Москва
МОСКВА́, столица Российской Федерации. Со второй половины 13 в. была столицей Московского княжества, с конца 15 в. по 1712 г. — Русского государства, с марта 1918 г. — столица РСФСР, в 1922–91 гг. — СССР. Первое упоминание о пребывании евреев в Москве относится к 15 в.: в 1472–86 гг. Исуп (Иосеф), шурин богатого крымского еврея Хози Кокоса, осуществлявшего контакты между великим князем Иваном III и крымским ханом Менгли-Гиреем, доставлял в Москву письма своего родственника. В 1490 г. в Москву прибыл «лекарь Жидовин Леон из Венеции», первый иностранный врач в Московском государстве, и был казнен после смерти своего пациента — сына великого князя. Еврейские купцы приезжали в Москву при Василии III (16 в.). При Иване Грозном им был запрещен въезд в Московское государство. В свитах Лжедмитриев I и II были и евреи, а по некоторым данным сам Лжедмитрий II был еврейского происхождения. В царствование Алексея Михайловича (1654–76) польские евреи приезжали в Москву по торговым делам. Во время русско-польской войны (1645–67) в Москве появились пленные евреи; многие из них крестились и остались в Москве. В 1670–71 гг. среди основателей Мещанской слободы были евреи, в их числе «Матюшка Григорьев-еврей», основатель дворянского рода Евреиновых. Среди других польских евреев, попавших в это время в Москву, был смоленский еврей Шафир — дед вице-канцлера при Петре I П. Шафирова (1669–1739), а также состоявшие с ними в родстве семьи Веселовских, Копьевых.
При царе Федоре (1676–82) еврейским купцам был запрещен въезд в Москву. Придворный врач царей Алексея и Федора, крещеный еврей Стефан фон Гаден (Даниил Жидовин) был казнен вместе с сыном Цви Гиршем во время стрелецкого бунта (1682). В 1712 г. Абрам Рут открыл в Москве одну из восьми отечественных аптек, разрешенных указом Петра I от 1701 г. В первые десятилетия 18 в. некоторые еврейские купцы часто приезжали в Москву, в их числе — Борох Лейбов (умер в 1738 г.; см. о нем в статье Санкт-Петербург). В Немецкой слободе постоянно проживали их служащие, в том числе зять Бороха Шмерль, выполнявший функции шохета. Значительное число евреев поселилось в Москве после первого раздела Польши (1772); так, некоторые белорусские евреи, записавшись в московское купечество, вели в Москве крупную торговлю. Среди московских евреев особой известностью пользовался Н. Ноткин. В результате жалобы московских купцов высочайшим указом 1791 г. евреям было запрещено записываться в купечество внутренних губерний. Отныне евреи могли приезжать в Москву только на определенные сроки.
После 1827 г., когда на евреев была распространена воинская повинность, постоянное еврейское население Москвы стало образовываться из солдат-евреев и их жен. В 1846 г. в Москве проживали 313 евреев (253 мужчины и 60 женщин). В 1828 г. евреям — купцам первой и второй гильдий было разрешено приезжать в Москву на один месяц, в 1832 г. евреям — купцам всех гильдий — на полгода. Они имели право останавливаться только в Глебовском подворье в Зарядье, где подвергались поборам и издевательствам со стороны московской администрации. Подворье было упразднено в 1856 г., и евреям разрешили останавливаться в любом районе города. При Александре II, когда некоторые группы евреев получили право постоянного жительства вне черты оседлости, еврейское население Москвы стало быстро расти. В 1871 г. в Москве фактически насчитывалось около восьми тысяч евреев, в 1879 г. — 13 тыс., 1880 г. — около 16 тыс. (проживавших официально — 8025 человек), 1889 г. — около 26 тыс. (3% населения), 1891 г. — 35 тыс. Получив право постоянного проживания в любой части Москвы, евреи первое время продолжали селиться в Зарядье. С середины 1860-х гг. евреи расселяются по всему городу. Коммерсанты, купцы, представители интеллигенции стали жить в Мясницкой, Сретенской, Арбатской, Тверской частях города. Отставные солдаты, мелкие торговцы, ремесленники селились в более бедных районах — Лефортове, Пятницкой и Якиманской части. Большинство евреев Москвы были выходцами из Литвы.
В 1861 г. в Москве было три еврейских молельных дома, из них два — Аракчеевский и Межевой — основаны николаевскими солдатами. В 1865 г. в Москве образовалась еврейская религиозная община. Раввином Москвы в 1865–69 гг. был Х. Берлин; казенным раввином в 1869–92 гг. был Ш. Минор, в 1893–1924 гг. — Я. Мазе (раввин Хоральной синагоги). В 1871 г. открылись первая московская синагога и талмуд-тора, в 1872 г. — Московское еврейское училище для бедных и осиротевших детей. В 1830-х гг. евреям был выделен для захоронений участок рядом с православным Дорогомиловским кладбищем. В конце 1860-х гг. был выделен другой участок под еврейское Дорогомиловское кладбище.
В 1865 г. еврейские студенты Московского университета создали кассу взаимопомощи. Национальное пробуждение, охватившее еврейскую молодежь в конце 1870-х гг. и особенно усилившееся после еврейских погромов 1881–82 гг., привело к созданию в Москве первых палестинофильских кружков, в которых активную роль играли евреи-студенты. В 1884 г. под руководством Я. Мазе был основан кружок Бней-Цион, в который входили И. Членов и А. М. М. Усышкин.
В 1891 г. 19% московских купцов первой гильдии составляли евреи, сыгравшие заметную роль в развитии банковского дела, промышленности, торговли. В 1858 г. К. Высоцкий основал чайную фирму, в 1870 г. железнодорожными подрядчиками братьями Л. и С. Поляковыми (первый из них — председатель общины; см. Поляковы, братья) был основан Московский земельный банк. В 1880-е гг. евреи, не имевшие права жительства в Москве, стали селиться в московских пригородах (в Марьиной Роще, Черкизове, Всехсвятском), где было легче избежать полицейского контроля. Первая попытка сократить еврейское население Москвы относится к 1882 г., когда с воцарением Александра III усилилась антисемитская политика. Благодаря заступничеству московских купцов и фабрикантов, доказавших, что евреи являются посредниками между Москвой и западными и южными губерниями, меры по выселению евреев не были приняты.
В 1891 г. на Солянке открылась новая синагога (ныне Московская хоральная синагога). В том же году московским генерал-губернатором был назначен великий князь Сергей Александрович, заявивший, что его главная цель — «оградить Москву от евреев»; 28 марта было опубликовано высочайшее повеление о выселении из Москвы всех евреев-ремесленников и о запрещении таковым вновь селиться в Москве, а 15 октября 1892 г. — о выселении из Москвы отставных солдат рекрутских наборов и членов их семей, не приписанных к обществам. За короткий срок из Москвы было изгнано около 20 тыс. евреев, многих из которых выслали по этапу зимой, вместе с уголовными преступниками, что привело к многочисленным смертям. Часть высланных евреев незаконно поселилась в московских пригородах. 23 июня 1892 г. была закрыта новая синагога. Прошение Ш. Минора и старосты Шнейдера о возобновлении службы повлекло их высылку из Москвы. Из 14 еврейских молельных домов в том же году восемь были закрыты. По переписи 1897 г. в Москве проживало 8095 евреев (в 1902 г. — 9339). Было запрещено проживание в Москве евреям, изучающим «фармацию, фельдшерское и повивальное искусство». В 1899 г. утверждены «московские временные правила», ограничившие приписку евреев к московскому купечеству.
В 1894 г. в Москве была образована коллегия уполномоченных Общества для распространения просвещения между евреями в России, в 1909 г. преобразованная в московское отделение общества. В 1906 г. было основано Общество распространения правильных сведений о евреях и еврействе, а в 1913 г. открыто московское отделение находившегося в Петербурге Общества еврейской народной музыки.
В усилившемся в начале 20 в. в Москве революционно-демократическом движении было много евреев: кадеты М. Герценштейн, Г. Иоллос (1859–1907; редактор московской либеральной газеты «Русские ведомости», депутат 1-й Государственной думы, убитый черносотенцами в Москве); большевики С. Гусев, З. Доссер (1882–1938; один из руководителей декабрьского вооруженного восстания 1905 г.), Розалия Землячка, З. Литвин-Седой (1879–1947; начальник штаба Пресненских боевых дружин).
Московские евреи внесли вклад в развитие русской культуры и науки и в создание различных учреждений Москвы: М. Гершензон — автор книги «Грибоедовская Москва» (1914), великолепный знаток Москвы; сестры Гнесины (см. М. Гнесин) — основатели московского музыкального училища (с 1944 г. Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных); Н. Рубинштейн (1835–81) — основатель Московской консерватории (1866); Л. Минор (1855–1942; сын Ш. Минора) — основатель и директор клиники нервных болезней при Высших женских курсах. В 1880 г. А. Саламонский (1839–1913) открыл Московский цирк; в 1883 г. А. Липскеров (1848–19?) основал газету «Новости дня». В 1886 г. в высших учебных заведениях Москвы обучалось 298 евреев-студентов, в 1912 г. — около тысячи, а в 1916 г. — около трех тысяч.
Евреи Москвы принимали активное участие в сионистском (см. Сионизм) движении. В 1910 г. в Москве было основано общество «Шеерит Исраэль», ставившее своей задачей финансирование приобретения земель в Эрец-Исраэль. В 1915–17 гг. выходил сионистский еженедельник «Еврейская жизнь» под редакцией Ш. Брумберга. В 1915 г. на частных квартирах проходила 5-я конференция сионистской студенческой организации Хе-Хавер. С октября 1916 г. в Москве выходил сионистский еженедельник на иврите «Ха-‘ам», ставший с июля 1917 г. ежедневной газетой (см. Иврит новая литература).
Во время Первой мировой войны с 1915 г. в Москву стали прибывать еврейские беженцы, которые селились в основном в пригородах, хотя правительственный циркуляр от 1915 г., фактически отменивший черту оседлости, оставил ряд районов России, в том числе Москву, закрытыми для евреев. В Москве имелось отделение Еврейского комитета помощи жертвам войны (ЕКОПО). В Богородском функционировала крупная иешива, основанная беженцами. С ноября 1914 г. на русском языке начали выходить журнал «Война и евреи» (с марта 1915 г. — «Евреи на войне»), с весны 1915 г. — еврейские еженедельники «Еврейская неделя», «Еврейская жизнь». В 1916–18 гг. выходил русско-еврейский журнал левого направления «Новый путь» под редакцией С. Кагана. В 1917 г. в Москве один раз в два месяца Л. Биск издавал «Вестник Московского еврейского общества помощи жертвам войны».
Февральская революция 1917 г. способствовала активизации всех видов еврейской общественно-политической и культурной деятельности. В 1917 г. резко возросла численность евреев Москвы (60 тыс.). В феврале 1917 г. в Москве основано торгово-промышленное общество «Ха-Боне» для поддержки строительства в Эрец-Исраэль, в марте — Главное бюро всероссийского отделения Еврейского национального фонда (во главе с И. Членовым). В апреле состоялся учредительный съезд партии Традиция и свобода, стоявшей на позиции религиозного сионизма, в мае — съезд Общества любителей древнееврейского языка, возглавляемого Х. Н. Бяликом, в июле — конференция движения Агуддат Исраэль. В 1917–18 гг. в Москве работали издательства на иврите «Омманут» и «Штыбель» (см. А. Штыбель; Книгопечатание). Летом 1917 г. Московское еврейское общество внешкольного образования и воспитания издало три номера журнала «Еврейское юношество» под редакцией Г. Антокольского. Евреи принимали активное участие в революционных событиях 1917 г., находясь в различных политических лагерях: эсер О. Минор (1861–1931; сын Ш. Минора), председатель московской городской Думы; меньшевик Г. Кипен (1883–193?) — первый заместитель председателя Московского совета; в противоположном лагере — первый большевистский комиссар Кремля Е. Ярославский; секретари московского комитета партии большевиков Р. Землячка в 1917 г., В. Загорский (1883–1919) в 1918–19 гг., И. Зеленский (1890–1937) в 1919–20 гг., И. Пятницкий (1892–1938) в 1920 г., Л. Каганович в 1930–35 гг.; председателем Моссовета в 1918–26 гг. был Л. Каменев.
Первое время после октябрьского переворота сионисты Москвы продолжали свою деятельность. С конца 1917 г. по 1919 г. в Москве существовало издательство «Сафрут», выпускавшее на русском языке книги по сионизму, переводы художественной литературы с иврита, а также сборники «Сафрут» под редакцией Л. Яффе (1918, №1-3). В январе 1918 г. было основано Палестинское мелиорационное общество «Ра‘анания». Издавались газеты сионистского направления: еженедельник «Еврейское слово» (в январе–марте), «Известия организационного бюро центрального комитета Хе-Хавер» (в апреле–июне). Летом 1918 г. в Москве проходил Всероссийский съезд еврейских общин, из 133 делегатов съезда большинство составляли сионисты; на съезде был создан общинный центр — Ва‘ад. В июне 1918 г. был образован совет палестинских обществ России — Тхият ха-арец. Издательство «Штыбель» выпустило три номера ежеквартальника на иврите «Ха-Ткуфа». 8 декабря 1918 г. в Москве состоялся первый спектакль театра на иврите «Хабима».
В 1918 г. в Москву переехал Еврейский комиссариат (Евком). Действуя как орган центральной власти, Еврейский комиссариат и Евсекция вели борьбу с сионизмом и всеми видами культуры на иврите. В июне 1919 г., на 2-й конференции районных евсекций и евкомов Москвы, была принята резолюция, призывавшая к беспощадной борьбе с сионизмом. В 1918–19 гг. были закрыты сионистские газеты (на иврите и русском языках), прекратило свою деятельность издательство Штыбеля. В июле 1919 г. власти закрыли Ва‘ад, а в октябре были арестованы некоторые московские сионисты.
20 апреля 1920 г. начала свою работу Московская конференция сионистов, фактически — 1-й съезд сионистов России после октябрьского переворота. Через два дня все делегаты съезда были арестованы, кроме престарелого раввина Я. Мазе. По дороге в тюрьму арестованные пели гимн «Ха-Тиква». В 1920 г. в Москве было создано Центральное сионистское бюро во главе с И. Чериковером, которое действовало до 1924 г. В 1920-х гг. в Москве действовали Центральное бюро организации Хе-Халуц и центры подготовки к трудовой деятельности в Эрец-Исраэль (хахшара). Будущие репатрианты жили в общежитии на Якиманке. В 1924–26 гг. издавался журнал «Хе-Халуц».
В 1925 г. была предпринята попытка остановить репрессии властей против сионистов. Два московских сиониста, И. Рабинович и профессор Д. Шор (1867–1942; с 1927 г. в Эрец-Исраэль), представили советскому правительству краткое содержание программы сионизма и просьбу освободить арестованных сионистов. Однако аресты продолжались.
В 1918–24 гг. в Москве находился Еврейский комиссариат и центр Евсекции — до роспуска в 1930 г. В 1920–38 гг. выходила на идиш газета «Эмес». В 1925–32 гг. здесь действовала еврейская секция ассоциации пролетарских писателей, издававшая на идиш журнал «Октобер» (см. Идиш литература). В 1927–37 гг. издавался ежемесячник на русском языке «Трибуна еврейской советской общественности» под редакцией Ш. Диманштейна. В Москве работала большая группа писателей и поэтов на идиш: Д. Бергельсон, Ш. Галкин, Дер Нистер, И. Добрушин, П. Маркиш, Л. Квитко, Ш. Персов и другие. В 1917 г. Н. Цемах создал в Москве товарищество «Ха-театрон ха-‘иври — Хабима» (см. «Хабима»). В 1920 г. из Петрограда в Москву переехал еврейский театр-студия А. Грановского (с 1925 г. ГОСЕТ). В 1929 г. при театре была создана студия, в 1945 г. преобразованная в Училище при ГОСЕТе. В 1918–21 гг. в Москве работал Еврейский народный университет. В 1926 г. при педагогическом факультете Второго московского университета было открыто еврейское литературно-лингвистическое отделение, готовившее учителей для еврейских средних школ; среди преподавателей отделения были Д. Гофштейн, И. Добрушин, И. Нусинов. Возглавлял отделение историк Ц. Фридлянд (1896–1940). В 1921–36 гг. в Москве действовал Коммунистический университет национальных меньшинств Запада, в который входил еврейский сектор (с обучением на идиш). В начале 1920-х гг. в Малаховке, в детской еврейской колонии (детском доме), основанной в 1919 г. (закрыта в начале 1930-х гг.), преподавали М. Шагал (рисование), И. Энгель (музыку), философ М. Каган (1889–1937; математику и столярное дело). В 1920–30 гг. в Москве действовал просветительский вечерний еврейский университет, были созданы самодеятельные театральные группы, ставившие пьесы на идиш, в том числе и театральный коллектив, выступавший в 1935–36 гг. на сцене московского клуба железнодорожников. Но уже в 1936 г. была закрыта последняя еврейская школа в Москве, а в 1937–38 гг. — большинство образовательных и культурных учреждений на идиш. В 1918–28 гг., несмотря на преследования со стороны властей, в Москве увеличилось число синагог, молельных домов. Так, к 1928 г. в городе функционировало 28 синагог и молельных домов. Весной 1918 г. было создано Московское еврейское религиозное общество (МЕРО) при Хоральной синагоге, распущенное вскоре властями и восстановленное в феврале 1925 г. В правление МЕРО входили представители московских синагог и молельных домов; оно осуществляло руководство еврейской религиозной жизнью. В 1922 г., во время кампании по изъятию церковных ценностей под предлогом оказания помощи голодающим Поволжья, в Московской хоральной синагоге были реквизированы 73 предмета из золота и два предмета из серебра. В 1923 г. была предпринята очередная попытка властей добиться закрытия Хоральной синагоги в Москве. Только после беседы раввина Я. Мазе с председателем Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) Ф. Дзержинским здание Хоральной синагоги было оставлено еврейской общине. В 1928–30 гг. в Москве были закрыты 14 синагог и молельных домов (из 18), в том числе старейшие в городе: Аракчеевский и Межевой. В 1929 г. было закрыто МЕРО, его руководители высланы из Москвы. Во время антирелигиозной кампании конца 1920-х – начала 1930-х гг., по инспирированному сверху «мнению евреев-трудящихся», 1 февраля 1930 г. было принято решение о закрытии Московской хоральной синагоги. Но после публикации в газете «Правда» статьи И. Сталина «Головокружение от успехов», осуждавшей крайности в проведении коллективизации и излишнего рвения тех, кто «снимает колокола с церквей», решением ВЦИК было отменено постановление о закрытии Хоральной синагоги в Москве. Продолжались преследования религиозных евреев. В начале января 1938 г. были арестованы раввин Хоральной синагоги Ш. И. Л. Медалье (1876–1938), члены правления синагоги во главе с председателем правления Московской религиозной общины М. Брауде. Они были обвинены в шпионаже в пользу Польши, в руководстве нелегальной сетью хедеров. В апреле 1938 г. Ш. И. Л. Медалье и несколько других арестованных были приговорены к расстрелу. В 1939 г. была закрыта синагога на Большой Бронной улице.
В 1920–41 гг. численность еврейского населения Москвы значительно увеличилась. В 1920 г. в Москве проживало около 28 тыс. евреев, в 1923 г. — около 86 тыс., согласно переписи 1926 г. — 131 тыс., в 1933 г. — 226,5 тыс., 1939 г. — 250,2 тыс. (ко времени нападения нацистской Германии на Советский Союз в июне 1941 г. еврейское население Москвы выросло). Евреи предпочитали селиться в районах, в которых до революции было значительное еврейское население: на Солянке, Маросейке, Большой Никитской, в Богородском, на Соколе (бывшее Всехсвятское), в Марьиной Роще, Черкизове. Заселялись и новые районы, расположенные на окраинах: Коптево, Петровское-Разумовское, Останкино, Давыдково. Ликвидация черты оседлости, объявление Москвы столицей, развитие промышленности были основными причинами процесса роста еврейского населения. Так, в 1926 г. евреи составляли более десяти процентов населения Кускова и Лосиноостровской, поселка Вешняки и около 20% жителей в поселках Малаховка и Перловка (в настоящее время все, кроме Малаховки, находятся в черте Москвы). Рост еврейского населения в пригородах столицы происходил более интенсивно после 1933 г., когда прописка в Москве приняла строго нормированный характер. В 1920–30-х гг. изменился состав еврейского населения Москвы. В результате массового переселения украинских евреев их численность в составе московского еврейства возросла до 80%, а литовско-белорусского сократилась до 10–15%. В дальнейшем это соотношение не менялось, незначительные изменения произошли за счет переезда в Москву небольшого числа грузинских (см. Грузинские евреи) и горских евреев.
С началом Второй мировой войны тысячи московских евреев были призваны в армию или вступили в московское ополчение. Трое евреев получили звание Героя Советского Союза за героизм, проявленный во время битвы под Москвой: С. Горелик (1913–41), Е. Дыскин (родился в 1923 г.) и Л. Паперник (1918–42). 24 августа 1941 г. в Москве состоялся всесоюзный митинг представителей еврейского народа. С 1943 г. в Москве находился Еврейский антифашистский комитет (ЕАК), в 1942–48 гг. выходила на идиш газета «Эйникайт» (орган ЕАК).
Приезд в Москву первого израильского посла Голды Меир (1948) и ее появление в Московской хоральной синагоге во время еврейских осенних праздников вызвали стихийную массовую демонстрацию евреев у синагоги. В послевоенные годы московские евреи сильно пострадали от усилившегося антисемитизма. В январе 1948 г. в Минске агентами службы безопасности был убит Ш. Михоэлс; в ноябре последовали роспуск Еврейского антифашистского комитета и закрытие газеты «Эйникайт»; в декабре было закрыто еврейское издательство «Эмес» и арестовано большинство членов Еврейского антифашистского комитета, многие из них позже были расстреляны. 28 января 1949 г. статьей в газете «Правда» «Об одной антипартийной группе театральных критиков» началась открыто антисемитская кампания против «космополитов». В 1949 г. был закрыт ГОСЕТ; в 1951 г. ликвидировано путем высылки жителей подмосковное село Давыдково, где большинство населения составляли евреи. Наивысший подъем антисемитской кампании был ознаменован «делом врачей» (см. Врачей дело). Многие московские врачи были уволены с работы, некоторые из них арестованы.
В 1943–57 гг. раввином Московской синагоги был Ш. Шлифер. С 1956 г. московская община стала издавать еврейский религиозный календарь — первое издание на иврите за 30 с лишним лет (выходит ежегодно). Тогда же раввин С. Шлифер издал молитвенник «Сиддур ха-шалом»; второе его издание осуществлено в 1967 г. раввином И. Левиным (московский раввин в 1957–71 гг.). С 1957 г. при Московской хоральной синагоге существует иешива «Кол Я‘аков».
В 1930-х гг. прекращены захоронения на Дорогомиловском еврейском кладбище (окончательно ликвидировано в середине 1950-х гг.). В 1945 г. было открыто еврейское кладбище в подмосковном поселке Салтыковка (фактически закрыто для новых захоронений с середины 1980-х гг.). Евреям был выделен участок под захоронения на Востряковском кладбище в пригороде Москвы (с 1960 г. — в черте города); с 1963 г. на этом участке не осталось мест. 4 октября 1959 г. антисемиты подожгли синагогу и домик смотрителя еврейского кладбища в пригороде Малаховка (единственное в Москве действующее в настоящее время еврейское кладбище). Во время пожара погибла жена смотрителя. Той же ночью в Малаховке были разбросаны антисемитские листовки.
В 1972 г. была закрыта синагога в Черкизове; в Москве остались две синагоги — Хоральная и в Марьиной Роще (хасидская /см. Хасидизм/; раввином в ней с 1944 г. был Н. Олевский, 1871–1966). В 1972–82 гг. раввином Москвы был Я. Фишман, а с 1983 г. — А. Шаевич. Согласно переписи населения, в 1959 г. в Москве проживало 239 246 евреев, в 1970 г. — 251 523 еврея (3,6% населения). В переписи 1979 г. число евреев не указано, по оценочным данным — 220–225 тыс. В 1959 г. (впервые после 1948 г.) в Москве были опубликованы книги на идиш — произведения Шалом Алейхема, И. Переца, Менделе Мохер Сфарима. С 1961 г. начал выходить журнал на идиш «Советиш Геймланд» под редакцией А. Вергелиса. В 1962 г. под руководством Б. Шварцера был организован Московский еврейский драматический ансамбль. В 1963 г. издан «Иврит-русский словарь» (составитель Ф. Шапиро). В 1978 г. создан так называемый Биробиджанский камерный еврейский музыкальный театр, репетиционная база которого с 1981 г. находится в Москве. В 1986 г. Московский еврейский драматический ансамбль был преобразован в Еврейский драматический театр-студию «Шалом».
Несмотря на то, что часть высших учебных заведений Москвы полностью (например, Московский государственный институт международных отношений) или частично (особенно после 1967 г.; Московский инженерно-физический институт, Московский физико-технический институт, некоторые факультеты МГУ: Институт стран Азии и Африки, механико-математический и филологический) были закрыты для поступления евреев, в Москве очень высок процент евреев с высшим образованием. В 1974/75 г. учебном году в вузах Москвы обучалось 14 985 евреев. В начале 1970-х гг. среди научных работников в Москве насчитывалось более 25 тыс. евреев. С Москвой связана деятельность многих выдающихся ученых, например, физиков В. Гинзбурга, Я. Зельдовича, Л. Ландау; химиков С. Вольфковича (1896–1980) и А. Фрумкина (директор Института физической химии АН в 1939–49 гг. и Института электрохимии в 1958–76 гг.); медика М. Авербаха (1872–1944; директор Центрального офтальмологического института в 1935–44 гг., председатель Московского общества глазных врачей); экономиста Е. Варги и других.
Большой вклад внесли евреи в развитие литературы (Б. Пастернак, Д. Самойлов, И. Эренбург, В. Гроссман), театра и кино (А. Галич, А. Таиров /Корнблит/ — создатель и руководитель Государственного московского камерного театра; Л. Леонидов — актер Московского художественного театра, художественный руководитель Государственного института театрального искусства; А. Эфрос — главный режиссер театра имени Ленинского комсомола в 1963–67 гг. и Театра на Таганке в 1984–86 гг.); музыкального искусства (пианист Э. Гилельс, скрипач Д. Ойстрах; балерина Майя Плисецкая и другие).
Для евреев Москвы характерна высокая степень ассимиляции. Если в 1871 г. считали своим родным языком идиш 96,7% московских евреев, то в 1970 г. назвали своим родным языком идиш 7,2%, русский — 92,2% и другие языки — 0,2%. В середине 1980-х гг. от трети до половины всех браков евреев Москвы — смешанные (см. Брак смешанный).
В 1957 г. контакты с израильской делегацией на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Москве способствовали подъему национального чувства советских евреев. С начала репатриации в Израиль евреи Москвы играли большую роль в борьбе за право на выезд. В марте 1971 г. у здания приемной Верховного Совета СССР состоялась первая демонстрация евреев, требовавших разрешения на выезд из Советского Союза. Такие демонстрации затем повторялись неоднократно. С 1984 г. в Москве действовало движение за получение израильского гражданства, а в 1986 г. было образовано землячество израильских граждан.
Несмотря на сопротивление властей, в 1960-х – начале 1980-х гг. происходил процесс возрождения культурной и религиозной жизни московского еврейства: на квартирах десятки преподавателей обучали ивриту, велись семинары и кружки по изучению иудаизма, еврейской истории и культуры, организовывались еврейские детские сады и воскресная школа. В 1970-х – начале 1980-х гг. в Москве выходили еврейские неофициальные издания (см. Самиздат): «Евреи в СССР» (1972–79, №1–20), «Тарбут» (1975–79, №1–13), «Наш иврит» (1978–80, №1–4). Многие из активистов борьбы за алию подверглись арестам. Суровый приговор получил в 1976 г. Н. Щаранский; в 1982 г. в третий раз был арестован И. Бегун (родился в 1932 г., в Израиле с 1988 г.).
С 1987 г., в период развития так называемой гласности и перестройки, активизировалась еврейская общественная жизнь в Советском Союзе. В Москве находились центры нескольких еврейских общественных неформальных организаций: Еврейская культурная ассоциация (ЕКА) под руководством М. Членова; Общество дружбы и культурных связей с Израилем; Иггуд ха-морим (Общество преподавателей). В августе 1989 г. в Москве состоялась конференция евреев из различных городов Советского Союза, на которой была создана Сионистская федерация советских евреев (президентом избран Л. Городецкий, родился в 1947 г.). Действовал ряд городских организаций: Московское еврейское культурно-просветительское общество, Еврейский информационный центр, культурно-религиозный центр «Маханаим» и другие. Некоторые еврейские организации были образованы с согласия или по инициативе властей: театр «Шалом» и общество при театре; Центр имени Ш. Михоэлса при Камерном еврейском музыкальном театре; Ассоциация деятелей и друзей еврейской советской культуры, издававшая с апреля 1989 г. газету «Вестник советской еврейской культуры» (дважды в месяц). Еврейские неформальные организации выпускали несколько самиздатских журналов: с 1987 г. — «Еврейский исторический альманах», с 1988 г. — «Шалом», «Информационный бюллетень по вопросам еврейской репатриации и культуры», «Вестник общества дружбы и культурных связей с Израилем» и другие. Всего в 1990–91 гг. в Москве издавалось 26 еврейских газет и журналов. Увеличилось число воскресных школ и детских садов, семинаров по еврейской истории и иудаизму, кружков по изучению иврита; некоторые из них получили официальный статус. Было организовано несколько еврейских библиотек. В конце 1988 г. в рамках Академии мировых культур создана иешива (руководитель — раввин А. Штейнзальц). В 1991 г. была вновь открыта синагога на Большой Бронной улице (раввин И. Коган, родился в 1946 г.). В 1988–89 гг. в Москве открылись отделения различных еврейских организаций: Бетара, ВИЦО, Бней-Брита. В декабре 1989 г. Всесоюзный съезд еврейских общин и организаций в Москве избрал координационный орган независимого еврейского движения Ва‘ад во главе с М. Членовым, И. Зисельсом (родился в 1946 г.; Черновцы) и С. Зильбергом (родился в 1954 г.; Рига).
Однако в этот же период проявления антисемитизма усилились и приняли разнообразные формы: антисемитские статьи в ряде периодических изданий (в том числе в журнале «Наш современник», «Молодая гвардия», «Москва»), митинги общества «Память», разрушение памятников на еврейских могилах Востряковского и Салтыковского кладбищ и т. д.
Согласно всесоюзной переписи населения 1989 г., в Москве проживало 175 168 евреев. В 1970–2004 гг. большое число московских евреев репатриировалось в Израиль или выехало в США, Германию, Канаду и другие страны мира. В эти годы в Москву переехали тысячи евреев из различных городов РСФСР или стран, образовавшихся после распада Советского Союза. По данным всероссийской переписи 2002 г., в Москве проживал 80 391 еврей. После распада Советского Союза в 1991 г. в Москве происходил бурный рост еврейских общественных организаций, учреждений культуры, просвещения, числа еврейских религиозных общин. В Москве находятся центральные учреждения общероссийских еврейских организаций: Ва‘ада России (Федерация еврейских организаций и общин России), созданного в апреле 1992 г.; с 1992 г. Всесоюзный совет еврейских религиозных общин во главе с раввином Московской хоральной синагоги А. Шаевичем. В 1993 г. в Москве состоялся учредительный съезд Конгресса еврейских религиозных организаций и объединений в России (КЕРООР), президент М. Фридман; в январе 1996 г. — учредительный съезд Российского еврейского конгресса (РЕК) — первый президент В. Гусинский, с декабря 2001 г. — Е. Сатановский. С декабря 1997 г. в Москве функционирует Федеральная еврейская национально-культурная автономия (президент М. Членов). В 1999 г. на съезде в Москве была учреждена Федерация еврейских общин России (президент М. Глуз, главный раввин Б. Лазар). В 1990-х гг. в Москве были открыты синагоги в Отрадном и на Поклонной горе.
В 1988 г. при синагоге в Марьиной Роще была основана иешива «Томхей тмимим». В 1990 г. в Москве были созданы еврейские религиозные учебные заведения: иешива «Торат хаим», Московская академия иудаики, иешива «Охолей Я‘аков», колел «Тора-ми-Сион», еврейский женский колледж «Бет-Егудит». В 2004 г. в Москве функционировали восемь еврейских средних школ — светских и религиозных и израильская школа «Бет-сефер бенлеумми».
В 1991 г. в Москве был создан Еврейский университет (в настоящее время Высшая гуманитарная школа). Изучение иудаистики осуществляется в ряде высших учебных заведений. Так, в 1998 г. при МГУ имени М. Ломоносова совместно с Еврейским университетом в Иерусалиме в Институте стран Азии и Африки был Центр иудаистики и еврейской цивилизации. При Российском государственном гуманитарном университете функционирует Российско-американский центр библеистики и иудаистики, совместный проект с Еврейской теологической семинарией и ИВО. Другим высшим учебным заведением, где осуществляется изучение иудаистики, является Государственная классическая академия имени Маймонида — филологический факультет (иудаистики и гебраистики), созданная в 1992 г. (ректор Вероника Ирина-Коган). С 1991 г. в Москве действует научно-просветительский центр «Холокост», осуществляющий различные исследовательские, издательские и образовательные проекты (сопредседатели Алла Гербер и И. Альтман). С 1994 г. действует Московский центр научных работников и преподавателей иудаистики в вузах «Сефер» (председатель Р. Капланов, директор Виктория Мочалова). Центр проводит ежегодные международные научные конференции по иудаистике, региональные и тематические семинары; с 1992 г. выходил научный журнал «Вестник Еврейского университета в Москве», с 2000 г. он выходит под новым названием «Вестник Еврейского университета. История. Культура. Цивилизация», издающийся совместно с Еврейским университетом в Иерусалиме, Еврейским университетом в Москве и МГУ.
В 1990-х – начале 2000-х гг. в Москве выходили разнообразные периодические издания, в том числе еженедельники «Еврейское слово», «Еврейская неделя», «Международная еврейская жизнь», ежемесячник «Вестник Еврейского агентства в России», журналы «Лехаим», «Алеф» и другие издания. С 1995 г. в Москве функционирует Московский еврейский общинный дом (руководитель Ирина Щербень); в марте 2001 г. был открыт Новый еврейский общинный дом на Таганке; в декабре 2001 г. — Еврейский культурный центр на Большой Никитской. Общинный центр осуществляет различные культурные, воспитательные, социальные программы. В Москве работают еврейские театральные и музыкальные коллективы, в том числе театр «Шалом» (художественный руководитель А. Левенбук), шоу-театр «Тум балалайка» (художественный руководитель М. Глуз). Культурный центр имени С. Михоэлса проводит Московские международные фестивали искусств имени С. Михоэлса.
В Москве действуют различные еврейские благотворительные (см. Благотворительность) организации. В 2002 г. в Москве была создана Ассоциация еврейских благотворительных организаций Москвы и Московской области «Гмилут хасадим».
В Москве функционируют различные организации консервативного (см. Консервативный иудаизм) и реформистского (см. Реформизм в иудаизме) направлений, в том числе молодежное реформистское движение «Нецер», московская община консервативного иудаизма, объединяющая студентов, — «Марон».
В 1990-х гг. в Москве образовались общины горских, грузинских и бухарских евреев. Была создана караимская (см. Караимы) община. В 1996 г. было образовано Караимское культурно-просветительное общество (председатель — М. Ходас).
В 1990-х гг. евреям Москвы приходилось сталкиваться с различными проявлениями антисемитизма. Так, в 1992 г. в 27 московских газетах и трех журналах регулярно публиковались антисемитские материалы. Неоднократно совершались нападения, в том числе с использованием бомб и бутылок с зажигательной смесью на Хоральную синагогу в Москве, синагоги на Большой Бронной и в Марьиной Роще.
В начале 2003 г. перед зданием московского офиса Всемирного конгресса русскоязычного еврейства состоялась демонстрация с антисемитскими лозунгами, организованная Национально-державной партией. Российские власти ведут борьбу с проявлениями антисемитизма. Так, в 2004 г. была отменена регистрация Национально-державной партии.