Мийо Дариюс
МИЙО́ Дариюс (Дарьявеш; Milhaud, Darius; 1892, Экс-ан-Прованс, Франция, – 1974, Женева), композитор и дирижер. Семья Мийо считала себя потомками первых евреев, поселившихся на юге Франции после разрушения Второго храма в 70 г. н. э. Ребенком Мийо играл на скрипке; в 1909–16 гг. учился в Парижской консерватории у К. Леру, А. Жедальжа, Ш. М. Видора (теория музыки), П. Дюка и В. д’Энди (композиция и дирижирование). Первые сочинения написал в 1910 г. В годы учебы познакомился с композитором Э. Сати, писателями Ж. Кокто и П. Клоделем, который, став послом в Бразилии (1917–18), сделал Мийо своим секретарем. По возвращении из Бразилии Мийо, его соученики А. Онеггер и Ж. Орик, а также Ф. Пуленк, Д. Дюрей и Ж. Тайфер образовали так называемую Шестерку — творческое содружество, которое сыграло заметную роль в музыкальной жизни Франции, противостоя романтическим излишествам вагнеризма и чрезмерной утонченности импрессионистов. Содружество стремилось создавать музыку, понятную рядовым слушателям. В 1936 г. Мийо примкнул к Народной музыкальной федерации, написал (с соавторами) музыку к драме Р. Роллана «14 июля» и ставший популярным хор «Рука, протянутая всем» (на стихи Ш. Вильдрака; впервые исполнен в 1937 г. на Всемирном конгрессе Ассамблеи против расизма и антисемитизма). В 1940 г. бежал из оккупированной нацистами Франции в США, где стал профессором композиции в Миллс-колледж (Окленд, Калифорния). В 1945 г. вернулся на родину, стал профессором Парижской консерватории (с 1956 г. также член Академии изящных искусств и с 1966 г. — президент Национального музыкального комитета).
Как композитор Мийо отдавал предпочтение сценической (опера, балет, театр, кино) и виртуозной музыке (33 концерта для различных инструментов), добиваясь ярких художественных эффектов нарядной оркестровкой и политонализмом (красочным совмещением различных ладотональностей). Мийо — продолжатель национальных традиций французской, особенно — южнофранцузской музыки, впитавшей и преломившей некоторые черты итальянской и испанской музыкальных культур, что позволяет относить его к так называемой средиземноморской школе (получившей своеобразное развитие в музыкальной культуре современного Израиля). Среди свыше 400 сочинений композитора есть произведения, вдохновленные провансальским народным мелосом («Провансальская сюита», 1936, «Карнавал в Эксе», «Четыре народные песни Прованса» и другие), интонациями музыки Южной и Северной Америки (в том числе негритянского джаза) — сюита «Бразильские города», балеты «Бык на крыше», 1919 и «Сотворение мира», 1923, еврейским фольклором — (преимущественно сефардским /см. Сефарды/) «Еврейские народные песни», 1925, «Семь танцев Эрец-Исраэль», 1946, и другие.
Называя себя «французом из Прованса иудейской веры», Мийо значительное место уделял в своем творчестве еврейским традиционным и современным сюжетам и образам: «Псалмы для солистов и хора» (1918–21), «Гимн Сиону» (1925), опера «Эстер из Карпантра» (1925; либретто А. Люнеля, 1892–?), квартет «Царица Савская» (1939), «Барух ха-Шем» (1944) и «Каддиш» (1945) для хора и оркестра (тексты на иврите), хореографическая сюита «Сны Иакова» (1949), фортепианная сюита «Семисвечник» (1951), музыка к спектаклю «Саул» (1954), опера «Давид» (1953, либретто А. Люнеля; написана но заказу Министерства образования и культуры Израиля для фестиваля в Иерусалиме, на котором Мийо присутствовал в 1954 г.), балет «Моисей» (1957), кантата «Бар-мицва» (1960–61 — к 13-летию провозглашения Государства Израиль), «Ода Иерусалиму» для оркестра (1973, впервые исполнена в Израиле), «Ани маамин» (последнее сочинение, 1974) и многие другие. Среди произведений о Катастрофе — кантата «Огненный замок» (1954), посвященная памяти племянника Мийо, погибшего в гитлеровском концентрационном лагере.
Мийо — автор книг «Этюды» (1927), автобиографических повестей «Заметки без музыки» (1949, дополненное издание — 1963), «Заметки о музыке» (1953) и других.