Нагель Эрнест
НА́ГЕЛЬ Эрнест (Nagel, Ernest; 1901, Нейштадтль, Австро-Венгрия, ныне Нове-Место, Словакия, – 1985, Нью-Йорк), американский философ науки. В 1911 г. семья Нагеля эмигрировала в США. По окончании колледжа в Нью-Йорке (степень бакалавра — 1923 г.) учился в Колумбийском университете (степень магистра в 1925 г., доктора философии — в 1930 г.). В 1930–31 гг. Нагель преподавал в Нью-Йоркском колледже, затем перешел в Колумбийский университет, где проработал до выхода в отставку (1931–70). Он получил звание экстраординарного профессора (1945) и ординарного профессора в 1967 г.
Философские взгляды Нагеля, которые он называл «контекстуальным натурализмом», близки к научному материализму и логическому позитивизму, они основываются на идеях математики и логики, а также естественных наук (в основном физики), которые допускают достаточно надежную верификацию теорий на основании практически проверяемых следствий. Нагель исследовал вопрос связи наблюдения и теории, принципы объяснения, верификационную версию теории доказательства и проблемы индукции. Параллельно он формулировал свои общие взгляды на философию. В своих работах Нагель рассматривал также вопросы методологии социальных наук, доказывая необходимость объективного научного исследования социальных проблем независимо от моральных, политических и социальных устремлений. Выступал за использование в решении социальных и политических вопросов строго научных методов, разработанных в естественных и социальных науках. Нагель затронул в своих работах и вопросы философии права.
Скептически относился к научности психоанализа. Кроме множества статей, его перу принадлежат семь книг, некоторые из них написаны в соавторстве. Нагель — автор учебника «Введение в логику и научный метод» (1934, в соавторстве с М. Р. Коэном, 1880–1947), классического труда «Принципы теории вероятности» (1939), книги «Теорема Гёделя» (1958, в соавторстве с Дж. Р. Ньюменом) и ставшей наиболее известной книги «Структура науки» (1961). Он также издал сборники статей «Суверенный разум» (1954), «Логика без метафизики» (1956), «Пересмотренная телеология и другие эссе по философии и истории науки» (1979).