Мордехай
МОРДЕХА́Й (מָרְדְּכַי, также מָרְדֳּכַי, Мордохай; в русской традиции Мардохей), главный персонаж (наряду со своей племянницей и приемной дочерью Эсфирью) библейской книги Эсфирь (см. также Мегилла). Согласно этой книге, излагающей предание о спасении еврейского населения персидской державы, Мордехай был правнуком Киша из колена (см. Колена Израилевы) Биньямина (2:5). Так как имя Киш встречается в Библии лишь однажды в качестве имени отца царя Саула, также принадлежавшего к колену Биньямин, можно предположить, что Мордехай происходил из рода Саула. Согласно книге Эсфирь, Мордехай жил в Сузах (Шушане), столице персидского царя Ахашвероша, то есть Ксеркса. Имя Мордехай — производное от имени вавилонского бога Мардука (вавилонские имена были нередки среди евреев этой страны, в том числе среди потомков Давида — см. Зрубавел).
Когда Эсфирь была выбрана царем Ахашверошем для своего гарема, Мордехай велел ей не открывать царю своего происхождения (Эсф. 2:10). Так как Мордехай «сидел у ворот царских» (там же, 2:21), то есть был одним из придворных (ср. Дан. 2:49), он мог ежедневно справляться о благополучии Эсфири (2:11). Узнав о готовящемся покушении на царя, он сообщил об этом царю через нее; заговорщики были казнены, а заслуга Мордехая занесена в царские анналы (Эсф. 2:21–23). Когда царь возвысил над всеми Хамана (в русской традиции Аман), потомка царя амалекитян Агага (I Сам. 15:8–33), Мордехай отказался кланяться этому вельможе (Эсф. 3:1–5), видимо, помня о существующей между евреями и амалекитянами вечной вражде (Исх. 17:14–16; Втор. 25:17–19). Хаман решает отомстить не только Мордехаю, но и всем евреям персидской державы, убедив царя распорядиться об их истреблении в назначенный заранее день (Эсф. 3:6–15). Мордехай просит Эсфирь вступиться за свой народ: «Не думай, что ты одна спасешься в доме царском из всех иудеев. Если ты промолчишь в это время, то свобода и избавление придут для иудеев из другого места, а ты и дом отца твоего погибнете» (там же, 4:13–14). Тем временем царь, вспомнив об услуге, оказанной ему Мордехаем, приказал Хаману облечь Мордехая в царские одежды, вывезти его на царском коне на главную площадь и провозгласить о милости царя к нему (6:6–11). В конце концов был издан новый указ, разрешающий евреям обороняться, Хаман казнен на виселице, которую соорудил для Мордехая, его имущество отдано Мордехаю, назначенному визирем, а враги евреев во всем персидском царстве преданы в их руки. В память об этих событиях Мордехай установил двухдневный праздник 14 и 15 адара (Эсф. 9:22; см. Пурим). Во времена Хасмонеев 14 адара назывался «днем Мордехая» (II Мак. 15:36).
В клинописных табличках конца царствования Дария I или начала царствования Ксеркса упоминается чиновник по имени Мардука, которого некоторые исследователи идентифицируют с библейским Мордехаем. Существует также предположение, что место, занимаемое евреями в документах семьи Мурашу (эпоха правления наследников Ксеркса — Артаксеркса I и Дария II), в противоположность отсутствию всякого упоминания о них в более ранних документах, соответствует сообщению Библии, что Мордехай «искал и достиг добра народу своему» (10:3).
В Аггаде Мордехай выступает как пророк (см. Пророки и пророчество) и иногда идентифицируется с Мал’ахи (Мег. 12а). Извещенный пророком Илией об антиеврейском указе царя, Мордехай попросил трех мальчиков сказать ему последний выученный ими библейский стих; все процитировали разные стихи, однако в каждом из трех содержалось пророчество, что Израилю не следует опасаться обращенных против него козней (Мег. 16а). Мордехай стал царем евреев (Эстер Р. 10:12) и чеканил монету, на одной стороне которой были изображены власяница и пепел, а на другой — золотой венец (Быт. Р. 39:11). Однако, снискав мирскую власть, Мордехай потерял духовную силу, потому что его политическая и административная деятельность не оставляла времени на изучение Торы; по этой причине он утратил свое первенство среди еврейских ученых, став седьмым среди них (Мег. 16б).
В определенной мере в Мордехае можно видеть прообраз придворного еврея позднейших времен. Он верно служит царю, спасает его от заговорщиков, борется с личным врагом, но в то же время не забывает о помощи своему народу и выручает его в беде.