Калишер Цви Хирш
КА́ЛИШЕР Цви Хирш (Kalischer, Zvi Hirsch; 1795, Лисса, Пруссия, ныне Лешно, Польша, – 1874, Торн, Пруссия, ныне Торунь, Польша), раввин, поборник еврейского национального возрождения в Эрец-Исраэль. Ученик видных раввинов своего времени Я‘акова из Лиссы (Лорбербаума; около 1760–1832) и А. Эгера. С 1824 г. Калишер жил в Торне, бесплатно исполняя обязанности раввина. Источником существования семьи служил скромный доход от лавки, которую содержала жена Калишера.
Главным делом жизни Калишера была проповедь идеи заселения Эрец-Исраэль. В полемике со сторонниками реформизма в иудаизме Калишер, отстаивая строгое следование религиозной традиции и отводя в ней особое место вере в пришествие Мессии и соблюдению мицвот, связанных с Эрец-Исраэль, уделял много внимания и проблемам современности. В противоположность господствовавшим в еврействе его времени взглядам, Калишер считал, что не только приход Мессии принесет избавление, но и целенаправленные человеческие усилия. Поэтому возвращение в Эрец-Исраэль и занятие там продуктивным трудом (особенно сельскохозяйственным) он рассматривал как естественный акт спасения, за которым наступит чудесное избавление в конце времен. Вначале Калишер видел главный путь к избавлению в соблюдении мицвот, связанных с Эрец-Исраэль, и в особенности в возрождении жертвоприношений еще до прихода Мессии и восстановления Храма, а впоследствии — в самом возвращении в Эрец-Исраэль. Интерпретируя в этом духе как талмудические (см. Талмуд), так и каббалистические (см. Каббала) источники, Калишер говорит о возможности приблизить избавление человеческими усилиями, так как, по его словам, не следует думать, что Господь внезапно сойдет с небес на землю, чтобы сказать своему народу: «Идите!», или вдруг пошлет своего Мессию с неба, чтобы трубить в большой рог для изгнанников Израиля, и соберет их в Иерусалиме, и обнесет его огненной стеной, и Храм Божий спустится с высот, как обещал Он через рабов Своих, пророков.
Опираясь на традиционные толкования, Калишер говорит, что вначале в Эрец-Исраэль прибудут отдельные благочестивые люди и соберутся на Святой горе в Иерусалиме. Когда поселятся там многие, Господь внемлет их молитве и приблизится срок избавления.
На взгляды Калишера оказал влияние рост национальных движений в Европе; Калишер упрекал евреев в отсутствии стремления к национальной независимости. Калишер поддержал попытку Х. Лурье (1821–78) создать во Франкфурте-на-Одере общество по заселению Эрец-Исраэль (1860). Изданная этим обществом книга Калишера «Дришат Цион» («Стремление к Сиону», 1862) в течение многих лет служила главным средством внедрения в среду ортодоксального еврейства идеи возвращения в Эрец-Исраэль. В этой книге Калишер подробно изложил свою теорию естественной и чудесной стадий избавления. Естественная стадия должна возродить ишув и поставить его на здоровую экономическую основу вместо пожертвований из-за границы (см. Халукка). Практические предложения Калишера по подготовке политической и экономической почвы для заселения Эрец-Исраэль отличаются реализмом: он предлагает создать из пожертвований богатых евреев (Э. Дж. Ротшильда, М. Монтефиоре и других) фонд для приобретения земель в стране и добиваться от турецкого султана фирмана (указа), способствующего расширению еврейского поселения. Предложения Калишера во многих пунктах предвосхищают действительный путь заселения страны впоследствии (например, сочетание общественного и частного хозяйства). Особое внимание Калишер уделил необходимости подготовки вооруженной охраны будущих поселений, а также предусматривал создание сельскохозяйственных училищ для обучения молодого поколения.
Книга Калишера оказала большое влияние на современников, в частности на М. Гесса, который включил отрывки из нее в дополнения к своей книге «Рим и Иерусалим». После выхода «Дришат Цион» Калишер долгое время путешествовал по Европе, старался заинтересовать руководителей европейского еврейства идеей возвращения в Эрец-Исраэль и вступал в полемику с ее противниками. Занимая критическую позицию в отношении филантропической деятельности ортодоксальных раввинов Германии в пользу Эрец-Исраэль, Калишер верил, что лишь переход к сельскому хозяйству в крупных масштабах может решить экономические проблемы ишува и помочь созданию прибежища преследуемым в Европе евреям. Шагом к осуществлению идеала Калишера было создание сельскохозяйственной школы в Микве Исраэль (1870); Калишер даже намеревался поселиться там по приглашению директора школы И. (Ш.) Неттера, однако его намерению не суждено было осуществиться.
Сын Калишера, Зеев Вольф, на деньги, собранные отцом, приобрел участок земли (вблизи так называемой гробницы Рахили, недалеко от Бет-Лехема), оставшийся, впрочем, незаселенным.
Большинству религиозных современников Калишера мысль о приближении избавления силами самого еврейского народа казалась вызовом основам традиционного иудаизма, который ожидал возрождения Эрец-Исраэль лишь с приходом Мессии. Провидческие идеи Калишера, высказанные за несколько десятилетий до возникновения политического сионизма, предвосхищают мировоззрение А. И. Кука и деятельность представителей религиозного течения в сионизме, преодолевших разрыв между сионистским движением и еврейской религиозной традицией (см. Мизрахи).
Калишер — автор двух трудов, посвященных галахическим вопросам: «Эвен бохан» («Пробный камень», 1843) и «Мознаим ла-мишпат» («Весы правосудия», 1855), а также религиозно-философского трактата «Эмуна иешара» («Праведная вера», часть 1, 1843, часть 2, 1862). Два собрания произведений Калишера, посвященных вопросам заселения Эрец-Исраэль, изданы в 1943 и 1947 гг. (последнее, наиболее полное, с предисловием И. Клаузнера).