Каир
КАИ́Р (קָהִיר, Кахир; на арабском языке ал-Кахира), столица Египта. Историческим ядром Каира был город Фостат (точнее, Фустат, также Старый Каир), выросший из военного лагеря арабов, который они разбили на правом берегу Нила к северу от крепости византийцев (см. Византия) Бабилон после ее падения в 641 г. Евреи поселились на территории бывшей крепости, видимо, вслед за вступлением в нее арабских войск. В 882 г. еврейская община приобрела коптскую церковь св. Михаила и преобразовала ее в синагогу Эзры (Овадия Бертиноро писал о ней в 15 в. как о синагоге Ильи-пророка; см. Илия), с которой связано множество преданий, и где образовалась знаменитая Каирская гениза. В 10 в. там же возникла вторая община (выходцы из Месопотамии), признававшая авторитет вавилонского гаона, тогда как первая своим духовным наставником считала гаона Палестины.
Тогда же в Фостате сложилась значительная община караимов. С основанием в 969 г. собственно Каира Фостат превратился в его пригород, и многие евреи стали селиться в новом городе, образовав там вначале, видимо, два еврейских квартала (на севере Каира и несколько южнее первого). Но с начала 11 в. халиф ал-Хаким изгнал евреев из северного квартала, и они сосредоточились во втором, восточную часть которого заселили караимы (это размещение общин сохраняется и поныне). В 1168 г. власти сожгли Фостат, опасаясь закрепления в нем крестоносцев (см. Крестовые походы), и большинство живших там евреев также переселилось в еврейский квартал Каира.
Уже к концу 10 в. Каир превратился в религиозный и культурный центр всех еврейских общин Египта. Каирские раввины первой половины 11 в. славились своей ученостью. Шмария бен Элханан (умер в 1011 г.) основал в городе иешиву. В 1169–70 гг. эту иешиву возглавлял Нетан’эль бен Моше ха-Леви, позднее — его брат Сар Шалом ха-Леви. Другую иешиву, просуществовавшую до конца 12 в., основал Мацлиах бен Шломо ха-Кохен (умер в 1139 г.), переехавший в 1127 г. в Каир из Сирии. До 1159/60 гг. в Фостате жил Маймонид. Биньямин из Туделы писал о проживании в Каире семи тысяч евреев, но эти данные завышены, на самом деле их в то время было, видимо, не более полутора тысяч человек. При Фатимидах (до 1171 г.) и Айюбидах (1171–1250) отношение к евреям было терпимым, но при мамлюках (1250–1517) их всячески притесняли. По свидетельству арабских историков, султан Бейбарс в 1265 г. собрал каирских христиан и евреев и, угрожая сжечь их заживо, потребовал крупный выкуп, который те выплачивали в течение многих лет.
В 1301 г. преследования зимми усилились, церкви и синагоги Каира были закрыты (некоторые надолго). В 1354 г. зимми Каира подверглись разорительным погромам, а арабские хроники 15 в. часто упоминают о нападениях на евреев и христиан Каира. Иногда возникали трения и между еврейскими общинами. Так, в 1465 г., когда новоприбывшая группа испанских марранов решила присоединиться к караимам, между последними и раббанитами произошел серьезный конфликт. Законы ограничивали коммерческую деятельность евреев, запрещали, например, торговлю специями и другими товарами с Востока, но небольшая привилегированная группа евреев занималась чеканкой монет и банковским делом. Мешуллам из Вольтерры писал, что в 1481 г. в Каире проживали 800 еврейских семей, в том числе 150 караимских, и 50 самаритянских (см. Самаритяне), а О. Бертиноро в 1488 г. застал там 500 раббанитских, 100 караимских и 50 самаритянских семей. Во второй половине 15 в. и в первой четверти 16 в. в Каире жили нагиды египетского еврейства Натан Шолал (1437–1502) и его племянник Ицхак Шолал (умер в 1524 г.).
В начале 16 в. в Каир прибыло много изгнанников из Испании. Образовались три общины: муста‘раби (коренные арабоязычные евреи), муграби (евреи из Магриба) и сефарды. У каждой общины были свои бет-дин и благотворительные учреждения. Сефардская община превосходила другие в области еврейской учености и общей культуры. Со временем обе арабоязычные общины переняли литургию сефардов, а последние перешли в быту на арабский язык. Самым крупным раввинистическим авторитетом в Каире первой половины 16 в. был глава еврейской общины Египта Давид Ибн Аби Зимра. Его современниками были Моше бен Ицхак Алашкар (1466–1542) и Я‘аков Берав. После отъезда Аби Зимры в Палестину его пост занял Бецалель Ашкенази (около 1520–91/94 гг.).
Турки, завоевав Египет в 1517 г., почти не вмешивались в религиозные дела евреев и лишь изредка уступали мусульманским фанатикам. Евреи страдали главным образом от произвола властей в области экономики. Турецкие правители поручали ведение своих финансовых дел евреям-банкирам, которых время от времени обирали. День убийства солдатами турецкого правителя, грозившего перерезать всех евреев, если они не внесут крупный выкуп (1524), отмечался общиной Каира ежегодно 28 адара как «египетский Пурим» (см. Пуримы местные). Произвол турецких властей усилился в 17 и 18 вв. Общий упадок Османской империи сказался и на благосостоянии еврейской общины Каира, в которой снизился также уровень учености, хотя здесь еще проживали отдельные значительные галахические (см. Галаха) авторитеты. В 1657 г. была основана первая в Каире еврейская типография.
С правления Мухаммада-‘Али (1805–49) начался новый период развития еврейской общины. В 1840 г. М. Монтефиоре и И. А. Кремье, посетив Каир, основали там школы европейского типа для еврейской молодежи.
Развивавшаяся экономика Египта привлекала евреев из других средиземноморских стран, но до середины 19 в. число евреев в Каире не превышало четырех тысяч, в 1882 г. увеличилось до пяти тысяч, а в 1898 г. — до 11,5 тысяч, включая тысячу караимов. В 1917 г. за счет притока евреев из Европы численность еврейского населения Каира приблизилась к 25 тыс. человек. Экономическое положение еврейской общины улучшилось, и многие ее члены (например, семейства Суарес, Моссери и Сикурель) добились крупных успехов в торговле и банковском деле. Евреи включились в государственную и общественную жизнь страны: Я‘аков Каттауи (1801–83) стал личным банкиром хедива и казначеем Египта, его внучатый племянник Иосеф Аслан Каттауи (1861–1942) — министром финансов (1924) и министром связи (1925), главный раввин Каира с 1925 г. Хаим Нахум (1872–1960) был членом сената (с 1931 г.) и Академии арабского языка (с 1933 г.). В начале 20 в. в Каире возникли сионистские (см. Сионизм) общества и начали издаваться сионистские газеты. В 1900 г. выходил еженедельник «Мицраим» (на еврейско-испанском языке), в 1907–1908 гг. периодическое издание «Ди цайт» (на идиш), с 1919 г. французский еженедельник «Исраэль» (в 1939 г. слился с еженедельником «Ля трибюн жюив», выходившим в Александрии в 1936–48 гг.), еврейский еженедельник на арабском языке «Аш-шамс» (1934–48). Караимская община с 1945 г. издавала еженедельник на арабском языке «Ал-калим».
В 1947 г. в Каире проживало свыше 40 тысяч евреев (около двух третей всего египетского еврейства), из которых 58,8% были заняты в торговле и 17,9% в промышленности. В 1948 г. в ответ на решение Организации Объединенных Наций о разделе Палестины (см. Планы раздела Палестины) в Каире вспыхнули антиеврейские беспорядки, и в августе во время погрома было убито около 150 евреев. Недвижимое имущество многих евреев было конфисковано. Во время беспорядков в январе 1952 г. пострадали многие еврейские магазины и предприятия. После Синайской кампании (1956) многие евреи Каира были вынуждены эмигрировать. По переписи 1960 г., в городе проживали лишь 5587 евреев, их число после Шестидневной войны уменьшилось до полутора тысяч. К 1968 г. в Каире осталось лишь несколько сотен караимов (в 1947 г. их было свыше трех тысяч) и к 1970 г. столько же евреев; все еврейские учреждения (за исключением дома престарелых) были закрыты.
К середине 1980-х гг. еврейское население Каира насчитывало около 150 человек. Несмотря на то, что еврейской общине принадлежали здания четырех школ, в городе не было ни хедера, ни какого-либо другого еврейского учебного заведения. Община содержала бет-дин, несколько благотворительных учреждений и кладбище.
В феврале 1980 г. в Каире было открыто израильское посольство — первое дипломатическое представительство Израиля в арабском мире. С этого времени небольшая еврейская община Египта, подавляющее большинство членов которой проживали в Каире, смогли установить связь с Израилем и получать от еврейского государства помощь и поддержку. В 2004 г. еврейское население Каира составляло около 80 человек, в основном пожилого возраста. Еврейскую общину возглавляет К. Вайнштейн. Из многочисленных в прошлом синагог Каира работает одна — «Ша‘арей шамаим». Знаменитая старинная синагога «Эзра» восстановлена и превращена в музей. При финансовой поддержке израильского посольства ведутся реставрационные работы в здании Большой каирской синагоги, построенной в 1934 г.
В 1980-х – начале 1990-х гг. Каир посещали многочисленные израильские туристы. С середины 1990-х их число резко сократилось из-за сложившейся в стране обстановки и террористических нападений. В египетстских средствах массовой информации усилилась антиизраильская пропаганда, ее поддержали интеллигенция и профсоюзы. Террористические акты в основном были направлены против иностранных туристов и только по счастливой случайности израильтяне не стали жертвами нападений. Так, 17 апреля 1996 г. группа террористов открыла огонь из автоматов по иностранным туристам, выходившим из отеля «Европа». Погибшие — 18 человек — были греческими туристами. На следствии выяснилось, что террористы перепутали автобусы и целью теракта должны были стать израильские туристы из этого отеля. 17 сентября 1997 г. террористы из организации «Ал-Гамал ал-исламия» расстреляли автобус с туристами у здания Египетского музея в Каире. Семь из десяти убитых были туристами из Германии. Глава террористов заявил на допросе, что нападение было местью за изображение пророка Мухаммада в образе свиньи, сделанное еврейской женщиной из Хеврона.
В Каире открыт израильский академический центр, однако он работает в условиях фактического бойкота со стороны университетов и академических кругов Египта.