Медем Владимир
МЕ́ДЕМ Владимир Давидович (партийный псевдоним — Гринберг, Гольдблат; 1879, Либава, Курляндская губерния, ныне Лиепая, Латвия, – 1923, Нью-Йорк), один из лидеров и идеологов Бунда. Отец Медема — дивизионный врач (позже — статский советник). Формально оставаясь евреями, родители при рождении крестили Медема (в православие), как и других своих детей (старший брат Медема стал кадровым офицером), а сами в конце жизни приняли лютеранство. Медем рос в провинциальной военно-дворянской среде и получил сугубо христианское воспитание, оказавшее на него влияние и в дальнейшем. В годы учебы в минской гимназии благодаря окружению у Медема проявился некоторый интерес к еврейству, и он даже попытался изучать иврит. В 1898 г. поступил в Киевский университет, из которого в 1899 г. был исключен за участие в студенческой забастовке, арестован и выслан в Минск под надзор полиции. В университете Медем примкнул к социал-демократическому движению. В Минске он познакомился с Г. Гершуни, а также с членами Бунда И. Тёминым (1877–1937) и Я. Капланом, которые вели революционную агитацию среди рабочих.
Возросший интерес к еврейскому народу и чувство вины и долга перед ним привели Медема к сближению с еврейскими рабочими. Под влиянием этого психологического переворота Медем весной 1900 г. вступает в Бунд и начинает сотрудничать в его изданиях — «Дер векер», «Дер минскер арбетер» (член редколлегии) и других. В 1901 г. был арестован в Минске; заполняя в тюрьме анкету, назвал себя евреем. Выпущенный на поруки, бежал за границу. Учился в Бернском университете и занимался пропагандистской деятельностью в кружках студентов — выходцев из России. В 1903 г. был кооптирован в Заграничный комитет Бунда (Женева); в том же году представлял Бунд на 2-м съезде РСДРП, который покинул вместе с другими делегатами от Бунда — И. Айзенштадтом, В. Коссовским, М. Либером, И. Портным (1872–1941) — из-за неприятия требования о федеральном принципе построения партии. В 1904 г. в «Вестнике Бунда» опубликовал ряд статей о национальном вопросе, которые составили изданную в 1906 г. брошюру «Социализм и национальный вопрос» (многократно переиздавалась и даже была включена в советское издание «Марксизм и национальный вопрос», Харьков, 1923). Она была переведена на идиш и другие языки и сыграла важную роль в развитии еврейского социалистического движения. В ней, наряду с рассмотрением вопроса о национально-культурной автономии, был сформулирован принцип так называемого нейтрализма (то есть невмешательства Бунда в процесс добровольной ассимиляции евреев), который, несмотря на резкие возражения М. Либера и В. Коссовского, был принят Бундом в качестве официальной позиции. В 1905–1908 гг., находясь в России, Медем был одним из ведущих сотрудников и редакторов бундовских изданий «Наше слово», «Наша трибуна», «Последние известия», «Ди фолксцайтунг», «Ди хофенунг», «Дер моргенштерн» и других. Основные литературные псевдонимы Медема — Марк, М. Виницкий, Г. Раф, Бен Довид.
На 7-м съезде Бунда (1906, Лейпциг) Медем был избран в ЦК, а в 1907 г. участвовал в работе V съезда РСДРП (был членом президиума). К 1910 г. Медем начал отходить от «нейтрализма» и признал необходимость положительного отношения Бунда к национальному будущему еврейского народа. Медем одним из первых призвал еврейских социал-демократов принять участие в общинной жизни (статья «Ди идише кехиле» — «Еврейская община», 1909). Он требовал активности в решении вопросов развития школьного образования и культуры на идиш, в отстаивании узаконенного права еврейских рабочих на субботний отдых. В своих выступлениях и публицистике Медем перешел на идиш (первое выступление в 1910 г. на 8-й конференции Бунда; статьи — с 1913 г., первые два года — латинскими буквами). Хотя его нападки в печати на сионизм и еврейский национализм становились все ожесточеннее, Медем не только возобновил требование о еврейской национально-культурной автономии, но даже выступал за сотрудничество с «мелкобуржуазными» партиями и группами в деле развития культуры на идиш. В начале 1910-х гг. Медем много публиковался в русских («Вестник Европы», «День»), русско-еврейских («Еврейский мир», «Еврейское обозрение») и немецких («Нойе цайт») органах печати, а также принял активное участие в возрождении бундовской прессы, задавленной после революции (1905–1907). В 1912 г., находясь в Вене, Медем редактировал варшавский еженедельник Бунда «Лебнсфраген» (закрыт после №2), за что был в 1913 г. арестован в Ковне. После 25-месячного пребывания под следствием был в мае 1915 г. осужден на четыре года каторги, но попал в тяжелом состоянии в тюремную больницу в Варшаве, откуда был освобожден в августе вступившими в город германскими войсками. В 1915–20 гг. Медем был одним из руководителей Бунда в Польше и возглавлял еврейское светское школьное образование. Он был инициатором петиции (свыше шестидесяти тысяч подписей) к германским оккупационным властям о признании идиш официальным языком евреев и о школах с преподаванием на идиш. Когда в 1919–20 гг. в Бунде (в частности, в его Польском комитете) возобладали прокоммунистические тенденции, Медем оказался в политической изоляции из-за своей непримиримой критики большевизма и его антидемократических методов. В начале 1921 г. Медем эмигрировал в США, где сотрудничал в нью-йоркской газете «Форвертс» и других изданиях на идиш. Его мемуары «Зихройнес ун артиклен» («Воспоминания и статьи», 1917; в русском переводе «По царским тюрьмам...», Л., 1924) и особенно «Фун майн лебн» («Из моей жизни», 1–2 тт., 1923) имеют не только историческое, но и литературное значение. Многие еврейские культурно-просветительные и благотворительные организации и учреждения в Польше в 1920–30-х гг. носили имя Медема.