Касовский Хаим Иехошуа
КАСО́ВСКИЙ Хаим Иехошуа (1873, Иерусалим, – 1960, там же), раввин и лексикограф. Учился в Иерусалимской талмуд-торе «Эц-хаим», где преподавал его отец Аврахам Абеле. Касовский — первый глава ашкеназского (см. Ашкеназы) бет-дина в Старом городе Иерусалима. С 20 лет Касовский публиковал статьи на лингвистические, математические и талмудические темы.
С 1914 г. Касовский целиком посвятил себя составлению словарей-конкорданций к талмудической литературе. В трудных условиях, работая в одиночку, Касовский разработал специальную схему («ключ»), облегчающую задачу составления конкорданции к любой книге. Не имея средств на издание своего труда, Касовский напечатал первую часть конкорданции к Мишне на самодельном печатном станке. Появление этого словаря (1914) произвело сенсацию в научном мире. Был создан специальный комитет для оказания Касовскому помощи в его работе. Касовский издал конкорданции к Мишне («Оцар лешон ха-Мишна», тт. 1–4, 1957–60), Тосефте (тт. 1–6, 1933–61) и арамейскому переводу Библии (см. Библия. Издания и переводы. Древние языки) — Таргум Онкелос (тт. 1–4, 1933–40). В 1954 г. Касовский с сыном Биньямином начали публиковать конкорданцию к Вавилонскому Талмуду («Оцар лешон ха-Талмуд»). При жизни Касовского было напечатано шесть томов этого издания; Биньямин Касовский (умер в 1978 г.) довел издание до 39-го тома. В 1981 г. опубликован 40-й том. Биньямин Касовский издал также конкорданции к галахическим мидрашам Мехилта де-рабби Ишма‘эль (тт. 1–4, 1965–66), Сифра (тт. 1–4, 1966–69) и Сифрей (тт. 1–5, 1971–74) и конкорданцию к личным именам в Вавилонском Талмуде (тт. 1–5, 1976–83). Старший сын Касовского, Моше, издал первые два тома конкорданции к Иерусалимскому Талмуду (1980–82). Труды Касовского и его сыновей являются незаменимым пособием для всех специалистов в области талмудической литературы.
Касовский принимал живое участие в жизни ишува; был активным пропагандистом языка иврит; преподавал Талмуд в Иерусалимской учительской семинарии, где языком преподавания был иврит. Касовский был также деятелем религиозного сионистского движения; поддерживал Уганды план как шаг на пути к национальному возрождению в Эрец-Исраэль. Позднее Касовский был сторонником ревизионистского (см. Сионисты-ревизионисты) течения в сионизме.
Научная деятельность Касовского дважды отмечена премией Х. Н. Бялика, дважды премией имени А. И. Кука, званием почетного доктора Еврейской теологической семинарии и званием почетного гражданина Иерусалима.