Нусинов Ицхак
НУСИ́НОВ Ицхак (Исаак Маркович; 1889, местечко Чернихов, Волынская губерния, – 1950, Москва), советский литературовед и критик. Писал по-русски и на идиш. Родился в семье чиновника; традиционного еврейского воспитания не получил. В 1906 г. вступил в Бунд. В 1910 г. окончил экстерном гимназию в Варшаве. Изучал филологию в Швейцарии и Италии. В 1917 г. вернулся в Россию. В конце 1919 г. вступил в компартию; некоторое время руководил отделением Евсекции в Киеве. С конца 1920 г. был председателем Всеукраинской Култур-лиге. Основал и редактировал поэтическую серию «Лирик» (Киев, 1921, издано десять книг) совместно с Н. Ойслендером и Д. Гофштейном. В 1922 г. переехал в Москву. В 1924 г. защитил диссертацию на тему «Проблема исторического романа. В. Гюго и А. Франс» (опубликована в 1927). С 1925 г. преподавал историю еврейской и западноевропейской литературы на отделении еврейской литературы в Западном университете в Москве и историю еврейской литературы 19 в. на еврейском отделении факультета лингвистики Второго МГУ. В конце 1920-х и в 1930-х гг. был профессором истории западной литературы в Институте красной профессуры, заведовал кафедрой еврейской литературы в Московском педагогическом институте имени Бубнова, был действительным членом Института литературы и искусства при Коммунистической академии и Института еврейской пролетарской культуры при Украинской АН. Опубликовал множество литературоведческих статей в периодических изданиях на идиш — «Эмес», «Штерн», «Ди ройте велт» и др. Писал статьи по теории литературы для БСЭ и Литературной энциклопедии (тт. 1–9, 11; 1929–39), в редколлегию которой входил. Нусинов был сторонником социологического метода в литературоведении, заключающегося в методологических принципах изучения форм взаимодействия литературы как социального явления. Для Нусинова характерны стремление раскрыть общественно-историческую значимость писателя и его героев, богатство философских ассоциаций, полемическая острота. В полемике с В. Переверзевым, Д. Лукачем, М. Лифшицем, развернувшейся в 1930-х гг., Нусинов был обвинен в так называемом «вульгарном социологизме» — одностороннем истолковании марксистского положения о классовой обусловленности идеологии и культуры и в схематизации подхода к литературному процессу. Среди его трудов: статьи о еврейских писателях, писавших на идиш (И. Л. Перец, Шалом Алейхем, Менделе Мохер Сфарим, П. Маркиш), книги о русских писателях «Л. Н. Толстой, М. Горький, А. П. Чехов» (1930, на идиш), «М. Горький» (1932 — на идиш, 1933 — на русском языке), «Леонид Леонов» (1935, на русском языке), «Теория литературы» (1926), сборник литературно-критических статей «Проблемн фун дер пролетаришер литератур» («Проблемы пролетарской литературы», 1932), исследование по истории литературы «Вековые образы» (1937), в котором он отказался от некоторых «вульгаризаторских» положений, и др. Его «История еврейской литературы на идиш», включенная в издательский план на 1927 г., так и не вышла в свет, а сборник статей «История литературного героя» (М., 1958) и сборник «Избранные работы по русской и западной литературе» (М., 1959) были опубликованы посмертно. Во время Второй мировой войны был активистом Еврейского антифашистского комитета.
Нусинов был первой жертвой обвинений деятелей еврейской культуры в космополитизме (см. «Космополиты»). Поводом для нападок послужила его книга «Пушкин и мировая литература» (1941), в которой он исследовал влияние классиков западноевропейской литературы на Пушкина. В 1949 г. был арестован; погиб в заключении. Впоследствии посмертно реабилитирован.
Нусинов Илья Исаакович (1920, Киев, – 1970, Москва), сын Нусинова, советский драматург, создавший в соавторстве с С. Лунгиным (1920–96) ряд пьес (в том числе «Гусиное перо», поставлена в Московском театре имени М. Ермоловой, 1965; «Гвозди», 1966; «История одного покушения», 1966; «Пеппи Длинный Чулок», 1969) и сценариев фильмов («Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», 1964; «Телеграмма», 1970; «Внимание, черепаха!», 1970, главный приз за детский фильм на 7-м Международном кинофестивале в Москве; «Жил певчий дрозд», 1971; и др.), отличающихся острой драматичностью, юмором и яркостью диалогов.