Куба
КУ́БА, республика (с 1902 г.) в Вест-Индии. Расположена на островах Куба, Пинос и еще более чем на 1,6 тыс. мелких островах в Карибском море. До конца 1897 г. колония Испании.
В экспедиции Христофора Колумба, открывшей остров Куба в 1492 г., участвовали, видимо, новые христиане. Они встречались и среди первых европейцев, начавших селиться на Кубе с 1510 г. В протоколах инквизиции сохранились дела по обвинению некоторых новых христиан в тайном исповедании иудаизма. В 1654 г. на Кубу переселилась часть евреев, изгнанных португальцами из Бразилии, которые вели оживленную торговлю с другими районами Вест-Индии. В 18 в. еврейские купцы Кубы установили торговые связи с Нью-Йорком, Гамбургом и Амстердамом. Однако казни инквизиции и запрет отправления каких-либо культов, кроме католического, привели к исчезновению еврейской общины на Кубе.
Возникновение новой еврейской общины Кубы связано с освободительным движением во главе с Х. Марти, которого поддерживали евреи из США (главным образом из штата Флорида), начавшие селиться на Кубе после отказа Испании в 1898 г. от своих прав на кубинские территории. Сторонники реформизма в иудаизме, они создали в 1904 г. Объединенную еврейскую конгрегацию с собственной синагогой, а в 1906 г. на приобретенном близ Гаваны участке земли открыли кладбище. Прибывшие на Кубу незадолго до начала Первой мировой войны группы евреев (в основном сефарды из Турции и стран Ближнего Востока) создали в 1914 г. свою организацию «Шевет ахим». В апреле 1919 г. сенат Кубы принял резолюцию в поддержку Декларации Бальфура.
С 1920 г. на Кубе появились эмигранты из Восточной Европы, направлявшиеся большей частью в США. С конца 1921 г. в Гаване находился представитель ХИАСа, а в 1922–23 гг. — американского Джойнта для оказания экономической помощи еврейским беженцам. Однако принятые в 1924 г. правительством США меры по сокращению иммиграции вынудили тысячи евреев остаться на Кубе, а многих других направиться туда же. Сближению этих ашкеназских (см. Ашкеназы) евреев с общинами сефардов и реформистов во многом способствовал Д. Блис (1872–1941), президент Сентро Исразлита (с 1926 г., основан в 1925 г. как Сентро хебрео) — организации, которая руководила благотворительной (см. Благотворительность) деятельностью, больницей, библиотекой, вечерней школой, студенческим центром и другими. Эта организация, хотя и не все ее члены были сионистами (см. Сионизм), приняла сионистский гимн, и ее символами стали бело-голубой флаг и маген-Давид. С 1929 г. на Кубе действовало Сионистское объединение, позднее Сионистский союз. Были основаны Ассоциация еврейских женщин Кубы (1926), еврейский Комитет борьбы с туберкулезом (1927), школа ОРТ (1935) и ложа Бней-Брит (1943). В 1929–33 гг. действовали союзы по защите прав торговцев вразнос и парикмахеров Гаваны (большей частью евреев). В 1925 г. выходила машинописная газета на идиш «Дос фрайе ворт», в 1927–30 гг. — печатный журнал на идиш «Ойфганг», в 1932–63 гг. — просионистская газета на идиш «Хаванер лебн» и другие.
Еврейская иммиграция на Кубу оживилась с 1933 г. по 1941 г. (из Германии, Австрии и Польши). Лишь 15% прибывших осели на острове. Безработица среди новых иммигрантов достигла 90%. Их положение осложнялось принятым в 1933 г. законом о том, что не менее 50% рабочих на любом предприятии должны быть кубинцами. Приход нацистов к власти в Германии породил на Кубе вспышку антисемитской пропаганды, апогеем которой явился отказ кубинских властей разрешить в 1939 г. высадку нескольких сотен еврейских беженцев, прибывших на судне «Сен-Луи» из Европы. С начала Второй мировой войны эта пропаганда прекратилась. Еврейские иммигранты постепенно находили себе применение как часовщики, слесари, механики, пекари и т. д., основали различные отрасли легкой промышленности (изготовление одежды, обуви и другие); евреи из Антверпена в 1942 г. открыли первые на Кубе мастерские по шлифовке алмазов (в 1943 г. уже было 24 предприятия с 1,2 тыс. рабочими). С 1934 г. на Кубе действовала еврейская торговая палата, которая, наряду с выполнением основных функций, вела борьбу с проявлениями антисемитизма. К концу 1950-х гг. экономическое положение евреев Кубы заметно улучшилось. Основная часть еврейского населения (всего 10–12 тысяч человек) оказалась занятой предпринимательством, торговлей и в сфере обслуживания.
Революция 1959 г. подорвала экономические устои еврейской общины Кубы; многие евреи, в целом сочувственно встречавшие переворот Ф. Кастро, вынуждены были эмигрировать, и к 1965 г. в стране остались лишь две с половиной тысячи евреев.
Куба, единственная из американских стран, голосовала в 1947 г. против резолюции Организации Объединенных Наций о разделе Палестины (см. Планы раздела Палестины). Впоследствии отношения между Кубой и Израилем улучшились, и в 1959–62 гг. между ними было заключено несколько торговых соглашений. С середины 1960-х гг. Куба заняла проарабскую позицию, а в 1973 г., во время Войны Судного дня, разорвала дипломатические отношения с Израилем. В 1966 г. на Кубе действовало пять синагог: три сефардские, ашкеназская и американская реформистская. К 1970 г. около 400 кубинских евреев репатриировались в Израиль и поселились главным образом в киббуцах. К 1984 г. еврейская община Кубы насчитывала 700 человек.
В 1975 г. в Гаване была закрыта еврейская школа, но в начале 1980 г. была открыта воскресная еврейская школа «Тиккун олам», в которой в начале 2000-х гг. обучалось 150 человек в возрасте от четырех до 60 лет. Распад Советского Союза, имевший катастрофические последствия для экономики Кубы, вынудил Ф. Кастро проводить более гибкую политику в отношении евреев и вообще несколько смягчить крайние проявления режима. Поэтому в начале 1990-х гг. кубинские власти разрешили более 400 евреям репатриироваться в Израиль. Операция проходила тайно по требованию Кубы.
В 1990-х гг. международные еврейские организации Джойнт, Канадский еврейский конгресс получили возможность действовать на Кубе, оказывать материальную помощь еврейским общинам, участвовать в восстановлении синагог, отправлять на Кубу раввинов во время еврейских праздников.
В середине 1990-х гг. на Кубе функционировали четыре синагоги, находившиеся в Гаване. В 1995 г. была открыта синагога в Сантьяго-де-Куба, где проживало около 80 евреев. В 1998 г. была освящена новая синагога в Камагуэйе, где проживают 27 еврейских семей. В условиях тоталитарного строя на Кубе не существует проявлений антисемитизма. Единственный инцидент подобного рода произошел во время Войны в Персидском заливе в 1991 г., когда толпа, состоящая из студентов из арабских стран, стала бросать камни в синагогу, но полиция немедленно вмешалась и прекратила беспорядки. Но на Кубе публикуется антисионистская литература, в то время как произведения И. Башевиса-Зингера, Э. Визеля, «Дневник Анны Франк» (см. Франк Анна) запрещены.
В тренировочных лагерях на Кубе обучались боевики из различных террористических организаций. Во время голосований в разных международных организациях Куба традиционно поддерживает антиизраильские резолюции.