 г. добраться до Эрец-Исраэль), Ш. Черниховский и другие авторы термином «Шоа» стали называть особую судьбу евреев, хотя и не представляли еще истинных масштабов уничтожения. В 1942 г. Б. Динур увидел в Катастрофе ни с чем не сравнимое историческое явление, которое началось, по его мнению, в 1933 г. с приходом к власти в Германии нацистов, и предложил словом «Шоа» обозначить уникальность этого явления. Но этот термин использовали реже, чем аналогичный термин хурбан — традиционное обозначение бедствия в еврейской литературе. С 1943 г., с увеличением информации о ходе «окончательного решения», словом «Шоа» пользовались все чаще, а после Эйхмана процесса (1962), ряда публикаций и выхода французского документального фильма «Шоа» К. Ланцмана (1985; см. Катастрофа. Катастрофа в новейшей истории. Катастрофа в зеркале мировой культуры) оно все больше становится общеупотребительным и проникает в различные языки.

Содержание: Нацистская политика уничтожения еврейского народа и этапы Катастрофы Введение Первый этап (январь 1933 г. – август 1939 г.) Второй этап (сентябрь 1939 г. – июнь 1941 г.) Третий этап (июнь 1941 г. – осень 1943 г.) Четвертый этап (зима 1943 г. – май 1945 г.) Тактика и методы осуществления гонений и «окончательного решения» Численность жертв Евреи в период Катастрофы. Народы мира и Катастрофа. Евреи в период Катастрофы Народы мира и Катастрофа Избежавшие гибели Катастрофа в новейшей истории Увековечение памяти жертв Катастрофы Отношение народов мира к евреям и Государству Израиль после Катастрофы Отрицание Катастрофы Религиозно-философская оценка Катастрофы Исследование, документация и историография Катастрофы Катастрофа в зеркале мировой культуры Заключение

Смотрите также

катакомбы

Кахан Я‘аков

Кирьят-Тив‘он

конверсо

Кфар-Виткин