Катастрофа. Евреи в период Катастрофы. Народы мира и Катастрофа
КАТАСТРОФА. Евреи в период Катастрофы. Народы мира и Катастрофа
Содержание:
Евреи в период КатастрофыПопытки организованного сопротивления нацистским властямПоведение обреченных на гибельПоиск убежища у неевреевНароды мира и КатастрофаПопытки спасения. Осведомленность держав о КатастрофеОтношение христианской церквиМеждународный Красный КрестРозыск и привлечение к суду военных преступниковИзбежавшие гибели
Евреи в период Катастрофы. Обособленность, распыленность и малочисленность еврейского меньшинства в Германии делали невозможным не только организованное и активное сопротивление нацистскому режиму, но и принятие мер, необходимых для того, чтобы выстоять в создавшихся условиях. Тем не менее, уже в середине сентября 1933 г. было создано Всеобщее представительство евреев в Германии, включавшее центральные организации немецких евреев (Центральный союз, Объединение немецких сионистов, Союз фронтовиков, Союз общин, Берлинская община). Был создан также Центр помощи и восстановления, занимавшийся вопросами эмиграции и оказания материальной помощи, профессиональной подготовки и переквалификации. Оставшиеся без работы и исключенные из профсоюзов артисты и музыканты создали Культурное объединение, организовавшее театральную, оперную, эстрадные труппы и оркестр. Были созданы и школы, в которых наряду с преподаванием общеобразовательных предметов велась работа по ознакомлению ассимилированных (см. Ассимиляция) евреев Германии с иудаизмом.
Попытки организованного сопротивления нацистским властям предпринимались неоднократно. В Гамбурге Объединение еврейских социалистов и воспитанники Ха-Шомер ха-ца‘ир и Хе-Халуц вели антинацистскую пропаганду. В Штутгарте студент-еврей Хельмут Хирш намеревался взорвать помещение газеты «Штюрмер» и центральный городской вокзал (арестован 1 февраля 1936 г. и казнен). Еврейская община Штутгарта помогала бежавшим из концлагерей и подпольщикам нелегально переходить границу. Группа еврейской молодежи во главе с Хербертом Баумом вела антигитлеровскую пропаганду среди немецких женщин в Берлине. В начале 1941 г. она установила связь с группой Хайнца Иоахима, в которую входили бывшие участники сионистского (см. Сионизм) молодежного движения. 19 мая 1942 г. большинство подпольщиков было арестовано и 22 из них казнены; одновременно были арестованы около 500 евреев города, половину из которых убили в день ареста, а остальные погибли в концентрационных лагерях. 22 октября в концентрационном лагере Заксенхаузен восстала группа молодых евреев из Германии. Волнения были подавлены; их участников отправили в Освенцим. Однако еврейское подполье в Заксенхаузене продолжало существовать.
Поведение обреченных на гибель. Особенности поведения евреев начали проявляться на стадии их изоляции, последовательно осуществлявшейся на востоке, частично на юге и в видоизмененной форме на западе Европы. Сопротивление было немыслимо при сосредоточении евреев в гетто; в какой-то мере изоляция в гетто была даже выгодна: она защищала от стихийных и инспирированных нацистами кровавых погромов. Труд в рабочих лагерях постепенно изматывал людей физически, но одновременно позволял установить контакты с нееврейским населением, в результате чего евреям иногда удавалось добывать продукты питания. Непосильный труд и голод приводили иногда к голодовкам протеста и уличным демонстрациям (Лодзь, осень 1940 г.). Известны также единичные случаи неповиновения приказам юденрата и полиции, даже стычек с полицией. Массовые побеги евреев в леса после поджога своих домов обычно заканчивались выдачей беглецов немцам (например, в Тульчине). Хотя известны лишь немногие случаи саботажа, труд евреев был малопродуктивен. Главным, если не исключительным стремлением сотен тысяч людей, заключенных в гетто, было спасти себя и свои семьи; за слабую надежду выжить они готовы были заплатить страданиями и унижением. Они боролись с голодом и эпидемиями, стараясь стать полезными в качестве рабочей силы (квалифицированной и неквалифицированной), создавали из ничего новые промыслы и занимались контрабандой, как только представлялся случай. В Варшавском гетто (с еврейским населением, бо́льшим, чем во всех странах Западной Европы вместе взятых; см. Варшава), а также в других гетто, поддерживавших связь с внешним миром, контрабанда достигла гигантских размеров, став для многих узников спасением от голодной смерти. В героической летописи гетто особое место принадлежит еврейским детям, многие из которых поплатились жизнью за доставку продуктов умирающим от голода людям.
Как и среди любых национальных и социальных групп, среди евреев наблюдались случаи страшного нравственного падения: некоторые сотрудничали с немцами, поступали на службу в гестапо и даже выдавали германским властям своих укрывавшихся соплеменников. О «еврейских советах» и «еврейской полиции» в гетто см. Юденрат.
Катастрофа поставила евреев перед необходимостью принимать решения высшего нравственного порядка. Многие семьи отказались разлучаться и предпочли быть депортированными и умереть вместе, даже если кто-то их них мог спастись. Подвиг писателя и педагога Я. Корчака — образец самопожертвования. Идея «освящения жизни» (киддуш ха-хаим), сформулированная раввином И. Нисенбаумом в Варшавском гетто, означала проявление всепобеждающей воли к жизни. Борьба за жизнь, за сохранение человеческого достоинства, надежда на грядущее избавление отражены в произведениях литературы и искусства, созданных в гетто и обнаруженных после Катастрофы (см. Гетто).
Известны восстания узников-евреев: в Биркенау (в октябре 1944 г. восстали заключенные из зондеркоммандо), в лагерях уничтожения Треблинка и Собибур.
Представителям различных еврейских молодежных движений на польских и аннексированных СССР землях потребовалось некоторое время, чтобы преодолеть разделяющие их идеологические разногласия и объединиться ради общего дела. Молодежь, стремившаяся хотя бы умереть не так, как предрешали нацисты, пыталась установить контакт с польским подпольем, получить у него оружие и воспользоваться его каналами связи.
Массовое истребление евреев на Востоке, начавшееся с момента вторжения немецких войск на территорию СССР, привело к образованию первых очагов еврейского сопротивления (см. Сопротивление антинацистское). В Вильнюсе в начале 1942 г. циркулировала написанная А. Ковнером листовка, в которой разоблачались намерения нацистов истребить еврейство Европы и содержался призыв к восстанию. Систематическое истребление еврейских общин в районе Люблина весной 1942 г., убыстрение темпов изгнания евреев из Западной и Центральной Европы на Восток, первые слухи о лагере массового уничтожения в Хелмно, вести из Вильнюса и восточных областей — все это убедило еврейское подполье в существовании плана полного уничтожения еврейского народа. Еврейская боевая организация в Варшаве возникла как реакция на депортации из гетто в лагеря смерти. К февралю–марту 1942 г. в еврейском подполье в Варшаве созрела идея вооруженного восстания. Активные группы сопротивления создавались в гетто Вильнюса, Минска, Белостока и некоторых других городов (см. Варшава; Гетто).
К выводу о необходимости борьбы пришли еврейские подпольные группы и в других странах Европы весной и летом 1942 г.; в Югославии, Нидерландах, Италии, Франции и Словакии евреи и раньше поддерживали связи с левыми антифашистскими движениями. В Нидерландах активное сопротивление фашистам было оказано уже в январе–феврале 1941 г. Евреи заплатили за него жизнью 400 человек (нацисты хватали евреев наугад и отправляли их в Маутхаузен через Бухенвальд, где все они, кроме одного, погибли в течение нескольких месяцев).
Восстание в Варшавском гетто в апреле 1943 г. было первой прямой конфронтацией еврейских сил с нацистами. Хотя число спасшихся во время восстания евреев было небольшим, а цена очень дорогой, поскольку непредвиденное сопротивление евреев побудило немцев ускорить темп истребления, это и последующие восстания достигли своей цели: укрепилось чувство солидарности, проявилось стремление сопротивляться уготованной участи.
На территории Польши и СССР многие евреи пытались спастись бегством в районы, где действовали партизанские отряды, несмотря на враждебность как местного населения, так и партизан (особенно польских). Хотя на пути к созданию широкого еврейского партизанского движения стояло много препятствий — отсутствие государства или армии, готовых помочь, колоссальные жертвы и трудности, сопряженные с добыванием даже небольшого количества оружия, изоляция, исключавшая возможность согласованных действий, — отряды еврейских партизан, а также евреи, примкнувшие к местным партизанским единицам, хорошо зарекомендовали себя в военных операциях, и многие дожили до победы над нацистами (подробнее см. Партизаны). Молодежь, в частности члены движения Хе-Халуц и других сионистских группировок, пытались пробраться в Палестину из стран как Западной, так и Восточной Европы (в основном из Польши) через Карпаты, Словакию, Венгрию, Румынию и по Черному морю.
Евреи в армиях стран антигитлеровской коалиции безоговорочно принимали цели войны против Германии, а сознание, что они мстят за свои семьи и борются за выживание уцелевших, стократно умножало их силы. В борьбе союзных армий с нацистами принимало участие около одного миллиона евреев, считая участников партизанского движения по всей Европе. Только в действующих частях советской армии насчитывалось свыше пятисот тысяч евреев. Из них погибло двести тысяч. По числу и степени наград евреи в рядах советской армии уступали лишь русским, украинцам и татарам.
В сформированных в СССР национальных дивизиях (латышской, литовской, чехословацкой) еврейские добровольцы составляли большинство; многие из них погибли в боях 1941–42 гг. В английской армии было около 62 тыс. евреев, а в американской — свыше полумиллиона. Многие американские евреи стали добровольцами канадской армии еще до того, как США вступили в войну. Во французском Сопротивлении и в частях Свободной Франции евреи также сыграли значительную роль.
Около 27 тыс. добровольцев из Палестины вошли в состав частей британской армии, в том числе и в сформированную в сентябре 1944 г. Еврейскую бригаду, которая приняла активное участие в итальянской кампании, а затем вошла в состав союзнических войск в Европе.
Единственным реальным результатом неоднократных обращений палестинского ишува к британским властям об оказании помощи уцелевшим в Европе евреям было содействие в организации парашютного десанта. В конце 1943 г. из тридцати двух еврейских парашютистов, заброшенных в семь захваченных нацистами стран, 12 попали в плен, семеро были казнены нацистами.
Поиск убежища у неевреев. Облавы на скрывающихся евреев, жестокая расправа с помогавшими беглецам из гетто и лагерей, пропаганда, антисемитизм местного населения — все было направлено против пытавшихся спастись. Особенно неблагоприятной была ситуация в Прибалтике. Лишь с наступлением перелома в ходе войны в 1943 г. некоторые литовские антифашистские группы и церковные организации проявили готовность помочь евреям в поисках убежища. В Латвии небольшое число латышей участвовало в спасении евреев. В Белоруссии евреи прятались в окрестных лесах, а белорусские партизаны в целом относились к евреям лучше, чем в других местах, укрывая их и нередко переправляя на «большую землю». Лишь немногие украинцы (в основном баптисты, жившие главным образом в южных областях страны) прятали евреев. В Западной Украине отдельные уцелевшие еврейские дети находили убежище в монастырях и в домах верующих униатов. Всего на Украине спаслось лишь несколько сотен евреев. Только на Волыни поляки, в отличие от украинцев, проявили готовность оказать посильную помощь евреям, в частности, бродившим по селам еврейским сиротам. В Польше число нашедших убежище в районах городов Познань, Кельце и Ченстохова было незначительным. Как на Украине, так и в Польше евреев нередко укрывали за деньги, а когда деньги подходили к концу или обещанное немцами вознаграждение казалось заманчивым, евреев выдавали. Прятавшие евреев подлежали смертной казни. Самым надежным убежищем были дома людей, которые скрывали евреев по политическим или религиозным мотивам.
В декабре 1942 г. лондонские либеральные круги польского подполья создали в Варшаве организацию для помощи скрывающимся евреям — Жегота. Действовавшая в Варшаве, Кракове и других городах Жегота оказывала евреям материальную помощь, заботилась о детях, подыскивала убежища в кругах польской либеральной интеллигенции, снабжала евреев поддельными документами. Определенную поддержку оказали социалистические и коммунистические круги. Несколько тысяч евреев спаслись без организованной помощи. По приблизительной оценке, после ликвидации Варшавского гетто в 1943 г. в городе скрывались 10–15 тыс. евреев. В горах и лесах Словакии нашли убежище несколько тысяч евреев (главным образом молодых), скрывшихся во время высылок в 1942 г. и 1944 г. С помощью «арийских» документов около 700 евреев скрывались в Вене с 1941–42 гг. до конца войны. В Берлине после окончания войны вышли из укрытий 1100 евреев, прятавшихся у немцев. Немногих спасали немцы и в других городах.
По-иному складывалась судьба евреев союзных с Германией стран. Около 150 тыс. евреев Бессарабии и Буковины были высланы в 1941–42 гг. румынскими властями в Транснистрию; треть их осталась в живых. Несмотря на то, что Черновцы несколько раз занимали немецкие войска, 15 тыс. евреям города удалось спастись от истребления. Большая часть евреев так называемой Старой Румынии пережила Катастрофу, хотя еще 23 августа 1944 г., в день капитуляции Румынии, Эйхман (см. Эйхмана процесс) прилагал огромные усилия к тому, чтобы отправить румынских евреев в лагеря смерти. Власти Венгрии в 1941 г. изгнали 11 тыс. евреев Закарпатской Украины на украинскую территорию, оккупированную немцами. Все они были убиты в августе 1941 г. С тех пор вплоть до марта 1944 г. в Венгрии не было ни погромов, ни высылок. С установлением пронацистского режима картина изменилась, и больше двух третей венгерских евреев погибли в концлагерях. В Италии, несмотря на опубликованные в конце 1938 г. антиеврейские законы и давление немцев, до 1943 г. не было депортаций. Только после оккупации севера страны немцами начались высылки в лагеря смерти, главным образом из Рима. Незначительное число евреев Сербии укрылось у крестьян, но главное убежище они нашли у партизан Тито. Часть евреев Хорватии спаслась, бежав в области, находившиеся под властью итальянцев, а оттуда в Италию. Около двух тысяч евреев из лагеря на острове Раб были освобождены югославскими партизанами до его захвата немцами и переправлены в Италию.
В странах, где антисемитские тенденции не были сильны, заступничество местной администрации и помощь, оказанная антифашистским подпольем и церковью, сыграли важную роль в судьбах еврейского населения. Евреи Болгарии, кроме 11343 человек из Фракии и Македонии, высланных в Польшу, пережили Катастрофу. В Греции большинство еврейского населения Афин было спасено благодаря помощи православной церкви и греческого подполья; около 850 евреев из внутренних областей страны были переправлены с острова Эвбея в район Измира в Турции при содействии американской разведки и греческого подполья. Из 140 тыс. евреев Нидерландов местное население укрыло 24 тыс.; впоследствии в результате доносов треть их погибла. В Бельгии с помощью общенационального и коммунистического движения Сопротивления, архиепископа Антверпена и при содействии еврейского подполья скрывалось свыше 25 тыс. евреев, в том числе много детей. Свыше 100 тыс. евреев Франции нашли убежище у местного населения. Важную роль в деле спасения евреев Франции сыграла часть католического духовенства. Около семи тысяч детей избежали гибели благодаря еврейской организации ОЗА (Oeuvre de Secours aux Enfants Israelites), действовавшей совместно с бойскаутами, сионистской молодежью и евреями-коммунистами.
Неевреям, рисковавшим в годы Катастрофы жизнью ради спасения евреев, Законом об увековечении памяти мучеников и героев (1953) присвоено в Израиле почетное звание Хасидей уммот ха-‘олам (Праведники народов мира; встречается в средневековой раввинистической литературе), а также установлены четыре степени их чествования, соответственно мере подвига.
Народы мира и Катастрофа. Спустя десять месяцев после прихода к власти нацистов Ассамблея Лиги Наций создала специальное ведомство по делам лиц, вынужденных покинуть Германию (см. Беженцы). Несмотря на все усилия Лиги облегчить положение беженцев, результаты деятельности специального ведомства не имели какого-либо практического значения. Полномочия верховных комиссаров ведомства были крайне ограничены, вследствие чего они один за другим покидали этот пост. Попытки спасения. Осведомленность держав о Катастрофе. Весной 1939 г. окончилась неудачей и созванная президентом США Ф. Д. Рузвельтом в июле 1938 г. Эвианская конференция, на повестке дня которой стояла все та же проблема беженцев, обострившаяся к тому времени в результате аннексии Австрии. Из 32 участвовавших в ней стран только Доминиканская республика изъявила готовность принять 100 тыс. эмигрантов. В 1938–39 гг. правительство Великобритании резко ограничило квоту иммиграции в подмандатную Палестину и издало Белую книгу (май 1939 г.), в результате чего до начала войны лишь незначительная часть беженцев смогла добраться до Палестины. С сентября 1939 г. до начала 1941 г. еще 12 тыс. евреев удалось въехать в страну нелегально.
В 1939–41 гг. Джойнту и объединению трех других еврейских организаций удалось спасти свыше 30 тыс. евреев, большинство которых прибыло в США через Италию, Португалию и Испанию. Около 4,4 тыс. польских евреев в 1940–41 гг. бежали из Литвы в Японию, США, а несколько сотен прибыли в Палестину через Одессу. Часть польских евреев покинула СССР в 1942 г. с армией Андерса. С ними ушли и 850 детей (большей частью сироты), которые в 1943 г. прибыли в Эрец-Исраэль через Тегеран.
В апреле 1940 г. министерство иностранных дел Великобритании получило от двух еврейских беженцев отчет о положении в оккупированной нацистами Польше. Резюме этого отчета было опубликовано в лондонской газете «Джуиш кроникл». 22 мая 1942 г. польский Бунд послал в Лондон доклад об убийствах евреев в польских городах. Он содержал фактическую информацию о том, что «нацисты начали физическое истребление еврейского населения Польши». 26 июня 1942 г. Ш. М. Цигельбойм (Ш. М. Зигельбойм) в передаче Би-Би-Си сообщил об убийстве евреев в Польше. Первые сведения о нацистском плане «окончательного решения» еврейского вопроса дошли до представителя Всемирного еврейского конгресса в Женеве в августе 1942 г. Они были сообщены С. С. Вайзу, но в США к ним отнеслись с недоверием и опубликовали лишь по истечении нескольких месяцев.
Известия об убийствах на оккупированных нацистами территориях России начали доходить до подмандатной Палестины в начале 1942 г. и публиковались в палестинской печати. Но на первых порах и пресса, и читатели считали описание событий и содержащиеся в них цифры преувеличенными, видя в них часть антинацистской пропаганды военного времени.
Сведения были подтверждены группой палестинских евреев (69 человек), которая в ноябре 1942 г. вернулась в Палестину в рамках ограниченного обмена гражданами воюющих стран, оказавшимися на вражеской территории в Европе. 31 человек из этой группы, будучи заключенными гетто в оккупированной Польше, стали очевидцами ужасов Катастрофы. Их сообщения потрясли ишув и вызвали резкие протесты, массовые демонстрации и требования активного вмешательства в происходящее с евреями Европы. Попытки вступить в переговоры с иностранными правительствами и влиятельными лицами во всем мире не привели к каким-либо результатам; однако на последних этапах войны посланцы еврейства Эрец-Исраэль сыграли важную роль в распространении информации о Катастрофе, что не могло не оказать влияния на общественное мнение свободного мира.
В Палестине был создан Комитет по спасению евреев оккупированной Европы, в состав которого вошли представители всех секторов ишува. Делегация, направленная Комитетом в Стамбул, пыталась установить контакты с борющимися за жизнь евреями Европы и по мере возможности помочь им. Однако, несмотря на отвагу, инициативу и готовность к выполнению самых опасных заданий, проявленные посланцами Эрец-Исраэль, результаты этих действий были ничтожны — особенно по сравнению с размерами трагедии.
17 декабря 1942 г. союзники выступили с декларацией, осуждающей массовые убийства. Однако конкретные шаги к спасению евреев не были предприняты до начала 1944 г. Предложение, сделанное заместителем Эйхмана в Братиславе Д. Вислицени группе еврейских деятелей осенью 1942 г. — выкупить за два-три млн. долларов миллион евреев, остававшихся в Европе (так называемый План Европа), было доведено до сведения американского правительства, но делу не был дан ход. Созванная в апреле 1943 г. Бермудская конференция не привела к каким-либо результатам. В 1943–44 гг. организации и частные лица направили южноамериканские паспорта отдельным евреям в Европе, а другие (главным образом в Польше, Нидерландах и Бельгии) были поставлены в известность, что их ожидают палестинские эмиграционные сертификаты. Хотя некоторые южноамериканские правительства отказались взять под свою защиту обладателей подобных, большей частью фальшивых, документов, они содержались нацистами в специальных лагерях, и часть из них сумела выжить. Особую роль в распространении информации и налаживании контактов по спасению евреев сыграло представительство палестинского Комитета по спасению в Женеве. Джойнт с одобрения американского правительства переводил деньги подпольным еврейским организациям в Европе.
Уступая давлению, президент Рузвельт учредил в январе 1944 г. Комитет по делам беженцев, который занимался финансированием относительно мелкомасштабных планов спасения евреев Европы и посылкой продовольствия. В начале 1944 г. представитель Комитета в Турции и Международный Красный Крест в Бухаресте содействовали возвращению 48 тыс. евреев из Транснистрии в Румынию. До августа 1944 г. свыше трех тысяч из них были тайно переправлены из Румынии в Палестину через Стамбул. Проводившиеся И. Брандом по поручению Эйхмана переговоры с союзниками об обмене евреев Венгрии на грузовики и другое военное снаряжение окончились неудачей. По достигнутому в Швейцарии соглашению между представителем Джойнта и делегацией СС, с согласия Гиммлера, 1691 еврея переправили из Венгрии в Швейцарию через Берген-Бельзен и еще 17 тыс. доставили в Вену, где они содержались в более или менее сносных условиях. Стараниями швейцарского дипломата 1,2 тыс. евреев были вывезены из Терезиенштадта в феврале 1945 г. Решительное предупреждение американского правительства и вмешательство Швеции, Швейцарии, Ватикана и Международного Красного Креста в июне 1944 г. приостановили в июле депортацию венгерских евреев. Однако требования Комитета по делам беженцев и Еврейского агентства подвергнуть бомбардировке крематории и подводящие к ним железнодорожные пути в Освенциме после возобновления депортаций фашистским правительством Салаши были отвергнуты союзниками. Осенью и зимой 1944 г. представители правительств нейтральных стран в Будапеште, в том числе шведский дипломат Р. Валленберг и швейцарец Шарль Люц, в сотрудничестве с сионистскими молодежными группами спасли много тысяч евреев, снабдив их подлинными или подложными «охранными» грамотами. 20–30 тыс. евреев бежали из Франции в Испанию и Португалию в 1940–42 гг., а в 1942–44 гг. бежали еще 11 тыс.; 11 тыс. евреев въехало в Швейцарию в 1942–44 гг. В октябре 1943 г. датское подполье за одну ночь переправило семь тысяч датских евреев морем в Швецию. Несколько сотен норвежских евреев были также тайно отправлены в Швецию. В конце 1944 г. – начале 1945 г. демарши норвежского, датского и шведского правительств привели к эвакуации сперва евреев — граждан скандинавских стран — из нацистских лагерей, а затем тысяч женщин, в том числе 1,5 тыс. евреек из женского концентрационного лагеря Равенсбрюк в Германии.
В целом операции по спасению евреев Западной Европы были до 1944 г. малоэффективны из-за индифферентного отношения союзников. Считая, что только поражение Германии приведет к спасению несчастных, а отвлечение даже незначительных сил и средств может только помешать успешному завершению войны, союзники не принимали необходимых мер к прекращению геноцида.
Раздел Польши между Германией и Советским Союзом в 1939 г. заставил сотни тысяч еврейских беженцев искать убежища в Советском Союзе. Граница между советской и немецкой зонами была открыта до 23 октября 1939 г., а затем закрыта лишь перед евреями. Украинцы, белорусы и русские продолжали переходить на советскую сторону, а немцы — на немецкую. Многие беженцы погибли, 300–400 тыс. евреев, которые успели бежать из Западной Польши, были поставлены перед выбором: принять советское гражданство или вернуться на прежнее местожительство. Однако немцы евреев не принимали и лишь позднее перестали принуждать их к переходу на советскую сторону. Статус беженца, а вместе с ним и предоставление временного убежища советские власти не предлагали. Тех, кто отважился предпочесть возвращение, советские власти депортировали в глубинные районы СССР за «вероломство». В июне 1940 г. была арестована большая часть беженцев, а через год еще тысячи евреев вместе с нееврейскими буржуазными и «ненадежными» элементами из Восточной Польши и аннексированных прибалтийских стран и румынских провинций были сосланы на Крайний Север и Дальний Восток.
После нападения Германии на Советский Союз советское правительство по соглашению с польским правительством в изгнании распорядилось освободить польских граждан из лагерей и мест ссылки (август 1941 г.). Но освобожденным евреям обычно запрещали вступать в формирующуюся польскую армию, впоследствии покинувшую территорию СССР, так как в декабре 1941 г. бывшим польским гражданам — представителям национальных меньшинств было предоставлено советское гражданство. Все же две с половиной тысячи евреев покинули СССР с армией генерала Андерса. Евреев-«западников» (уроженцев Западной Украины и Западной Белоруссии), принявших советское гражданство, как правило, не брали в советскую армию. Мужчин призывного возраста брали лишь в строительные части; служившие в них не носили оружия.
С самого начала советско-германской войны евреи — советские граждане начали эвакуироваться в глубь страны. Во время эвакуации административно-промышленного персонала из областей, оставлявшихся советскими войсками, евреям не предоставлялось никаких преимуществ. Евреи, проживавшие на территории Советского Союза в границах до 1939 г., могли по собственной инициативе пробираться на восток, используя все доступные им средства передвижения. Однако жителям территорий, присоединенных к Советскому Союзу в 1939–40 гг., во многих местах не давали пересекать старую границу. По оценочным данным, около 50% евреев из оккупированных впоследствии немцами областей РСФСР сумели добраться до безопасных районов СССР.
В советском антинацистском подполье в городах и в партизанских отрядах наблюдались случаи грубой дискриминации евреев и даже казни их по ложному обвинению в измене. В оккупированных городах царила атмосфера вражды и безразличия к судьбе евреев. Были, однако, и исключения. Так, в Минске белорусские женщины спрятали несколько десятков еврейских детей; в Вильнюсе священники, представители интеллигенции и прислуга в еврейских домах спасли некоторое число евреев, главным образом детей.
Ненадежность советских источников и данных переписи населения затрудняет установление числа евреев, избежавших истребления. По оценочным данным, абсолютное число уцелевших в Советском Союзе евреев выше, чем в любой другой европейской стране; однако сведения, опубликованные на Западе на основании сообщений советских представителей, видимо, сильно преувеличены (например, член Еврейского антифашистского комитета И. Фефер назвал цифру 1,5 млн.). Не подлежит сомнению, что значительному числу евреев удалось пережить Катастрофу лишь потому, что они оказались на советской земле. Однако утверждения, что советское правительство предприняло особые усилия для спасения евреев от нацистов или для их эвакуации, являются необоснованными.
Отношение христианской церкви. Антисемитская политика Гитлера побудила папу Пия XI издать в марте 1937 г. энциклику «Mit brennenden Sorge» («С великой тревогой»), в которой он отверг, как противные христианской вере, мифы о «расе» и «крови». Однако глава католической церкви не упомянул в ней антисемитизм как таковой и не подверг его критике. Антисемитизм не был упомянут и в заявлении Римской конгрегации семинарий и университетов от 13 апреля 1938 г., объявившем ложным ряд нацистских доктрин. По некоторым сведениям, Пий XI в публичном выступлении 7 сентября 1938 г. осудил участие католиков в антисемитском движении, указав, что христиане — духовные потомки патриарха Авраама — являются «духовными семитами». Сообщая о выступлении папы, итальянские газеты опустили это заявление. Весной 1939 г. на папский престол под именем Пия XII взошел кардинал Пачелли. Ограничиваясь осторожными изъявлениями симпатии к жертвам несправедливости и призывами к более гуманному ведению войны, новый папа занял позицию нейтралитета, которая привела Ватикан к фактическому попустительству нацистам.
Начиная с 1942 г., Ватикан получал отчеты об уничтожении евреев в концентрационных лагерях. Президент Рузвельт пытался обратить внимание папы на то, что молчание по поводу истребления евреев может нанести Ватикану моральный урон (июль 1942 г.). Владислав Рачкевич, президент польского правительства в изгнании, призвал папу осудить нацистские насилия в Польше и оказать помощь преследуемым евреям (январь 1943 г.). Епископ Берлинский Прейзинг дважды просил папу выступить с публичным обращением в защиту евреев. Вопреки опасениям немцев, Пий XII не нарушил молчания и во время облавы на евреев Рима, в результате которой тысяча евреев (главным образом женщины и дети) была отправлена в Освенцим (18 октября 1943 г.). В то же время, с ведома и согласия папы, около четырех тысяч евреев нашли убежище в монастырях и в зданиях католических орденов, а несколько десятков даже были спрятаны в самом Ватикане. В сентябре 1944 г. верховный раввин подмандатной Палестины И. Герцог обратился к Пию XII с просьбой побудить венгерских католиков выступить в защиту еврейского населения Венгрии.
По окончании войны высказывались мнения, что папа мог бы спасти многих, если бы предостерег немцев, что отлучит от церкви Гитлера, Геббельса и других ведущих нацистов, формально исповедовавших католичество. Эффективность такого предостережения доказали решительный протест епископата против плана «умерщвления из жалости» и энергичные демарши папских нунциев в Словакии, Венгрии и Румынии, которые угрожали пронацистским правительствам публичным осуждением со стороны папы, в результате чего депортации евреев были на некоторое время приостановлены. Не подлежит сомнению, что своевременное выступление папы против массовых убийств раскрыло бы миру глаза на истинное значение депортаций, хотя сомнительно, чтобы угроза отлучения от церкви или даже расторжение конкордата, заключенного Ватиканом с Германией в 1933 г., заставили Гитлера отказаться от истребления евреев.
Опасался ли Ватикан, что энергичный протест против зверств нацистов и угроза отлучения поведут к массовому отпадению исполнителей «окончательного решения» от церкви, или не хотел рисковать своим нейтралитетом в войне, в которой католики воевали друг с другом, — во всяком случае, на всем протяжении войны он продолжал хранить молчание. Более того, в конце лета 1943 г. секретарь Ватикана по иностранным делам заявил, что судьба Европы зависит от победы Германии на Восточном фронте, а в августе 1943 г. папское представительство в Вашингтоне предостерегло государственный департамент США, что победа над Германией приведет к быстрому распространению коммунизма в Европе. Пий XII, всегда усматривавший главную опасность в русском большевизме, а не в германском национал-социализме, считал поэтому, что к Гитлеру следовало относиться снисходительно.
Среди прелатов католической церкви, не разделявших отношения ее главы к евреям, особенно отличался кардинал Ронкалли, нунций папы в Стамбуле (с 1958 г. — папа Иоанн XXIII), которому многие тысячи евреев обязаны жизнью. Трудно определить, в какой мере он и другие нунции действовали по указанию Ватикана. К концу 1942 г. Ватикан, видимо, начал сознавать, что победа союзников неизбежна. Из чисто прагматических соображений Пий XII несколько раз намекал епископам Германии и Венгрии на желательность того, чтобы их выступления против истребления евреев стали известны мировой общественности.
Антисемитизм, облеченный нацистами в квазинаучную теорию расизма и возведенный в один из основных принципов государственной политики Германии, рос и развивался на почве веками проповедуемой христианской церковью ненависти к иудаизму и его носителям — евреям.
Однако в годы Катастрофы отмечалась существенная разница между отношением различных церквей к преследованию евреев в самой Германии и позицией, которую занимали те же церкви в оккупированных нацистами странах Европы. Католическая церковь Германии последовательно старалась снискать расположение нацистской верхушки, подчеркивала ценность расы и расовой чистоты, признавала «растлевающее» влияние евреев на национальный характер немцев и требовала очищения литературы, науки и искусства от «еврейского духа». Епархиальные канцелярии предоставляли в распоряжение властей сведения о вероисповедании предков своих прихожан. Во время массовых депортаций евреев из Германии епископат выступал в защиту лишь принявших христианство, а протесты против массового истребления сводились к туманным заявлениям, в которых слово «еврей» даже не упоминалось. Только берлинский священник Бернхард Лихтенберг осмелился публично молиться за евреев. В совместном пастырском послании немецких епископов (август 1943 г.) говорилось, что в праве на жизнь и свободу не следует отказывать даже «людям чужих рас и происхождения», однако такие заявления могли быть истолкованы как относящиеся к славянам. Неуверенность сановников католической церкви Германии в поддержке паствы, возможно, была одной из главных причин воздержания от публичного протеста против «окончательного решения». Лишь горстка евреев скрывалась у священников и получала помощь от отдельных католиков. В Польше некоторые монастыри и католические приюты укрыли небольшое число еврейских детей, но часть их все же должна была принять христианство. Около четырех тысяч польских священников погибли в нацистских концлагерях.
В оккупированной Германией Западной Европе выражение солидарности с евреями и оказание им помощи считалось проявлением патриотизма и сопротивления немцам. Самые высокие сановники церкви осудили антисемитизм нацистов. В Нидерландах, где католическая церковь уже в 1934 г. запретила верующим присоединяться к местным нацистам, епископы в начале 1942 г. публично выступили против депортации евреев, а в мае запретили католикам-полицейским принимать участие в облавах на евреев.
В Северной Италии несколько тысяч евреев при содействии католического духовенства, особенно епископа Генуэзского, укрылись среди местного населения. В Бельгии духовенство принимало активное участие в спасении евреев, в частности, еврейских детей. Большую помощь гонимым оказали прелаты католической церкви Франции (архиепископ Тулузский Сальеж, епископ Марсельский Деле, священник Гласберг в Лионе и другие). Деятельность некоторых представителей католической церкви сопровождалась попытками обратить евреев, особенно детей, в христианство. Независимые от Рима католические церкви в Австрии, Протекторате Богемия и Моравия, в Финляндии, Италии, Польше и России не выступали против антиеврейских действий нацистской Германии во время Второй мировой войны. Митрополит украинской униатской церкви во Львове А. Шептицкий открыто осудил массовые убийства евреев и содействовал спасению некоторых из них.
Поведение католических церковных властей в странах Восточной Европы, где антисемитизм имел глубокие корни, не было однозначным. В Хорватии и Литве католики участвовали в истреблении евреев. Орден урсулинок и учреждения, находившиеся под влиянием митрополита Шептицкого, спасали еврейских детей, не пытаясь обратить их в христианство. В Словакии католический священник Йосеф Тисо был в 1939–45 гг. президентом Словацкого самостоятельного государства и послушным орудием нацистов, но епископат осуждал депортации как попрание человеческого и Божественного закона. Некоторые венгерские епископы протестовали перед властями против жестокого обращения с евреями, но вместе с тем чинили препятствия в выдаче свидетельств о крещении, обрекая тем самым многих евреев на гибель.
Отношение протестантской церкви Германии не отличалось существенно от отношения католической; в соответствии с антиеврейскими законами, и она исключила христиан еврейского происхождения из числа своих прихожан. Даже возглавляемая М. Нимеллером Исповедническая церковь (Bekenntniskirche), выступавшая против нацистской теории расизма, защищала права христиан-неарийцев только в стенах церкви, а вне ее ни разу не высказалась против их преследования. Из глав протестантской церкви лишь епископ Вюртембергский Вурм выступил в 1943 г. в защиту «привилегированных неарийцев»: принявших христианство евреев и христиан еврейского происхождения. В отдельных случаях протестантские пасторы были отправлены в концлагеря за отказ выполнять антиеврейские директивы правительства. Против антисемитского законодательства нацистов и погромов «Хрустальной ночи» выступали главы протестантской церкви в Англии, США, Франции, Швейцарии и Швеции. Однако предъявленные правительству Великобритании архиепископом Кентерберийским, епископом Чичестерским и другими представителями англиканского епископата требования принять активные меры для защиты европейского еврейства остались без последствий. Безрезультатными остались и старания руководителей различных церквей США. Не помогла и памятная записка, представленная генеральным секретарем формирующегося в ту пору Всемирного совета церквей, директором ведомства по делам беженцев и Всемирным еврейским конгрессом правительствам Англии и США (а также главам церквей этих государств) о массовом истреблении евреев. Но в Швейцарии выступления епископов протестантской церкви способствовали смягчению, а впоследствии и отмене санкций против еврейских беженцев, нелегально проникавших на территорию страны. В оккупированных Норвегии и Дании лютеранские пасторы публично осудили депортацию евреев из их стран. С протестом против истребления евреев выступила в ноябре 1939 г. также лютеранская церковь в Словакии. В Нидерландах протестантские и католические священники несколько раз зачитывали протесты с соборных кафедр. Имеются сведения о выступлениях руководителей православной церкви Югославии в защиту еврейского населения. В Греции архиепископу Афинскому Дамаскину, направившему премьер-министру греческого правительства и представителю Германии в Афинах энергичный протест против депортации евреев, удалось при содействии консулов Италии и Испании спасти большинство еврейского населения греческой столицы. В Румынии, издавна известной антисемитизмом, митрополиты Буковины и Трансильвании вместе с патриархом Никодимом после страстных призывов главного раввина А. Сафрана (1910–2006) выступили перед правительством в защиту евреев и добились спасения многих тысяч человек. Синод Болгарской православной церкви неоднократно посылал энергичные протесты правительству, а митрополиты Софийский и Пловдивский лично обратились к царю Борису с просьбой о вмешательстве. Эти протесты сыграли значительную роль в спасении евреев Болгарии. Некоторые иерархи православной церкви на оккупированных территориях Украины и Белоруссии сотрудничали с немцами (например, епископ Волынский Алексей Сикорский). В Венгрии епископы реформаторской и лютеранской церквей голосовали в парламенте за первый (1938) и второй (1939) антисемитские законы, но в 1944 г. протестовали против массовых депортаций, хотя под давлением правительства подготовленное ими публичное заявление не было зачитано с церковных кафедр.
Международный Красный Крест до начала истребления евреев придерживался позиции невмешательства в судьбы заключенных в гетто и лагерях. В годы войны Красный Крест уделял внимание главным образом условиям в лагерях военнопленных, в которых Германия соблюдала требования Женевской конвенции селективно, нередко уклоняясь от их выполнения в отношении еврейских солдат. 61 тыс. еврейских солдат 420-тысячной польской армии, попавших в сентябре 1939 г. в плен к немцам, подвергались гораздо большей травле и оскорблениям, чем поляки; сотни их были убиты. В ноябре 1943 г. были убиты еврейские военнопленные, специально освобожденные из лагеря Липово у Люблина с целью истребления. Помогая по мере возможности еврейским военнопленным и выступая в защиту их прав и жизни, Красный Крест последовательно отклонял призывы заступиться за заключенных гетто и узников лагерей. Лишь гораздо позже он поддержал инициативу международных инстанций избавить евреев Румынии от угрозы депортации, выступил в защиту евреев Словакии, пытался не допустить высылки венгерских евреев в Освенцим, участвовал в международных усилиях по спасению выживших узников лагерей в период эвакуации последних и «маршей смерти» (начало 1945 г.), принимал участие в переговорах об обмене еврейских пленных на немцев.
Розыск и привлечение к суду военных преступников. Процессы военных преступников, начавшиеся в 1943 г. в Советском Союзе, продолжаются и в других странах Европы до настоящего времени. Принятая в свое время в ФРГ судебная процедура позволяла затягивать разбирательство на много лет и не поступать с виновными по всей строгости закона. В федеральном ведомстве по расследованию нацистских преступлений в Людвигсбурге хранятся около 190 тыс. досье нацистских преступников, лишь незначительная часть которых понесла наказание. В конце 1970-х гг. началась борьба против применения в ФРГ закона о сроке давности к преступлениям нацистов во время Второй мировой войны.
В 1950 г. в Израиле был принят закон о судебном преследовании нацистов и их пособников. На основании этого закона А. Эйхман был привлечен к суду в Иерусалиме и приговорен к смерти. До 1965 г. 12 евреев, служивших надсмотрщиками в лагерях и охранниками в еврейской полиции и обвиненные в сотрудничестве с нацистами, были привлечены к суду; семеро из них были оправданы, а пятеро приговорены к различным срокам тюремного заключения.
Избежавшие гибели. Разгром нацистской Германии в мае 1945 г. принес евреям Европы долгожданное освобождение, однако в августе 1945 г. в лагерях Германии и Австрии еще находилось около 50 тыс. евреев. Много освобожденных узников погибло от истощения или болезней, несмотря на старания союзников спасти их. Пережившие Катастрофу и потерявшие в ней родных и близких часто выходили из-за колючей проволоки надломленными и равнодушными к будущему. У многих из них на счету были долгие годы подполья или партизанской борьбы. Возвращение на прежнее местожительство часто оказывалось невозможным. Местное население нередко встречало их крайне недоброжелательно. Попытки переживших Катастрофу вернуть себе захваченные неевреями квартиры и имущество порождали столкновения, приводившие в некоторых городах даже к погромам. Во время беспорядков в Кельце (июль 1946 г.) 42 еврея были убиты и многие ранены. Погромы произошли и в Братиславе (летом 1946 г. и в марте 1948 г.). Постигшая евреев Катастрофа не ослабила антисемитизма. Начался исход евреев из стран Восточной Европы (см. Бриха). В июле и августе 1946 г. около 52 тыс. беженцев покинули Польшу, а по сведениям чехословацкого правительства, за этот год польскую границу перешло свыше 200 тыс. человек. Массы беженцев концентрировались в лагерях перемещенных лиц в Западной Германии, Австрии и Италии. Евреи — военнослужащие союзных армий оказывали материальную и моральную поддержку перемещенным лицам, единственной надеждой которых была эмиграция. Но возможности переселения в страны Западной Европы и Америки были весьма ограничены, а доступ в Палестину закрыт британским правительством. В ожидании разрешений на выезд обитатели лагерей создали представительные органы (Центральный комитет освобожденных евреев в Мюнхене, Еврейский лагерный комитет в Берген-Бельзене и аналогичные комитеты в лагерях Австрии и Италии), которые с помощью Джойнта и представительства Эрец-Исраэль развернули широкую общественно-культурную деятельность. Были созданы детские сады, начальные и средние школы с преподаванием на иврите, иешивы, библиотеки, театры, молодежные и спортивные клубы. Возобновили свою деятельность и политические партии, стали выходить многочисленные газеты разных направлений. Большинство евреев в лагерях перемещенных лиц стремилось репатриироваться в Эрец-Исраэль. После того, как правительство Великобритании отвергло рекомендацию Англо-американской комиссии по расследованию проблемы перемещенных лиц выдать 100 тыс. разрешений на въезд в подмандатную Палестину (1946), развернулась борьба за иммиграцию «нелегальную». Немногим удалось прорваться через английскую блокаду, большинство «нелегальных» иммигрантов оказалось в лагерях на острове Кипр, где они оставались вплоть до провозглашения Государства Израиль.
Лагеря перемещенных лиц в Германии были закрыты в 1953–54 гг., после того, как две трети их обитателей уже репатриировались в Израиль, а остальные эмигрировали в страны Нового Света.