Мелетинский Елеазар
МЕЛЕТИ́НСКИЙ Елеазар Моисеевич (1918, Харьков, – 2005, Москва), русский литературовед, фольклорист и историк культуры. В 1940 г. окончил московский Институт философии, литературы и истории (по специальности западноевропейские литературы). В 1941 г. ушел из аспирантуры ИФЛИ добровольцем в армию, отказался от должности преподавателя на курсах военных переводчиков и служил в разведке. После выхода из окружения в конце 1942 г. находился под следствием, но был освобожден и по состоянию здоровья демобилизован (1943). В 1945 г. преподавал в Среднеазиатском государственном университете в Ташкенте и защитил кандидатскую диссертацию («Драматургия Г. Ибсена», руководитель В. Жирмунский). В 1946–48 гг. преподавал в Карельском университете (Петрозаводск). В 1949 г., во время кампании по борьбе с «космополитами», был арестован по сфабрикованному обвинению, осужден на восемь лет исправительно-трудовых работ, отбывал срок вместе со своими коллегами по ИФЛИ — Г. Померанцем и И. Фильштинским, освобожден в 1956 г. С 1958 г. работал в Институте мировой литературы (Москва), доктор филологических наук (диссертация «Происхождение героического эпоса», 1970 г.). Основные труды посвящены сравнительно-историческому анализу фольклора, мифологии и эпоса. Привлекая данные этнографии и фольклора разных народов мира, Мелетинский разрабатывал проблемы происхождения повествовательных жанров («Герой волшебной сказки. Происхождение образа», 1958; «Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники», 1963; «“Эдда” и ранние формы эпоса», 1968; «Поэтика мифа», 1976; «Миф и историческая поэтика фольклора...», 1977; «Палеоазиатский мифологический эпос...», 1979; «Средневековый роман. Происхождение и классические формы», 1983). Его труды были переведены на французский, английский и другие языки. В 1990 г. он был удостоен Государственной премии СССР.
Используя в своих работах методы структурализма и семиотики, Мелетинский соединял их социально-историческим подходом к данным фольклористики, этнографии и истории культуры, разрабатывал типологию исторических связей, существующих между произведением и социально-культурным окружением. В работах 1970–80-х гг. Мелетинский свободнее и чаще ссылался на библейскую традицию в мировой литературе, в частности, в литературе 20 в., подчеркивая в ней примат духовного начала над столь популярным в литературе модернизма обращением к подсознательному.
В годы перестройки активно участвовал в работе основанного А. Сахаровым общества «Московская трибуна», а также в создании Российского государственного гуманитарного университета и в его рамках — Института высших гуманитарных исследований, который возглавлял с 1992 г. В серии «Чтения по истории и теории культуры», выпускаемой Институтом, вышли его последние работы: «О литературных архетипах» (1994); «Достоевский в свете исторической поэтики. Как сделаны “Братья Карамазовы” (1996); «Начало психологического романа» (2002). В 1998 г. Мелетинский опубликовал книгу «Воспоминания».
Мелетинский был заместителем главного редактора и автором многих статей энциклопедии «Мифы народов мира» (тт. 1–2, М., 1980–82; 2-е изд. 1987–88), а также членом редколлегии «Истории всемирной литературы», где ему принадлежит вводная типологическая статья к средневековой литературе Ближнего Востока и Средней Азии (тт. 1–2, 1984). Мелетинский активно способствовал использованию в советской науке методов структурной антропологии К. Леви-Строса, которой посвятил статью «Мифология и фольклор в трудах К. Леви-Строса» (1985). C 1992 г. Мелетинский был главным редактором журнала «Арбор мунди», издаваемого Институтом высших гуманитарных исследований. В 1994 г. он приезжал в Израиль с лекциями, посвященными мифологизму ХХ в., выступал в Еврейском университете в Иерусалиме и в Израильской академии наук.