Красный-Адмони Григорий
КРА́СНЫЙ-АДМО́НИ Григорий Яковлевич (псевдоним Адмони взят после 1917 г.; 1881, Геническ, Таврическая губерния, – 1970, Ленинград), еврейский историк, публицист, общественный деятель.
По окончании гимназии в Одессе Красный-Адмони поступил на восточный факультет Петербургского университета и одновременно в Петербургскую консерваторию (по классу вокала), которую вскоре был вынужден оставить. Будучи студентом, Красный-Адмони зарабатывал частными уроками (был домашним учителем В. Жирмунского). Литературным дебютом Красного-Адмони стали переводы с иврита наследия писателя М. З. Файерберга (журнал «Еврейская семейная библиотека», 1902, №11; отд. изд. полное собрание сочинений, СПб., 1902), затем последовали критические обзоры современной еврейской литературы в русско-еврейской периодике, в том числе «Еврейской семейной библиотеке», «Еврейском ежегоднике», «Будущности». По окончании университета в 1906 г. Красный-Адмони отказался от продолжения академической карьеры, поскольку ему было поставлено условие — переход в христианство. Сдав экстерном выпускные экзамены на юридическом факультете Харьковского университета, стал в 1907 г. помощником присяжного поверенного.
В это время Красный-Адмони опубликовал первые научные работы: литературоведческое исследование «Иммануил Римский и Данте» («Книжки Восхода», 1906, 1–3) и историко-философское эссе «Великие перевороты и евреи» (СПб., 1907).
С 1907 г. Красный-Адмони — сотрудник «Еврейской энциклопедии» (см. Энциклопедии), редактор ее библейского отдела (2–8 тт.), автор значительного числа статей по древней истории, библейскому и талмудическому (см. Талмуд) законодательству. Большой интерес вызвала статья «Пурим при свете новейшей критики» («Новый Восход», № 10, 1910). В 1909 г. Красный-Адмони был одним из учредителей Еврейского историко-этнографического общества в Петербурге, в 1913 г. вошел в секцию Общества по изучению права еврейского.
С 1919 г. Красный-Адмони — один из инициаторов и активных участников архивных комиссий, организованных при Народном комиссариате просвещения для изучения документов бывшего архива Сената по истории ритуальных процессов и погромов. Под редакцией Красного-Адмони и с его вступительными статьями вышли «Материалы для истории антиеврейских погромов в России» (т. 1 — «Дубоссарское и Кишиневское дела 1903 г.», совместно с С. Дубновым, Петроград, 1919; т. 2 — «Восьмидесятые годы», М.— Петроград, 1923). Освещению погромов 1880-х гг. народовольческой агитационной печатью Красный-Адмони посвятил статью «Литература подполья и погром» («Вестник литературы», № 2–4, 1920). При организации в Петрограде Еврейского университета в 1919 г. Красный-Адмони вошел в состав его профессорской коллегии, читал курсы по библеистике и древней истории евреев, выступал с публичными лекциями. В 1920-х гг. вел также курсы по сравнительному праву и семитологии в Петроградском университете, откуда был уволен в 1924 г. в ходе кампании по очищению вузов от «социально чуждых элементов». В 1925 г. Красный-Адмони подготовил работу «Новейшие течения в библейской критике», предназначенную для опубликования в пятом сборнике «Еврейской летописи» (издание не осуществилось).
После ликвидации Еврейского университета (1925) Красный-Адмони занимался исключительно адвокатской практикой, был членом Ленинградской областной коллегии адвокатов. В период борьбы с «космополитами» в начале 1950-х гг. был уволен из Коллегии, позднее восстановлен. В середине 1950-х гг. пытался организовать в Ленинграде официальные курсы по изучению иврита. В 1950–60-х гг. занимался литературным творчеством, но его произведения не были опубликованы. Среди рукописного наследия Красного-Адмони — пьеса на библейский сюжет «Жена Урии».
Красный-Адмони — отец композитора И. Адмони (1906–80) и филолога-лингвиста В. Адмони.