Китай
КИТА́Й, государство в Центральной и Восточной Азии. Предания китайских евреев относят появление их единоверцев в Китае к середине правления династии Хань, то есть к 1 в. н. э. Из документа на еврейско-персидском языке следует, что в начале 8 в. еврейские торговцы из Ирана караванными путями через Среднюю Азию достигли Синьцзяна (Китайский Туркестан). В 9 в. евреи появились также на юге Китая в Гуанчжоу (Кантон в 19 в. – первой половине 20 в.), через который шла морская торговля Китая с мусульманскими странами. Абу Заид ас Сирафи (арабский географ начала 10 в.) писал, что во время крестьянской войны (874–901) восставшие, взяв в 879 г. Гуанчжоу, перебили около 120 тысяч иностранцев, среди которых были и евреи. В этот период евреи прибывали в Китай лишь по торговым делам. Поселившиеся в 10–12 вв. в Кайфыне (Восточный Китай) евреи со временем превратились в особую этнолингвистическую группу — китайских евреев. К 13 в. в Китае возникли еврейские торговые колонии и отдельные общины в Ханькоу, Пекине, Нинбо и других городах. Венецианский путешественник Марко Поло сообщал, что в конце 13 в. в Пекине при дворе первого императора монгольской династии евреи, мусульмане и христиане доказывали преимущества своих религий. В 14 в. были изданы три декрета, относящихся к евреям, в том числе о запрещении левиратных браков (1340), недопустимых у китайцев, монголов и маньчжуров. Еврейские общины Китая, процветавшие в 13–14 вв., вскоре исчезли бесследно (за исключением Кайфына и Нинбо).
Возникновение новых еврейских общин в Китае относится к середине 19 в. и связано с уступкой Гонконга (Сянган) Великобритании по Нанкинскому договору и с открытием для международной торговли пяти китайских портов (в том числе Шанхая и Кантона), а также с учреждением в них, а позже и в других городах, иностранных концессий. Среди чиновников и служащих английских и других иностранных предприятий было значительное число евреев, подданных разных стран, главным образом выходцев из Багдада, Бомбея и Каира, в том числе влиятельные семейства Сассун, Кадури, Хардун и Эзра, основавшие в Кантоне, Шанхае и Гонконге филиалы своих крупных торговых и финансовых фирм. Они также основали и возглавили одну из первых новых в Китае еврейских общин в Шанхае, где в 1862 г. было устроено еврейское кладбище, в 1870 г. снято помещение для молитвенных собраний, в 1887 г. открыта синагога «Бет Эль», в 1920 г. построена синагога «Охел Рахель» (на средства Дж. Сассуна), а в 1929 г. — «Бет Ахарон». В 1898 г. в Шанхае было открыто отделение Англо-еврейской ассоциации, в 1900 г. — еврейское благотворительное общество, в 1901 г. — талмуд-тора, преобразованная в Шанхайскую еврейскую школу, в 1902 г. — еврейский клуб. С 1903 г. начинает действовать Шанхайская сионистская ассоциация, а позже отделение Еврейского национального фонда. В 1904 г. Н. Эзра приступил к изданию еврейской газеты на английском языке «Израэл месенджер» (редактировал по 1936 г., выходила по 1941 г.), ставший официальным органом местной сионистской организации (см. Сионизм). Еврейская община Шанхая к концу 19 в. достигла приблизительно 500 человек и в основном состояла из британских подданных (выходцы из восточных общин), получавших английское образование и принадлежавших к состоятельным слоям английской элиты города. В 1905 г. в Шанхае проживало около 700 евреев: примерно 400 восточных евреев и 300 ашкеназов (из них 50 человек — подданные США), которые главным образом были заняты коммерцией (банки, торговля, транспорт, строительство), и лишь немногие занимались дипломатической службой и медициной.
В начале 20 в. с прибытием в Маньчжурию (северо-восточные провинции) во время строительства Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД; 1897–1903 гг.) евреев из Российской империи в Китае началось формирование ашкеназских общин. По условиям концессии на КВЖД России предоставлялась полоса отчуждения, где действовали русские законы. В возникших вдоль нее населенных пунктах — Маньчжурия (Маньчжоули), Хайлар, Цицикар, Харбин и другие — беспрепятственно селились евреи. Царское правительство (особенно министры финансов С. Витте и В. Коковцов), заинтересованные в быстром заселении и экономическом развитии края, поощряло еврейскую эмиграцию в Маньчжурию, где евреи практически пользовались всеми гражданскими правами наряду с прочими российскими подданными (за исключением права служить на КВДЖ). К 1903 г. в Харбине (главный город Северной Маньчжурии; основан в 1898 г.) образовалась еврейская община (в основном выходцы из Сибири), насчитывавшая 500 человек. Русско-японская война (1904–1905) и последовавшая демобилизация русской армии, а также погромы 1905–1907 гг. занесли не только в Маньчжурию, но и в юго-восточный Китай новую волну еврейских поселенцев (в Шанхае ашкеназская община возникла в 1907 г.). В 1909 г., когда еврейская община Харбина достигла нескольких тысяч человек, в большинстве своем занимавшихся экспортом и импортом (торговля пушниной, зерном, лесом, соевыми бобами, маслом и т. д.), была построена так называемая Главная синагога, раввином которой с 1913 г. был А. Киселев (1866–1949), автор нескольких галахических (см. Галаха) трудов и книги «Национализм и еврейство» (Харбин, 1941 г., на русском языке). В 1914 г. в Харбине проживало около 5,5 тысяч евреев. В экономическом развитии города видную роль сыграли семьи коммерсантов Боннер, Кабалкины, Крол, Менделевичи, Самсоновичи, Скидельские (лесопромышленники и владельцы угольных копей), Соскины. С начала Первой мировой войны в ноябре 1914 г. в Харбине возник Еврейский комитет помощи жертвам войны (ЕКОПО; в Петрограде был учрежден в августе), деятельность которого была особенно важна, когда в город стали прибывать еврейские беженцы и евреи, выселенные из зоны военных действий (в 1915 г. для беженцев были открыты бесплатная столовая, общежития, аптека, оказывалась помощь в трудоустройстве, кредите и эмиграции в США). Работой харбинского ЕКОПО руководил доктор А. Кауфман (в 1919–31 гг. и 1933–45 гг. — глава еврейской общины Харбина, которую в 1931–33 гг. возглавлял С. Равикович, 1872–1965 гг., в Израиле с 1934 г.).
Октябрьская революция 1917 г., гражданская война, поголовное бегство евреев из Монголии в 1920 г. (из-за разбоя и погромов, устроенных отрядом барона Р. Унгерна) значительно увеличили еврейские общины Харбина и других населенных пунктов Маньчжурии, а также Шанхая. 1920-е гг. были временем расцвета еврейской общины Харбина. В городе действовали многочисленные общинные и еврейские общественные учреждения и организации, в том числе Еврейская гимназия (1919–24), талмуд-тора, позже Еврейская народная школа (1920–50), общество здравоохранения («Мишмерет-холим», с 1920 г., организовавшее медицинские амбулатории, а в 1934 г. — Еврейскую больницу), дом престарелых («Мошав зкеним», с 1920 г.), трудовая школа для девушек (1922) и т. д. В 1921 г. была открыта так называемая Новая синагога и основан Дальневосточный еврейский коммерческий банк, а в 1923 г. — Еврейский народный банк. Действовали филиалы почти всех еврейских политических партий, среди которых сионистские занимали центральное место. В 1920 г. из Шанхая в Харбин были переведены Палестинское дальневосточное бюро и его орган — еженедельник «Сибирь — Палестина» (выходил с 1920 г.; в 1926–43 гг. — «Еврейский вестник»; с 1921 г. редактор А. Кауфман; распространялся также в Тяньцзине и Шанхае), основанный председателем бюро А. Евзеровым (Эйзер; 1895–1974, в Израиле с 1921 г.). В декабре 1920 г. в Харбине проходило Палестинское совещание с участием сионистских организаций Маньчжурии, Тяньцзиня, Шанхая, Владивостока и Читы, а в январе 1921 г. — съезд Дальневосточного районного бюро сионистской организации. После запрещения сионистской деятельности в Советском Союзе Харбин стал почти единственным русскоязычным центром сионизма. В 1929 г. там открылось отделение Бетара, ставшего через несколько лет доминирующим в еврейском молодежном движении Китая.
После закрытия Еврейской гимназии большинство еврейских детей посещали Харбинское коммерческое училище (с преподаванием на русском языке), и для них было обязательно изучение Ветхого завета и еврейской истории. В Еврейской народной школе (шестилетний курс) преподавание велось на иврите. Еврейские любительские труппы ставили спектакли на иврите, идиш и русском языке. Одним из их организаторов и авторов пьес был преподаватель иврита и сионистский деятель Л. Надель (1884–1963, в Израиле с 1950 г.), три драмы которого на русском языке были изданы в Харбине. В 1920-х гг. существовали еврейские общины и в других населенных пунктах северной Маньчжурии, таких как Хайлар (около 150 человек), Маньчжурия (около 100 человек), Цицикар (60–70 человек), однако после советско-китайского конфликта на КВЖД (1929) большинство евреев переехало из них в Харбин.
В 1931 г., накануне захвата Японией северо-восточного и части северного Китая еврейские общины насчитывали в Маньчжурии: Харбин — 13–15 тысяч человек, Дайрен (Дальний, ныне Далянь) — 200 человек, Мукден — 100 человек, Хайлар — 50 человек, Цицикар и Маньчжурия по 10 человек; в северном Китае: Тяньцзинь — 1000–1200 человек, Циндао — 420 человек, Пекин — 50 человек, Ханькоу — 15 человек; в юго-восточном Китае: Шанхай — 2–3 тысячи человек.
Мировой экономический кризис (1929–33), японская оккупация и поглощение маньчжурского рынка японскими фирмами, создание марионеточного государства Маньчжоу-Го (1932) и продажа ему Советским Союзом КВЖД (1935) вызвали эмиграцию (в США, Советский Союз) и миграцию (в Шанхай, Тяньцзинь) большинства еврейского населения Харбина, которое уменьшилось в начале 1930-х гг. до семи тысяч человек, а в середине — до пяти тысяч человек.
Созданная в Шанхае в 1920 г., после роста в нем еврейского населения в годы Первой мировой войны и в особенности после октябрьской революции, ассоциация шанхайских еврейских общин значительно расширилась, особенно с притоком русских евреев из Маньчжурии в 1932 г. Из-за глубоких культурных и лингвистических различий между шанхайскими общинами ашкеназам пришлось основать отдельные общинные учреждения: синагогу (раввином в 1925–48 гг. был М. Ашкенази, 1890–1954), похоронное братство (см. Хевра каддиша), благотворительное общество, клуб и т. д. В 1932 г. ашкеназская община была реорганизована и насчитывала к 1937 г. более 4,5 тысяч человек. Единственной областью совместной деятельности ашкеназской и сефардских (см. Сефарды) общин была сионистская деятельность. Как и в Харбине, в Шанхае ведущей молодежной организацией был Бетар, члены которого в 1932 г. организовали по инициативе Р. Биткера (1900–46; в 1937 г. около полугода командир Иргун цваи леумми) Еврейскую роту с собственной эмблемой в Волонтерском корпусе по защите международного сеттльмента.
Несмотря на японскую оккупацию (1931–45) и резкое уменьшение еврейского населения, культурная, общественная и экономическая жизнь харбинской общины не была прервана. В 1932 г. была открыта еврейская общественная библиотека, организован приют для хронических больных, начал издаваться журнал сионистов-ревизионистов «Гадегел» (на русском языке; выходил по 1942 г.). В 1939 г. возродилась молодежная организация «Маккаби», функционировавшая в середине 1920-х гг. По японским статистическим данным, до начала Второй мировой войны в Маньчжурии действовало 112 еврейских торговых предприятий.
Японские власти вели двойную игру в отношении еврейского населения: они использовали русские эмигрантские монархические и откровенно фашистские организации для давления на евреев, обеспечивая в то же время евреям чувство безопасности в целях предотвращения поголовной эмиграции из Маньчжурии.
В декабре 1937 г. при содействии японских властей в Харбине был созван съезд еврейских общин Дальнего Востока с участием представителей Харбина, Мукдена, Тяньцзиня, Хайлара, Циндао и японского города Кобе (делегации свободных от японского влияния Шанхая и Гонконга отсутствовали). Несмотря на пропагандистские цели съезда, он привел к объединению еврейских общин Китая в автономный Национальный совет евреев Восточной Азии, то есть Дальнего Востока (председатель А. Кауфман) с фактическим самоуправлением во всех сферах общинной жизни. В декабре 1938 г. состоялся второй, а в декабре 1939 г. третий съезды, на которых обсуждались вопросы интеграции еврейских беженцев из Германии и Центральной Европы, с 1938 г. прибывавших в Маньчжурию и Китай (в особенности в Шанхай, где их стало к 1939 г. около 17 тысяч человек). Намеченный на декабрь 1940 г. в Дайрене четвертый съезд был запрещен японскими властями. Несмотря на усиливавшиеся преследования, связанные с союзом Японии с Германией, Национальный совет сумел добиться в 1940 г. отмены особой отметки (идентичной нацистскому «J») в паспортах евреев, введенной японскими властями в Пекине. Со вступлением Японии во Вторую мировую войну (декабрь 1941 г.) в Харбине начались аресты евреев и конфискация их имущества. В этот период еврейская национальная жизнь в Харбине сохранялась благодаря организациям Бетар и Маккаби, которым удавалось предотвращать антиеврейские провокации профашистских групп русских эмигрантов.
На въезд в Шанхай до сентября 1939 г. не требовалось виз, и к концу 1941 г. туда прибыло 20–25 тысяч еврейских беженцев (преимущественно из Германии, Австрии и Польши), которые получали социальную помощь от обществ Бней-Брит, Джойнт (до декабря 1941 г.), ОРТ, а также от местных богатых семей Сассун, Кадури, Комор. В целом беженцы приспособились к жизни в Шанхае, основав торговые, фармацевтические, химические и красильные предприятия, работая в международном сеттльменте. Выходили еврейские периодические издания, в том числе на русском языке — еженедельник «Наша жизнь — унзер лебн» (1941–48 гг.; в 1904–39 гг. в Шанхае издавалось 12 еврейских газет и журналов на разных языках), открывались издательства (среди них «Еврейская книга», выпустившая на русском языке в 1942 г. книгу И. Рапопорта «Еврейские писатели»); учащиеся Мирской (см. Мир) и Слободской иешив, а также хасиды Хабада выпускали фотомеханическим способом книги по иудаизму.
Японцы, заняв в декабре 1941 г. территорию сеттльмента в Шанхае, интернировали в лагеря граждан воюющих держав и, выслав в Шанхай большинство евреев, находившихся в Японии, закрыли город для дальнейшей иммиграции. В феврале 1943 г. в Шанхае 15 тысяч еврейских беженцев (без гражданства) были переселены в своеобразное гетто (в районе трущоб Хонк-кю). Их ограничивали в трудоустройстве, и имущество некоторых из них было конфисковано. Основную поддержку им оказывал Социальный еврейский совет ашкеназской ассоциации содействия и помощи (проводил также культурную и воспитательную работу) и через Национальный совет еврейские общины других городов Китая.
Богатая и динамичная еврейская община Тяньцзиня (главный порт Северного Китая) насчитывала в 1932–39 гг. около 2,5 тысяч человек, главным образом переселившихся после 1932 г. из Харбина. В 1920–40-х гг. общиной руководил Л. Гершевич (1878–1950). В 1925 г. была открыта еврейская школа, в 1928 г. — еврейский клуб «Кунст», в 1939 г. — синагога. Русская газета «Наша заря» в 1930–40-х гг. выпускала еженедельный вкладыш, посвященный еврейской жизни. С 1930 г. активную работу среди молодежи вел Бетар. В тяньцзиньской еврейской школе преподавание велось на английском языке, но изучались иврит и еврейская история. Условия жизни евреев в Тяньцзине были несравненно лучше харбинских, так как они проживали на английской и французской концессиях, находившихся до 1941 г. вне прямого японского влияния. С открытием военных действий эти концессии были оккупированы японцами, а подданные враждебных Японии стран заключены в концентрационные лагеря. Однако большинство евреев Тяньцзиня в течение Второй мировой войны продолжали жить сравнительно нормальной жизнью, хоть и в значительно ухудшившихся экономических условиях.
В августе 1945 г., после вступления советских войск в войну с Японией, банда русских фашистов и японские жандармы расстреляли в Хайларе 11 евреев (всех мужчин общины).
По окончании Второй мировой войны евреи-беженцы, большинство которых жило в Шанхае, смогли при содействии США и еврейских организаций (в основном Джойнта) покинуть страну. Вслед за ними, после установления коммунистического режима в 1949 г., начали покидать Китай евреи, проживавшие там до начала войны. В 1945–46 гг. Харбин был оккупирован советской армией, еврейские общественные организации закрыты, а лидеры еврейской общины депортированы в советские концлагеря. Несколько тысяч евреев Китая переселились в Израиль (организовали общество выходцев из Китая — Иггуд иоц’ей Син, издающее с 1954 г. бюллетень на русском языке), другие обосновались в США, Австралии, Японии и других странах. Под нажимом советских представителей в Харбине некоторая часть евреев — выходцев из России вернулась в Советский Союз. В 1958 г. в Китайской Народной Республике (КНР) проживало 400 евреев, а в 1981 г. — около 30 евреев (в Харбине и Шанхае — по одному).
В 1980 г. на острове Тайвань (Китайская республика) постоянно проживали 30 евреев (почти все — в городе Тайбей), где находились также более 40 американских евреев-бизнесменов и военнослужащих.
В Гонконге, который по Англо-Китайскому договору (1984) в 1997 г. вошел в состав КНР, в 1982 г. проживало около 1000 евреев, среди них значительное число израильских граждан — выходцев из Китая. В общине имеются синагога «Охел Леа» (с 1900 г.), Еврейский клуб (с 1909 г.), воскресная еврейская школа, кладбище. Издается журнал «Гонконг джуиш кроникл». В 1973 г. Израиль установил с Гонконгом консульские отношения, с 1974 г. Израиль представляет там почетный консул. В ноябре 1986 г. еврейскую общину Гонконга посетил президент Израиля Х. Герцог.
В 1947 г. Китай был единственным государством в Азии, не голосовавшим в ООН против образования еврейского государства (Китай воздержался, Сиам, ныне Таиланд, не участвовал в голосовании). Израиль был в числе первых стран некоммунистического блока, признавших КНР (январь 1950 г.), вследствие чего прервались отношения Израиля с Китайской республикой на Тайване. Несмотря на отсутствие дипломатических отношений между Израилем и Тайванем, между ними существуют торговые связи, сохранившиеся даже после того, как Израиль проголосовал в октябре 1971 г. за исключение Китайской республики из членов ООН.
Установлению дипломатических отношений между Израилем и КНР помешало участие последней в Корейской войне (1950–53). В 1954 г. премьер-министр и министр иностранных дел КНР Чжоу-Энь-Лай заявил о намерении Китая нормализовать отношения с Израилем. В 1955 г. израильская делегация во главе с Д. Хакоэном (1898–1984) посетила КНР. Однако вскоре после этого КНР начала политику сближения с арабскими странами, стремясь воспользоваться арабо-израильским конфликтом для своего проникновения на Ближний Восток. С середины 1960-х гг. китайская концепция «народно-освободительной войны» начала встречать сочувствие в некоторых арабских странах, особенно в Сирии, а КНР, со своей стороны, заняла позицию безоговорочной поддержки всякого акта антиизраильской агрессии со стороны арабских стран. КНР поддерживает антиизраильские арабские террористические организации оружием, деньгами и инструктажем, противодействуя попыткам политического решения арабо-израильского конфликта и призывая арабские страны к войне до победного конца. С середины 1980-х гг. начали устанавливаться неофициальные торговые связи между Израилем и КНР.
В конце 1980-х гг. участились дипломатические контакты между Израилем и Китаем. Так, во время сессии Генеральной Ассамблеи Организацией Объединенных Наций 1987 г. произошла встреча министров иностранных дел двух стран в обстановке полной секретности. Впоследствии подобные встречи повторялись. Их результатом стало открытие в феврале 1990 г. представительства Израильской академии наук в Пекине и Международного торгового бюро Китайской Народной Республики в Тель-Авиве. В январе 1992 г. министры иностранных дел двух государств подписали соглашение об установлении дипломатических отношений. По настоянию Китая в соглашении подчеркивалось: «Правительство Государства Израиль признает, что Китайская Народная Республика является единственным законным представителем Китая, а Тайвань является неотделимой частью территории Китайской Народной Республики». В 1992 г. были открыты израильское посольство в Пекине и Генеральное консульство Израиля в Шанхае, посольство Китая было открыто в Тель-Авиве.
После установления дипломатических отношений между двумя странами быстрыми темпами развивалось сотрудничество в экономике, в области высоких технологий и военной промышленности, сельском хозяйстве, а также торговля между двумя странами. В 2003 г. китайско-израильский торговый оборот составил 1,6 миллиарда долларов.
Еще с начала 1980-х гг. Израиль поставлял Китаю передовую военную технологию и вооружение. После установления дипломатических отношений и разрыва израильской стороной соглашения о сотрудничестве в военной области с Тайванем израильские поставки в Китай в этих областях резко возросли. Поставки Израилем в Китай новейших видов вооружений и технологий вызвали решительный протест со стороны основного стратегического союзника Израиля — США. Так, в 1997 г. между Израилем и Китаем был подписан договор о поставке Китаю беспилотного самолета-разведчика «Фалькон». Но в 2003 г. в результате мощного давления со стороны США Израиль вынужден был отменить соглашение и заплатить Китаю значительную компенсацию. В 2005 г. в результате американского давления Израиль был вынужден отказаться от договоренности о техническом переоснащении беспилотных ударных летательных аппаратов «Нагру».
Израиль и Китай интенсивно сотрудничают в области сельского хозяйства и орошения засушливых районов. Центр международного развития при израильском МИДе «Мошав» предоставлял возможность большому числу китайских специалистов проходить различные курсы в этих областях. Израиль создал в Китае опытные молочные хозяйства и научно-исследовательские сельскохозяйственные фермы, оборудованные новейшей технологией.
В 1990-х – начале 2000-х гг. происходил активный обмен визитами между руководителями двух стран. Китай посетили израильские президенты Х. Герцог в 1992 г., Э. Вейцман в 1999 г., М. Кацав в 2003 году. В 2000 г. Израиль посетил с официальным визитом президент Китая Цзян Цземинь.