Маймон Моисей

МА́ЙМОН Моисей Львович (1860, Волковишки, Сувалкская губерния, ныне Вилкавишкис, Литва, – 1924, Ленинград), русско-еврейский художник. До 13 лет обучался в хедере. Затем служил приказчиком в различных городах Литвы, беря уроки рисования. Учился также в Варшавской рисовальной школе, а в 1880–87 гг. — в Петербургской Академии художеств (соученики М. Ц. Мане, И. Гинцбург и другие), которая отметила его дипломную работу «Смерть Иоанна Грозного» золотой медалью. С 1889 г. выставлялся на академических выставках в Петербурге, а также в Москве, Варшаве, Кенигсберге, Лондоне, Амстердаме, Сент-Луисе и других. В 1893 г. был избран академиком по портретной и исторической живописи (второй еврей после И. Аскназия) за картину «Марраны» (с 1904 г. в США). Приобретение этого произведения Музеем Александра III (ныне Русский музей) было отменено двором под давлением антисемитских кругов. Сделанная с «Марранов» гравюра была популярна в еврейских домах. Свойственная этой картине классичность построения, внимание к деталям, содержательность цветовых и световых акцентов присущи всему творчеству Маймона, тяготевшему к академическому натурализму. Среди его произведений есть ряд картин на темы русской истории («Петр I редактирует «Ведомости», 1903; «Александр I у Серафима Саровского», 1904; «Иван Грозный», 1911, и другие), бытовых сцен, портретов. Известны и его полотна с еврейской тематикой: «18 апреля в горах Тюренчена» (1905, о героизме еврейских солдат в русско-японской войне), «Вечный странник» и «Опять на родине» (обе 1906, о еврейских погромах 1905–1906 гг.). Последняя была снята цензурой с выставки. Рисунки Маймона на библейские и еврейские темы 1897–1900 гг. вышли в виде альбомов «Библейские женщины», «Мужи Библии», «Картины из еврейской жизни».

В 1910–20-х гг. Маймон преподавал рисование в различных столичных учебных заведениях, а с 1919 г. также читал лекции по истории искусства евреев в Еврейском университете Петрограда (с 1920 г. Институт высших еврейских знаний, см. Санкт-Петербург). Маймон печатал статьи по искусству и воспоминания в сборниках «Ха-горен» (1898), «Ха-ган» (1900), в журналах «Восход», «Будущность» (1899–1904) и «Еврейская летопись» (1923–24), в которой была также анонсирована его неопубликованная работа «Антисемитизм в искусстве».

Смотрите также

Мандельштам Леонид

Мизрах

Мильштейн Сезар

миньян

Моше бен Я‘аков из Куси