Мал’ахи
МАЛ’АХИ́ (מַלְאָכִי, буквально `Мой посланник`; в русской традиции Малахия), пророк, именем которого названа 12-я (последняя) книга малых пророков Библии. В книге Мал’ахи можно выделить шесть тематических частей. Книга Мал’ахи начинается с противопоставления возлюбленного Богом Израиля ненавистному Ему Эдому (Мал. 1:2–5). Затем следует упрек священникам, бесславящим Господа своим небрежением в отправлении культа, и проклятие за отступление от пути Завета (1:6–2:10). Следующая инвектива направлена против развода с еврейскими женами ради женитьбы на нееврейках (2:11). Такое действие трактуется как «унижение святыни Господней», ибо Бог «был свидетелем между тобою и женою юности твоей» (2:14). Четвертая часть открывается упреком тем, кто сомневается в правосудии Господнем (2:17), и обещанием скорого прихода Божьего посланца, который предварит появление Самого Бога Израиля в Его храме, грядущего как очистительный огонь и праведный судья (3:1–4). В пятой части (3:5–12) Израиль обличается в неуплате храмовой десятины: Израиль обкрадывает своего Бога и оттого страдает от нашествий саранчи, засух и неурожаев. Пятая часть заканчивается обещанием вознаградить Израиль изобилием, если он не будет уклоняться от уплаты десятины. Шестая часть (3:13–24) обещает вознаграждение «благоговеющим» и наказание «надменным» в день Господень, когда свершится суд. Перед наступлением этого страшного дня Господь пошлет пророка Илию, «и он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, дабы не пришел Я и не поразил землю истреблением».
Подобно Хаггаю и Зхарии, книга Мал’ахи выражает новый взгляд на пророчество на его последнем этапе, после пленения вавилонского. Три основных объекта критики Мал’ахи — вырождение священничества, браки с нееврейками и небрежение народа в уплате храмового налога — служат объектами нападок также в книгах Эзры (9:2; 10:3, 16–44) и Нехемии (10:31, 33–40; 13:10–14; 23–29). Факт, что нападки Мал’ахи на смешанные браки не несут на себе влияния аналогичных инвектив Эзры, позволяет заключить, что книга Мал’ахи была составлена раньше книги Эзры, видимо, в 5 в. до н. э. Возвещение прихода Илии и наступления мессианской эры (см. Мессия) — мотив, в зачаточной форме присутствующий у Иехезкеля и центральный в книге Даниэля, — делает книгу Мал’ахи предшественницей жанра апокалипсиса (см. Апокалиптическая литература). Некоторые комментаторы воспринимают имя Мал’ахи как нарицательное (`Мой посланник`), и часть из них (см. Таргум Ионатана, Иероним и др.) отождествляют Мал’ахи с Эзрой.