Нахманид
НАХМАНИ́Д (Nahmanides; Моше бен Нахман, именуется также Нахмани или, чаще, Рамбан, רַמְבָּ״ן — акроним словосочетания рабби Моше бен Нахман; 1194, Жерона, – 1270, Акко), талмудист (см. Талмуд) и галахист (см. Галаха), библейский экзегет (см. Экзегеза), каббалист (см. Каббала), философ, поэт и врач. Нахманид был прозван также раббену (`наш учитель`) Моше Геронди — от названия города Жерона (Герона); был известен и как Бонаструг да Порта. Нахманид происходил из рода Ицхака бен Реувена Албарджелони (Барцелони; 1043–?) и был двоюродным братом Ионы бен Аврахама Геронди. Среди учителей Нахманида были Иехуда бен Якар (умер не позже 1218 г.) и Натан бен Меир из Тренкетеля. От первого Нахманид воспринял традицию тосафистов (см. Тосафот) Северной Франции, от второго — методы изучения Торы и Талмуда, применявшиеся в иешивах Прованса. Нахманид поддерживал тесные контакты с рядом видных галахистов Испании и Франции. По свидетельству Шломо Адрета, Нахманид зарабатывал на жизнь врачеванием. Хотя о иешиве Нахманида в Жероне не сохранилось сведений, многие видные галахисты следующего поколения (в том числе Ш. Адрет) были его учениками. После смерти Ионы Геронди и до своего отъезда в Эрец-Исраэль (1267) Нахманид, по-видимому, был главным раввином Каталонии. Испанские раввины последующих поколений считали его своим учителем, именуя его ха-рав ха-нееман (`верный наставник`).
Когда в начале 1230-х гг. в Монпелье разгорелась полемика о философско-религиозном учении Маймонида, Нахманид пытался найти компромисс между сторонами и разработал систему религиозного образования, включавшую изучение философии, в том числе философской части труда Маймонида «Яд ха-хазака», в пропорции, представлявшейся ему правильной. План Нахманида не был осуществлен, так как в обоих лагерях преобладали экстремисты.
Нахманид оказывал большое влияние на общественную жизнь евреев Каталонии. В 1263 г. в Барселоне арагонский король Хайме I навязал Нахманиду публичный диспут с апостатом (см. Отступничество) Пабло Кристиани, во время которого Рамбан мужественно защищал еврейскую религию (подробнее см. Диспуты). Нахманид согласился участвовать в диспуте при условии, что ему будет позволено высказываться совершенно свободно, не опасаясь кары за это. Король принял его условие, а после диспута, продолжавшегося четыре дня, с похвалой отозвался об аргументации Нахманида («Я никогда не слышал столь прекрасной защиты столь несправедливого дела») и подарил ему 300 динаров. Нахманид сам ответил королю благодарственной речью в большой синагоге Барселоны — случай, небывалый в истории. По настоянию епископа Жероны Нахманид изложил свои взгляды в книге «Сефер ха-виккуах» («Книга о диспуте»), которую епископ использовал для возбуждения судебного дела по обвинению Нахманида в хуле на христианство (1265) в существовавшем лишь в Арагоне суде папской инквизиции. Однако благодаря вмешательству короля решение суда о наказании Нахманида было отложено на неопределенное время. Доминиканцы обратились за поддержкой к папе Клименту IV, и он потребовал от короля наказать дерзкого еврея. Нахманид был вынужден бежать из Испании.
Нахманид был первым из раввинских авторитетов, провозгласившим обязанность заселения Эрец-Исраэль одним из важнейших позитивных предписаний еврейской религии. Летом 1267 г. Нахманид прибыл в Акко и поселился ненадолго в разоренном недавним нашествием монголов Иерусалиме. В письме сыну Нахманид описал бедственное положение Святого города, где он нашел всего двух евреев, занимавшихся красильным ремеслом. Страну Израиля, пребывавшую в запустении и убожестве, Нахманид уподобил матери, которая не может прокормить своих родных детей, так как предназначенную им пищу отнимают завоеватели-иноверцы; подобно роженице, дитя которой умерло, она вынуждена кормить своей грудью щенят, чтобы хоть как-то облегчить свои страдания. Нахманид восстановил в Иерусалиме общину и синагогу. В 1268 г. Нахманид вернулся в Акко и до конца жизни был духовным главой еврейской общины, став преемником Иехиэля бен Иосефа из Парижа. В Акко была обнаружена печать Нахманида, изготовленная из меди. Место погребения Нахманида точно не установлено.
Сохранилось около 50 произведений Нахманида — главным образом правовые новеллы (хиддушим) к Талмуду и письма, связанные с его общественной деятельностью. Наряду с упомянутой выше книгой «Сефер ха-виккуах» Нахманид написал «Сефер ха-геулла» («Книга избавления», примерно 1263 г.), посвященную вере в избавление. Нахманид был также автором ряда молитв и религиозных стихотворений. Сохранились тексты четырех его проповедей. В своих произведениях Нахманид осуществил синтез сефардской (см. Сефарды) культуры и ашкеназского (см. Ашкеназы) благочестия, сочетание талмудической образованности с каббалистическими учениями, а также проявил обширные познания в различных науках и христианском богословии.
Нахманид в преклонном возрасте составил свой комментарий к Пятикнижию. Большая часть его была написана в Испании и дополнена в Эрец-Исраэль. Комментарий Нахманида является наиболее полным выражением его религиозного мировоззрения. Согласно Нахманиду, Тора — источник всякого знания; в ней записано все — буквально или в виде намека. Библия не только повествует о событиях прошлого, но и предсказывает будущее. Рассказ о шести днях творения содержит пророчество о важнейших событиях последующих шести тысячелетий, а седьмой день, суббота, предвещает день Господень, который наступит по их прошествии. Рассказ о жизни патриархов предвосхищает историю всего еврейского народа. В отличие от своих предшественников, Раши и Аврахама Ибн Эзры, посвятивших свои комментарии главным образом разъяснению отдельных слов или стихов, Нахманид исследовал в основном контекст, в котором фигурируют определенные слова и выражения. Наряду со строгим филологическим анализом, Нахманид занимался поисками глубинного мистического смысла библейского повествования. Он часто пользовался аггадическими (см. Аггада) и галахическими толкованиями законоучителей Талмуда и Мидраша, однако, в отличие от Раши, подвергал эти толкования критическому анализу, сопоставляя их с библейским текстом. Нахманид критиковал даже некоторые действия библейских патриархов, казавшиеся ему несправедливыми. Истолковывая библейские законы в свете галахической традиции, Нахманид считал, что каждое предписание Библии имеет разумное основание и направлено на благо человека. С похвалой отзываясь о комментарии Аврахама Ибн Эзры, Нахманид критиковал его противоречащие традиции взгляды. Высоко ценя Маймонида, Нахманид отвергал, однако, некоторые рационалистические обоснования библейских предписаний в «Наставнике колеблющихся». Буквальное понимание библейского повествования Нахманид стремился дополнить аллегорическим. Он первым ввел в комментарии к Библии намеки на каббалу. В своих комментариях Нахманид стремился ободрить еврейский народ и внушить ему твердую веру в грядущее избавление. Комментарии Нахманида приобрели большую популярность и широко использовались позднейшими экзегетами, включая каббалистов. Впервые комментарии Нахманида были опубликованы в Риме не позднее 1480 г. Научное издание комментариев Нахманида, основанное на рукописях и ранних печатных изданиях, вышло в Израиле (Х. Д. Шевел «Китвей ха-Рамбан» — «Произведения Рамбана», Иер., 1959–63).
Комментарий к книге Иов Нахманид также написал, по-видимому, в старости. По мнению Нахманида, ответ на вопрос о страданиях праведников и процветании грешников дает вера в переселение душ (см. Гилгул). В различных произведениях Нахманида содержатся также разрозненные комментарии к другим книгам Библии, например, в «Сефер ха-геулла» (см. выше) — к отрывкам из книги Даниэль. Нахманид написал также комментарии к части книги Исайи (52:13–53:12).
Галахические труды Нахманида можно подразделить на четыре категории: правовые новеллы к Талмуду, галахические монографии, хассагот (`критические замечания`) и респонсы. Новеллы Нахманида, которые охватывают целые разделы Талмуда, — Мо‘эд, Нашим и Незикин, — представляют собой вершину галахического творчества испанского еврейства и открывают новый этап в истории его культуры. Постоянно обращаясь к трудам своих испанских предшественников (см. Шмуэль ха-Нагид, Ицхак Алфаси и другие), Нахманид, однако, использовал в основном методы, применявшиеся французскими тосафистами, и создал новый, синтетический метод изучения Талмуда в Испании, где до него галахисты ставили перед собой лишь практические цели. Не теряя из виду практического аспекта Галахи, Нахманид обратился к изучению талмудической аргументации как самоцели. Характерной «испанской» чертой галахического творчества Нахманида была постоянная работа с древними, критически выверенными текстами Талмуда. В распоряжении Нахманида имелись лучшие списки талмудических текстов, пересылавшиеся в Испанию в предыдущие 200–300 лет главами академий Вавилонии. Нахманид широко использовал писания гаонов (см. Гаон) и Иерусалимский Талмуд. Неотъемлемой частью системы Нахманида являются также учения галахистов Прованса (Аврахам бен Ицхак из Нарбонна, 1110–79; Аврахам бен Давид из Поскьера и другие).
Характерными чертами правовых новелл Нахманида являются богатство использованных источников и ясный, логический характер изложения. В своем стремлении раскрыть подлинный смысл талмудических законов Нахманид подчас выражал несогласие с мнениями гаонов и самых авторитетных галахистов прошлого (Хай бен Шрира, Ицхак Алфаси и другие). От обсуждения частной проблемы (сугия) Нахманид часто переходил к исследованию основных вопросов Галахи.
Правовые новеллы Нахманида к Талмуду публиковались в разное время; первыми были опубликованные новеллы к трактату Бава Батра (Венеция, 1523); последними — к трактатам Бава Меци‘а (Иер., 1929) и Хуллин (Н.-Й., 1955). Большинство правовых новелл Нахманида было издано между 1740 г. и 1840 г. Новеллы Нахманида приобрели широкую известность и часто цитировались ведущими галахистами, особенно сефардскими. Со времени появления новелл Нахманида в печати их влияние стало расти и среди учащихся ашкеназских иешив. В настоящее время их изучение занимает, наряду с изучением Раши, тосафот и Маймонида, важное место в иешивах польско-литовского толка.
Нахманид написал также следующие галахические монографии: «Диней де-гарме» («Законы об ущербе») — рассмотрение законов об ответственности за причинение материального ущерба; «Мишпетей ха-херем» («Законы о хереме») — о наложении и снятии херема; «Хилхот бхорот» («Законы о первенцах») и «Хилхот халла» («Законы о халле») — дополнение к сочинению Алфаси «Хилхот ха-Риф» («Постановления Рифа [рабби Ицхака ал-Фаси]»); «Торат ха-адам» («Постановления о человеке») — всеобъемлющий труд обо всех законах, касающихся больных и умирающих, траура по усопшему и т. д. (этому труду придавали большое значение позднейшие кодификаторы Галахи — Я‘аков бен Ашер, Иосеф Каро — и включали его в свои своды); «Хилхот нидда» («Законы нидды»).
Ранее других из галахических произведений были напечатаны критические работы: в 1510 г. — хассагот (`критические замечания`) на «Сефер ха-мицвот» («Книгу предписаний») Маймонида; в 1552 г. — «Милхамот Адонай» («Войны Господа») — полемика с Зрахией ха-Леви Геронди из Люнеля (1135–86), критиком сочинения Ицхака Алфаси «Хилхот ха-Риф» (см. выше); в 1745 г. — «Сефер ха-зхут» («Книга права») — в защиту Алфаси от критики Аврахама бен Давида из Поскьера. Галахические труды Нахманида оказали мощное влияние на всю последующую раввинистическую литературу.
Число сохранившихся респонсов Нахманида невелико. Многие из них написаны в ответ на запросы Шмуэля бен Ицхака ха-Сарди (между 1185 г. и 1190–1255/56 гг.), который включил их в свое сочинение «Сефер ха-трумот» («Книга пожертвований»). Некоторые респонсы Нахманида включены в книгу «Шеелот у-тшувот ха-Рамбан» («Вопросы и ответы Рамбана»), составителем большей части которой является его ученик Шломо Адрет (см. выше).
Каббала. Согласно некоторым свидетельствам, в раннем варианте своих комментариев к Пятикнижию Нахманид намеревался предпринять открытое обсуждение каббалистических вопросов, но отказался от этого якобы в результате вещего сна. Однако многие произведения Нахманида изобилуют намеками на каббалистические темы; особенно много их в комментариях к Пятикнижию, к книге Иов и в проповедях. Каббалистические идеи проступают в обсуждении Нахманидом вопросов эсхатологии в последней части галахического труда «Торат ха-адам», а также в его литургической (см. Литургия) поэзии. Единственным произведением Нахманида, полностью посвященным каббале, является комментарий к первой главе книги «Сефер иецира» (см. Каббала). Каббалисты конца 13 в. – начала 14 в. уделяли большое внимание толкованию комментариев Нахманида к Пятикнижию. Тщательное исследование каббалистических методов Нахманида осуществил Г. Шолем в книге «Возникновение и начало каббалы» (1962) и в серии лекций «Ха-каббала бе-Герона» («Каббала в Жероне», 1964).
Нахманид был исключительно разносторонним и глубоким мыслителем, сочетавшим в своих писаниях принципы рационализма и мистицизма. Активный деятель, смелый и гордый защитник еврейской религии, он не только напомнил еврейскому народу о религиозном предписании заселения Эрец-Исраэль, но и продемонстрировал личным примером возможность и плодотворность исполнения этого предписания.