Кейзин Альфред

КЕ́ЙЗИН Альфред (Kazin, Alfred; 1915, Нью-Йорк, – 1998, там же), американский литературовед и писатель. Вырос в бедной семье выходцев из России. Отец Кейзина привил ему любовь к литературе и приверженность идеалам социализма. После окончания Колумбийского университета (степень магистра, 1938) Кейзин много лет преподавал литературу в различных университетах в США и за границей. С 1934 г. начал публиковать литературные рецензии в периодике и вскоре стал одним из ведущих сотрудников журнала «Нью рипаблик», хотя не разделял присущего его редакции «литературного сталинизма». Показательные политические процессы 1930-х гг., а затем подписание советско-германского пакта о ненападении (см. Советский Союз. Евреи в Советском Союзе в 1922–41 гг.) окончательно развеяли иллюзии Кейзина относительно Советского Союза.

В начале 1943 г. Кейзин одним из первых в США заговорил о Катастрофе европейского еврейства и ее последствиях. Осознание грозящей человечеству опасности сблизило взгляды Кейзина и Ханны Арендт, он способствовал изданию ее книги «Происхождение тоталитаризма» (1951). В период антикоммунистической кампании в США в начале 1950-х гг. (так называемый маккартизм) Кейзин сохранил либеральные убеждения и критиковал бывших единомышленников, которые отказались от них.

В 1942 г. вышла книга Кейзина «На родной почве», признанная критикой наиболее глубокой литературоведческой работой о современной американской прозе (конец 19–20 вв.). Анализ литературного процесса в связи с историей общества был продолжен Кейзином в сборнике эссе: «Сокровенная страница» (1955), «Современники» (1962), «Яркая книга жизни» (1973), «Американская процессия» (1984), «Бог и американский писатель» (1997).

Большим успехом пользовалась автобиографическая книга Кейзина «Пешком по городу» — лирическая повесть о детстве еврейского мальчика в Нью-Йорке. В следующих книгах «Начав в тридцатые» (1965) и «Нью-йоркский еврей» (1978) автор сопровождает рассказ о своей жизни яркими зарисовками исторических и литературных событий: идеологических споров 1930-х гг.; контраста благополучной Америки и разоренной Европы в конце Второй мировой войны; гротескных фигур советских литературных мэтров; воодушевления в Израиле после Шестидневной войны и убежденности в том, что для евреев не может быть «безопасного возвращения домой». Характерным для Кейзина восприятием литературы как главного содержания жизни проникнуты его книги «Писательство было всем» (1995) и «Жизнь — ежеминутное горение» (1996), где приведены выдержки из дневников, которые автор вел на протяжении 60 лет.

Смотрите также

Касабланка

Кастайн Йозеф

Катовице

Кауфман Исидор

Кульбак Моше