Менахем Мендл из Коцка

МЕНАХЕ́М МЕНДЛ ИЗ КО́ЦКА (1787, Билгорай, ныне Люблинское воеводство, Польша, – 1859, Коцк), основатель особого течения в хасидизме в Польше. Происходил из семьи талмудистов-митнагдим. Наряду с традиционным еврейским получил начальное общее образование во Львове. Увлекшись хасидизмом, стал учеником Я‘акова Ицхака ха-Леви Горовица (ха-Хозе из Люблина), затем — Я‘акова Ицхака бен Ашера Пшисухи, а позднее (1814–27) — Симхи Бунема из Пшисухи. В 1827–29 гг. был раввином в Томашуве-Любельском, в 1829 г. переехал в Коцк. Сочувствовал польскому восстанию против России (1830–31), после поражения которого бежал в Австрию, но вскоре вернулся. Принял фамилию Моргенштерн.

Еще в Томашуве вокруг Менахема Мендла сплотилась небольшая группа приверженцев, занимавшихся физическим трудом и вносивших заработанные деньги в общую кассу. Большинство из них надолго оставляло свои семьи. Их аскетический образ жизни и стремление к полной изоляции вызывали осуждение как митнагдим, так и многих хасидов, что привело к значительному сокращению числа последователей Менахема Мендла и тяжело сказалось на его душевном состоянии. Последние 20 лет жизни Менахем Мендл провел в полном уединении, в добровольной изоляции от своих близких и учеников. Менахем Мендл не оставил после себя каких-либо книг или рукописей. Сведения о его учении почерпнуты из недостаточно достоверных рассказов современников, многие из которых не знали Менахем Мендла лично. Сохранился ряд афоризмов и высказываний Менахема Мендла.

Хотя учение Менахема Мендла в определенном смысле продолжает линию классического хасидизма, в некоторых отношениях оно в корне расходится с учением основателя хасидизма Исраэля бен Эли‘эзера Ба‘ал-Шем-Това (Бешта). Менахем Мендл требовал постоянного напряжения душевных сил и непримиримой борьбы с эгоцентричной, по его мнению, любовью к миру. Предъявляя повышенные духовные требования к членам своей общины, Менахем Мендл внес в хасидизм ранее чуждые ему элементы аскетизма и элитарности. Не отвергая мирской жизни, Менахем Мендл призывал, однако, пренебречь ее заботами и посвятить себя целиком поискам истины. Согласно Менахему Мендлу, лишь углубленное изучение Торы, а в особенности — Устного Закона и Галахи, ведет к истине. Подчеркивая важность учения, Менахем Мендл частично отошел от классического хасидизма и приблизился к взглядам его противников. Вместе с тем Менахем Мендл указывал на опасность превращения учености в источник самодовольства, которое является не чем иным, как идолопоклонством. Менахем Мендл порицал распространенную среди отпрысков хасидских династий гордость своим происхождением, противопоставляя ей значение личных заслуг.

Нападки на учение Менахема Мендла прекратились через несколько десятилетий после его смерти, главным образом благодаря цаддикам из семьи Алтер (см. Гур), духовным наследникам Менахема Мендла, смягчившим аскетические крайности и элитарность этого учения. Учение Менахема Мендла оказало значительное влияние на облик хасидизма, особенно в Польше 20 в.

Хасидизм Менахема Мендла является одной из главных тем исторического романа И. Опатошу «Ин пойлише велдер» («В польских лесах», 1921).

Смотрите также

Марк Юдл

Мегиддо

Мелетинский Елеазар

миддот

Микве Исраэль