Никольский Николай
НИКО́ЛЬСКИЙ Николай Михайлович (1877, Москва, – 1959, Минск), российский и советский историк религии, востоковед, специалист по истории и письменности древнего Израиля. Сын и ученик русского историка, основоположника ассириологии в России М. Никольского. Окончил Московский университет (1900). Никольский был первым историком религии, познакомившим широкие круги российских читателей с достижениями библейской критики (см. Библия. Толкование, экзегеза и критические исследования Библии). Являлся убежденным сторонником школы Ю. Вельхаузена, (перевел его «Введение в историю Израиля», СПб., 1909), выводы которого он расширил и дополнил. В условиях «духовной цензуры» в России Никольский был лишен возможности вести научную и преподавательскую работу в университетах; его деятельность протекала в рамках различных общественных организаций, он был также преподавателем Нижегородского народного университета. Во время революции 1905–1907 гг. Никольский работал в лекторской группе при Московском комитете Российской социал-демократической партии.
После большевистского переворота (1917) взгляды Никольского, в значительной мере соответствовавшие идеологии победившей партии, часто получали официальную поддержку, что облегчило его научную карьеру в годы коммунистической диктатуры. В 1918–22 гг. Никольский являлся профессором Смоленского университета, в 1920–53 гг. — Белорусского университета в Минске; в 1937–53 гг. — директором Института истории АН Белорусской ССР. Во время оккупации Белоруссии германскими войсками в годы Второй мировой войны Никольский находился в партизанском отряде. C 1946 г. — член-корреспондент АН СССР (действительный член АН БССР с 1931 г.).
В период сталинизма свои научные взгляды Никольский старался представить последовательным применением марксистско-ленинской методологии к истории религии и с этих позиций критиковал как взгляды Ю. Вельхаузена, так и современные течения в западной библеистике. Он, однако, по-прежнему подчеркивал резкое отличие социальных форм древневосточного общества от общества античного. В противоположность мнению большинства советских историков, Никольский рассматривал все государства Древнего Востока, в том числе Израильское и Иудейское царства, как формы восточной деспотии, опирающейся на чрезвычайную устойчивость сельской общины. Эти социальные формы он считал не рабовладельческими, а феодальными (позднее полупатриархальными и полуфеодальными). Пропаганде «научного атеизма» были подчинены популярные работы Никольского, посвященные поискам «социальных корней» иудаизма и христианства.
Среди работ Никольского: «Иудея при Маккавеях и Хасмонеях» (сборник «Помощь евреям, пострадавшим от неурожая», СПб., 1901; отдельное издание Т.-А., 1975); «Царь Давид и псалмы» (СПб., 1908); «Израиль и Вавилон» («Вестник Европы», части 5–6, 1910); «Древний Израиль» (М., 1911; 2-е исправленное и дополненное издание М., 1922); «Очерк разработки истории древнего Израиля в 19 веке» («История еврейского народа», т. 1, М., 1917); «Следы магической литературы в книгах псалмов» (Труды БГУ, кн. 4–5, 1923, кн. 12, 1926, Минск); «Иудейские монархии 7 в.» («Новый Восток», №5, 1924); «Талмудическая традиция об Иисусе» (Труды БГУ, кн. 6–7, 1925, Минск); «Хеттские законы и их влияние на законодательство Пятикнижия» («Еврейская старина», т. 12, Л., 1928); «Новейшие археологические открытия в Палестине» («Еврейский вестник», Л., 1928). Он написал также обширное введение «Некоторые основные проблемы общей и религиозной истории Израиля и Иудеи» к книге А. Рановича «Очерк истории древнееврейской религии» (М., 1937). К этой же области относятся популярные статьи Никольского, например, «Политеизм и монотеизм в еврейской религии» (белорусский язык, Минск, 1931).
Никольский был автором почти всех статей о Библии и иудаизме в Энциклопедическом словаре «Гранат» и многих статей на аналогичные темы в 1-м издании Большой советской энциклопедии.