мессианские движения
МЕССИА́НСКИЕ ДВИЖЕ́НИЯ, в еврейской истории движения, вдохновляемые надеждой на приход Мессии и наступление избавления. Часто возглавлялись лицами, претендовавшими на роль Мессии. На протяжении веков, до эпохи Хаскалы, вера в Мессию и страстное желание его скорейшего прихода были неотъемлемыми чертами еврейской религии. Однако эта вера не всегда вела к возникновению активного мессианского движения, а часто носила характер пассивного ожидания, принимающего иногда мистические и аскетические формы. Так, Хасидей Ашкеназ глубоко верили в скорый приход Мессии, однако их вера не приняла форму активного мессианизма. Отрицательное отношение к активным мессианским движениям нашло еще более яркое выражение во взглядах мистика Нахманида (13 в.), который считал страдания в этом мире залогом вознаграждения в мире загробном (см. Олам ха-ба). Не отрицая веры в Мессию и избавление, он не считал ее необходимым элементом иудаизма. Отрицательное или настороженное отношение к мессианским движениям характерно и для некоторых современных течений еврейской религии, в том числе в среде ортодоксального иудаизма. Однако в отдельные периоды еврейской истории мессианские чаяния принимали форму активных мессианских движений. Одним из основных элементов еврейской мессианской веры является предвидение «родовых мук», которые будут предшествовать появлению Мессии (хевлей Машиах), — войн, гонений, голода, разрухи и т. п. Именно поэтому наиболее трагические моменты еврейской истории — крестовые походы, погромы Б. Хмельницкого и т. п. — были периодами интенсивных мессианских брожений.
Мессианские движения в древности. Некоторые историки склонны считать первым мессианским движением события, связанные со Зрубавелом, происходившим из дома Давида и таинственно исчезнувшим в 519-м или 518 г. до н. э. Народному восстанию под харизматическим руководством Хасмонеев также присущи черты мессианского движения. Политическое и религиозное брожение в правление Ирода и его преемников, а также римское владычество вызвали появление мессианских вождей. Иисус из Назарета был одним из многочисленных тогда претендентов на роль избавителя еврейского народа, казненных за это властями. За десять лет до рождения Иисуса Иехуда Галилеянин обращался к евреям с проповедями, в которых стыдил их за готовность платить налоги римлянам и подчиняться смертным владыкам, в то время как их единственный владыка — Бог. Иехуда и его единомышленник фарисей Цадок считаются основателями движения зелотов, которые в борьбе с римлянами и правлением Ирода выработали концепцию немедленного осуществления царства Божия для народа, избранного Богом. В это смутное время выдвинулось множество религиозно-политических лидеров; некоторые из них, подобно Иисусу, считались чудотворцами. Так, приблизительно в 45 г. н. э., некто Тевда (Теудас) убедил многих евреев оставить имущество и последовать за ним к реке Иордан, обещая заставить воды реки расступиться перед ними: за веру в это он сам и многие из его приверженцев поплатились жизнью. Некий еврей из Египта, приобретший репутацию пророка, взошел в сопровождении около тридцати тысяч приверженцев на Масличную гору и оттуда попытался ворваться в Иерусалим и освободить город от римлян; многие из его последователей погибли от рук римлян. По-видимому, некоторые зелоты считали Мессией Менахема, сына Иехуды Галилеянина, а другие — Шим‘она Бар-Гиору. Героизм, проявленный повстанцами во время Иудейской войны I, может быть правильно понят лишь на фоне мессианского подъема, охватившего еврейский народ в эти годы. Даже Иосиф Флавий, старавшийся затушевать мессианскую подоплеку восстания, писал: «Больше всего побуждало их к войне неясное предсказание, также встречающееся в Священном писании, что в то время некто из их страны станет владыкой мира» (Война 6:312). Свитки Мёртвого моря позволяют заключить, что мессианские надежды были в центре духовной жизни Кумранской общины.
Подавление антиримского восстания не положило конца мессианскому брожению, характеризовавшему еврейскую духовную жизнь этой эпохи, и уже через 40 лет, при императоре Траяне, еврейское восстание, во главе которого стоял мессианский лидер, охватило Египет, Киренаику и Ливию (115–117). Мессианский вождь Шим‘он Бар-Кохба (см. Бар-Кохбы восстание) возглавил антиримское восстание в Иудее в 132–135 гг., и, согласно преданию, его признал Мессией рабби Акива. В последующих поколениях основной целью мессианских движений становится чудотворное избавление еврейского народа и восстановление его былого величия. Приблизительно в 448 г. некий еврей на острове Крит объявил себя Моисеем и обещал многочисленным евреям острова при помощи чуда переправить их в Иудею; в назначенный день он приказал своим приверженцам броситься в море, и многие из них погибли.
Мессианские движения в средние века. Новый подъем мессианских движений был вызван победами арабов и установлением мусульманских халифатов. Так, примерно в 645 г. некий еврей, утверждавший, что Мессия уже явился, собрал около четырехсот приверженцев, сжег три церкви и убил местного (видимо, византийского) представителя власти. Смутьяны и их семьи были перебиты, а лидер распят. Аналогичные выступления происходили в мусульманской Испании и в соседних странах в 8–9 вв. Наиболее значительной в мессианских движениях этого периода была секта исавитов, основанная в середине 8 в. в Персии (см. Иран) Абу-Исой ал-Исфахани, который возглавил еврейское восстание и, по-видимому, погиб в бою у города Раги (современный Рей), где было разгромлено его десятитысячное войско. Секта продолжала существовать и после гибели ее основателя. В 8–9 вв. в Персии выдвинулась новая мессианская секта иудганитов. В 720-м или 723 г. под влиянием притеснений халифа Омара II некий сириец Серини (или Серенус) объявил себя Мессией, обещая восстановление еврейского царства и изгнание мусульман. Подобно Абу-‘Исе и Иудгану, он отвергал некоторые предписания раввинистического иудаизма. Схваченный властями, он был выдан евреям для наказания; его приверженцы вернулись в общину.
Во время крестовых походов зверства крестоносцев вызвали широкое движение покаяния среди евреев Балкан. В Салониках в 1096 г. евреи и христиане сообщают о появлении пророка Илии и о всевозможных знамениях и чудесах. Евреи, ожидавшие немедленного избавления, забросили свои повседневные дела и стали готовиться к возвращению в Эрец-Исраэль. Маймонид сообщает, что Мессия, творящий чудеса, объявился во Франции или Испании где-то в 1060 г., а также, что примерно в 1100 г. некий Ибн Арье под впечатлением якобы виденного им вещего сна объявил себя Мессией, за что был изгнан из общины. В первой половине 12 в. мессианские брожения охватили почти все еврейские общины. По-видимому, в 1121 г. караимский кохен (см. Караимы) Шломо объявил, что через два с половиной месяца все евреи соберутся в Иерусалиме, ибо он сам и есть тот человек, которого ожидает народ Израиля. В 1120–21 гг. мессианские волнения охватили евреев Багдада под влиянием предсказаний некоей пророчицы. В 1127 г. в Фесе скорый приход Мессии возвещал Моше Дар‘и, выдающийся талмудист, ученостью и благочестием которого восхищался Маймонид, не разделявший, однако, его мессианских иллюзий. Тогда же в еврейских общинах Северного Кавказа началось мессианское движение, распространившееся на Курдистан (см. Курдские евреи), где некий Шломо объявил себя пророком Илией. Сын Шломо, Менахем, принявший имя Давид Алрои, был объявлен Мессией. Движение было подавлено, однако через несколько лет Алрои во главе отряда приверженцев из Курдистана, Ирана и Азербайджана попытался овладеть крепостью Амадия (ныне Ирак), чтобы превратить ее в центр движения. Попытка потерпела провал, и Алрои погиб (или был казнен). Секта менахемитов, веривших в мессианское предназначение Алрои, просуществовала в Азербайджане еще несколько столетий. Около 1172 некий йеменский еврей во время попыток насильственного обращения евреев в ислам объявил себя Мессией: Маймонид в «Иггерет Тейман» («Йеменском послании») рекомендовал евреям Йемена объявить этого человека сумасшедшим и предать смерти. Тем не менее, многие местные евреи и даже арабы последовали за «мессией»: после года жизни в горах он был схвачен властями и убит.
В 1240-х гг. известия о приближении монголов вызвали подъем мессианских чаяний в Европе. В конце 13 в. каббалист (см. Каббала) Аврахам бен Шмуэль Абул‘афия считал себя Мессией или его предвестником и рассылал апокалипсические воззвания. Шломо бен Аврахам Адрет выступал против некоего «пророка из Авилы», который возвещал пришествие Мессии в 1295 г. Жестокие преследования евреев в христианской Испании в 1391 г. вызвали там мессианские брожения. В окрестностях Бургоса появился пророк, предвещавший скорый приход Мессии. На диспуте в Тортосе (см. Диспуты) в 1413–14 гг. Хасдай Крескас был обвинен в распространении слухов о рождении Мессии в одном из городов Кастилии. Падение Византии в 1453 г. вызвало подъем мессианизма во всей Европе. Среди насильственно обращенных в христианство евреев (анусим; см. Марраны) появились проповедники и проповедницы скорого прихода Мессии. Мессианские надежды были широко распространены накануне изгнания евреев из Испании как среди марранов, так и среди евреев, сохранивших верность своей религии. Даже после изгнания евреев многие испанские марраны продолжали выражать эту надежду, за что преследовались инквизицией.
Мессианские движения в 16–18 вв. 16 в. был ознаменован многочисленными мессианскими брожениями. В 1500–1502 гг. Ашер Леммлейн проповедовал покаяние и возвещал близкий приход Мессии. С конца 15 в. слухи и письма из Иерусалима свидетельствовали о мессианских чаяниях среди евреев Святого города и их надежде на возвращение колен исчезнувших. Овадия Бертиноро верил в существование еврейского царства за чудесной рекой Самбатион. Вызванные открытием Нового Света надежды на обнаружение исчезнувших колен, которые придут на помощь своим угнетенным собратьям, укрепились благодаря Давиду Реувени, объявившему себя отпрыском царского дома колена Реувена, которое якобы готово прийти на помощь европейским странам в борьбе с мусульманами и освободить таким образом Эрец-Исраэль (см. также Шломо Молхо). В те же годы мессианские надежды многих евреев были связаны с деятельностью Мартина Лютера, в котором видели человека, пришедшего проложить путь Мессии постепенным отвращением христиан от их якобы идолопоклоннических веровании и обычаев.
В Цфате, в каббалистических кругах Ицхака Лурии и Хаима Витала, мессианские чаяния достигли высокого накала. Лурия верил, что в нем живет душа Мессии, сына Иосифа, и видел свое предназначение в том, чтобы подготовить пришествие Мессии, сына Давида, путем мистического исправления душ. По его вычислениям, мессианская эра должна была наступить в 1568 г. После смерти Лурии Хаим Витал объявил себя Мессией, сыном Иосифа, и проповедовал близкое пришествие Мессии, сына Давида. В 1574 г. Аврахам Шалом, объявивший себя Мессией из дома Давида, велел Виталу отправиться в Иерусалим и там ждать его в течение двух лет.
Мессианские чаяния каббалистов Цфата вдохновили в 1660-х гг. мессианское движение Саббатая Цви, которое затронуло большинство еврейских общин и вобрало в себя многие аспекты предыдущих мессианских движений. Однако приверженцы Саббатая Цви претерпели горькое разочарование, когда их лидер, устрашившись наказания, перешел в ислам, и большинство из них оставили движение. Антиномические и оргиастические элементы саббатианства дискредитировали движение в глазах широких масс.
Лишь незначительные группы евреев сохранили верность Саббатаю Цви. После его смерти некоторые из его последователей объявляли себя Мессией: Михаэль Аврахам Кардозо и Мордехай бен Хаим из Эйзенштадта (1650–1729), прозванный Мохиах (Обличитель). Лейбеле Просниц (Иехуда Лейб бен Я‘аков Холлешау; 1670?–1730) проповедовал своеобразную версию саббатианства. Часть саббатианцев приняла ислам, образовав секту дёнме. В 18 в. мессианское движение Я‘акова Франка носило печать нигилизма, вседозволенности и разрыва связи между мессианизмом и Эрец-Исраэль.
Ученые расходятся во мнениях по вопросу — связано ли возникновение хасидизма с мессианскими чаяниями или, напротив, представляет собой реакцию на мессианизм. Хасидизм провел разграничение между мессианской идеей избавления народа, которое целиком зависит от воли Бога, и личным избавлением, зависящим от усилий индивидуума.
В новое время представители Хаскалы и реформизма в иудаизме склонны были рассматривать свою деятельность по распространению чистого и рационального монотеизма как своего рода мессианское движение. Л. Цунц называл Мессией европейскую революцию 1848 г. Многие евреи, отошедшие от религии, видели светские освободительные движения 19 в. в ореоле мессианизма. М. Бубер связывал активное участие евреев в современных революционных и освободительных движениях с мессианскими традициями еврейства.
Сионистское движение (см. Сионизм) и создание Государства Израиль в значительной степени являются секуляризированными проявлениями мессианского движения. Именно этим во многом объясняется как само возникновение сионистской идеи, так и ее успех. Даже нерелигиозный сионизм, в том числе сионистское рабочее движение, носит черты, издавна присущие мессианским движениям: стремление к национальному освобождению и социальной справедливости, веру в конечную победу добра над злом. Д. Бен-Гурион усматривал в слиянии социализма с сионизмом путь к осуществлению мессианских идеалов древних пророков Израиля и верил, что реализация этих идеалов в Государстве Израиль сделает страну «светочем для народов». Эти черты мессианских движений, присущие сионизму, обусловили отрицательное отношение к нему со стороны некоторых представителей ортодоксального иудаизма как в диаспоре, так и в самом Израиле (Агуддат Исраэль в период, предшествовавший Катастрофе; Наторей карта; Сатмарские хасиды и др.). С другой стороны, еще в 19 в. в рамках ортодоксального иудаизма возникла идея, что избавление находится в руках самого еврейского народа, возвращение которого в Эрец-Исраэль должно стать началом избавления, заключительным этапом которого будет приход Мессии (см. Иехуда Алкалай, Цви Хирш Калишер, Аврахам Ицхак ха-Кохен Кук). Эта концепция легла в основу идеологии религиозного сионизма (см. Мизрахи, Ха-По‘эл ха-мизрахи, Национальная религиозная партия, Бней-‘Акива). Религиозное поселенческое движение Гуш Эмуним видит в заселении Иудеи, Самарии и полосы Газы деятельность, прямо направленную на осуществление мессианских чаяний. Некоторые представители как религиозного, так и нерелигиозного сионизма видят в этой позиции профанацию мессианских идеалов (И. Лейбович) или предостерегают против мессианских движений, неизбежно ведущих к краху иллюзий и разочарованию (Г. Шолем).
Тем не менее, во все периоды еврейской истории мессианские движения служили мощными стимуляторами исторической активности народа, вдохновляя его на героические действия и самопожертвование.