Косински Ежи
КОСИ́НСКИ Ежи (Ежи Никодем Левинкопф; Kosiński, Jerzy; 1933, Лодзь, – 1991, Нью-Йорк), американский писатель и литературовед. Перед Второй мировой войной отец Косински, владелец текстильной фабрики, перевез семью из Лодзи в провинцию и официально принял польскую фамилию. В годы войны семья жила в глухой деревне, скрывая свое еврейское происхождение, Косински воспитывался как католик. Связанные с этим периодом переживания тяжело отразились на психике ребенка и привели к временной потере речи. В дальнейшем Косински нередко прибегал к мистификациям собственной биографии, в том числе представлялся то евреем, то неевреем в зависимости от обстоятельств.
В 1950–55 гг. Косински учился в университете Лодзи (степень магистра по социологии и истории), затем — в аспирантуре Института истории культуры АН Польши в Варшаве, после чего был направлен на стажировку в МГУ имени М. Ломоносова. Косински стремился попасть на Запад и сумел получить разрешение на учебу в США в рамках программы научного обмена. Он прибыл туда в декабре 1957 г., сначала перебивался случайными заработками, но вскоре получил стипендию для занятий в докторантуре Колумбийского университета, где в 1958–60 гг. работал над диссертацией, посвященной социологическим аспектам литературы и языка (докторская степень, 1965 г.).
Под псевдонимом Дж. Новак Косински опубликовал работы по социологии: «Будущее принадлежит нам, товарищ, — беседы с русскими» (1960) и «Нет третьего пути — исследование советского поведения» (1962). В 1965 г. Косински получил американское гражданство. Его научная карьера складывалась успешно: в 1967 г. Косински стал профессором Уэслианского университета (штат Массачусетс), в 1969–70 гг. преподавал в Принстонском университете, в 1970–73 гг. — в Йельском университете.
В 1965 г. была опубликована повесть Косински «Раскрашенная птица» — история о том, как в годы Катастрофы мальчик с типичной еврейской внешностью скитался среди полудиких крестьян, становясь жертвой или свидетелем зверств, утратил речь, а в финале был спасен советским солдатами и встретился с родителями. Эта книга, написанная от первого лица, автобиографичность которой подтверждало предисловие автора, а также многочисленные интервью Косински, принесла ему международную известность и ряд наград, в том числе присужденную во Франции (1966) премию за лучшую зарубежную книгу. Роман «Ступени» (1968), получивший в 1969 г. национальную книжную премию США, упрочил литературную репутацию Косински. Его следующие произведения: повесть «Садовник» («Being there», 1971), романы «Чертово дерево» (1973), «Кокпит» (1975), «Свидание вслепую» (1977), «Страсти господни» (1979) также пользовались успехом. В 1973–75 гг. Косински возглавлял американский ПЕН-клуб. В этот период и позже он неоднократно выступал в поддержку права евреев на выезд из Советского Союза.
Косински плодотворно работал в кино: его сценарий фильма по повести «Садовник» (1981, режиссер Х. Эшби) был удостоен наград в США и Великобритании. В 1981 г. Косински сыграл роль Г. Зиновьева в фильме «Красные» (режиссер У. Битти).
В 1982 г. был опубликован роман «Китайский бильярд», который вызвал резко негативную оценку критиков, а вскоре появилась статья с обвинением Косински в плагиате. Скандал вызвал полемику между сторонниками и противниками писателя, в ходе которой вскрылись несоответствия между реальной биографией Косински и повестью «Раскрашенная птица», а также то, что Косински нередко лишь намечал контуры повествования, предоставляя работу над текстом различным «редакторам».
Литературный престиж Косински был подорван, хотя он издал еще несколько сочинений и был с триумфом принят в Польше, где в 1989 г. вышла его книга «Раскрашенная птица», до этого запрещенная на родине автора. Однако скандал тяжело отразился на психическом состоянии Косински, и в 1991 г. он покончил самоубийством. Посмертно вышла книга эссе «Мимоходом» (1992) и ряд работ о жизни и творчестве Косински. Исследователи отмечают, что в его произведениях с необычайной остротой изображены контрастные грани человеческой личности, в том числе злое и жестокое в человеке, а также секс как эстетический феномен.