Кашер Аса
КАШЕ́Р Аса (родился в 1940 г., Иерусалим), израильский философ. Во время службы в Армии Обороны Израиля специализировался в использовании компьютерной техники в разведке (1962–65). Окончил Еврейский университет в Иерусалиме, в 1963 г. ему была присуждена степень магистра (по математике, прикладной математике, истории и философии науки), в 1971 г. — доктора философии. Ведущими преподавателями Кашера в университете были М. Рабин (см. Рабин, семья), а также И. Бар-Хиллел и И. Лейбович. С 1972 г. Кашер преподает философию в Тель-Авивском университете и университете Бар-Илан. С 1975 г. — экстраординарный, с 1979 г. — ординарный профессор.
С 1980 г. он также преподает в междисциплинарном колледже для высшего командного состава Армии Обороны Израиля; с 1995 г. Кашер — преподаватель Колледжа национальной безопасности. В Тель-Авивском университете Кашер возглавлял кафедру философии языка имени Хородиша, затем — кафедру профессиональной этики и философии практики имени Шварц-Кипа. Он был приглашенным профессором во многих университетах Европы и США: Оксфордском, Амстердамском, Берлинском, Гентском, Калифорнийском и др. Кашер — редактор израильского ежеквартального журнала на английском языке «Философия», член редакционных советов многих международных научных журналов, а также израильских журналов, посвященных вопросам культуры.
Работы Кашера в области профессиональной этики посвящены как теоретическим аспектам, так и практическим вопросам этики конкретных сфер деятельности: военного дела, медицины, журналистики. Он является основным автором этического кодекса Армии Обороны Израиля «Руах Цахал — арахим у-клалей иесод» («Дух Армии Обороны Израиля, ценности и основные правила», 1994) и других этических кодексов, имеющих принципиальное значение. Кашер входил в ряд комиссий, вырабатывавших этические нормы в различных сферах общественной жизни.
Работы Кашера в области философии языка посвящены прагматике — функционированию языковых знаков в речи. Кашер разработал исследовательскую программу в этой области, опирающуюся на идеи Н. Хомского о языке, и развил ее в ряде статей. Оригинальный подход Кашера получил широкое признание специалистов. Впоследствии он в сотрудничестве со специалистами в области нейропсихологии исследовал, как выражается прагматика в активности мозга.
Работы Кашера, посвященные философии иудаизма, отражают влияние И. Лейбовича, однако содержат ряд новаторских идей. Главной из них является «минималистское» толкование еврейской религиозной практики в духе «радикальной отрицательной теологии», отвергающей какие-либо проявления идолопоклонства. После трагической гибели старшего сына Кашера Иехораза (1991) философ уделяет большое внимание философским, культурным и общественным аспектам потери близких.
Кашер часто выступает перед общественностью, высказывая свое мнение по различным морально-этическим вопросам. Он приобрел большое влияние на израильское общественное мнение и формирование духовного облика израильского общества. Будучи ярким представителем левой израильской интеллигенции, преданной идее мира между Израилем и палестинцами, Кашер, однако, отмежевался от той части левого лагеря, которая солидаризируется с позицией палестинцев в начавшейся в 2000 г. «интифаде» и обвиняет Израиль в срыве мирного процесса.
Кашер — автор книг: «Этика цваит» («Военная этика», 1996; премия имени И. Саде в области военной литературы), «Руах иш» («Дух человека», 2000), «Сефер катан ал машма‘ут ха-хаим» («Маленькая книжка о смысле жизни», 2002), «Яхадут ве-элилут» («Иудаизм и язычество», 2003).
В 2000 г. Кашеру была присуждена Государственная премия Израиля.