Манхейм Карл

МА́НХЕЙМ Карл (Mannheim, Karl; 1893, Будапешт, – 1947, Лондон), немецкий социолог. Изучал философию и социологию в Берлине, Будапеште, Париже и Гейдельберге. В 1930–33 гг. — профессор социологии во Франкфуртском университете. С 1933 г. — доцент, а затем профессор Высшей школы экономических и политических наук в Лондоне, куда эмигрировал после прихода нацистов (см. Национал-социализм) к власти в Германии.

Манхейм — ведущая фигура в европейской социологии второй четверти 20 в. Вместе с Максом Шелером он положил начало социологии знания, изучающей генезис и структуру общественного сознания с точки зрения его социальной обусловленности. В работах «Структурный анализ знания» (1922), «Социология знания» (1925) и других Манхейм выступил с теорией «реляционизма», согласно которой осознание социальной реальности — не чисто интеллектуальный акт, но активность, детерминируемая жизненными отношениями, которые определяются, в свою очередь, позицией субъекта в социальной структуре. В соответствии с этим, Манхейм отрицал теоретический и научный характер феноменов идеологии и выводил их содержание из эгоистических интересов различных социальных групп. Различая в структуре общественного сознания идеологию (взгляды класса, заинтересованного в сохранении статус-кво) и утопию (убеждения оппозиционных, обездоленных слоев), а также констатируя неизбежность превращения утопии в идеологию в случае прихода последних к власти, Манхейм рассматривал историю общественной мысли как растянутый во времени конфликт классово-субъективных миросозерцаний, каждое из которых является «частичной идеологией», а их совокупность — «тотальной идеологией». Основанная на этой теории концепция деидеологизации гуманитарных и общественных наук оказала серьезное влияние на мышление интеллектуальных кругов Запада.

В работах, написанных в Англии («Человек и общество в эпоху реконструкции», 1935; «Диагноз нашего времени», 1943; «Свобода, власть и демократическое планирование», 1951, издано посмертно, и других), Манхейм подверг анализу проблемы демократии и, прежде всего, условия ее сохранения в «массовом» обществе, подверженном социальной демагогии. Основным фактором предотвращения опасности тоталитарной диктатуры Манхейм считал творческую интеллигенцию, стоящую вне классов и потенциально способную поэтому к беспристрастному познанию общественных процессов. Подчеркивая в этой связи неизбежность социальной стратификации, а следовательно, и так называемой «демократической элиты», Манхейм придавал большое значение подготовке личности к предназначенной ей социальной роли. Согласно его концепции «планирования свободы», сохранение исчерпавшего свои возможности и ведущего к ослаблению социальных связей экономического либерализма представляет угрозу для демократии. Реальную альтернативу ему Манхейм видел в широком регулировании экономики и других сфер общественной жизни демократическим государством, которое должно гарантировать права человеческой личности.

Смотрите также

Маклеф Арье Лейб

Маскин Эрик

медицина

Меир бен Барух из Ротенбурга

Моца