Нью-Йорк

НЬЮ-ЙО́РК, город на севере Атлантического побережья Соединенных Штатов Америки. Наиболее населенный, важнейший экономический и культурный центр страны. Нью-Йорк — город с самым большим в истории еврейским населением. В границах так называемого Большого Нью-Йорка (включая пригороды Нассо, Саффолк, Рокленд и Уэстчестер) в 1986 г. проживало около 1 млн. 742 тыс. евреев.

Первые евреи (23 человека) прибыли в Нью-Йорк (тогда Новый Амстердам — центр колонии Новые Нидерланды, находившейся под управлением голландской Вест-Индской компании) в 1654 г. из Бразилии после того, как Португалия отвоевала у Нидерландов округ (капитанство) Пернамбуку. В 1655 г. в город прибыла группа евреев из Нидерландов. Губернатор колонии хотел выслать из Нью-Йорка обе группы, но руководство Вест-Индской компании разрешило им остаться. Первое время евреи были ограничены в правах. Им было запрещено заниматься мелкой торговлей вразнос («педдлинг»; см. Коробейничество), владеть землей, нести военную службу, вместо которой они должны были платить специальный налог. Евреям разрешалось молиться в своих домах, но запрещалось строить синагогу. В 1655 г. городские власти по просьбе евреев отвели им участок земли под кладбище. В 1657 г. почти все ограничения были отменены, евреи получили основные гражданские права и право владеть землей, вести мелкую торговлю, однако продолжал действовать запрет на публичное богослужение. В 1664 г. англичане завоевали Новый Амстердам (тогда же город переименован в Нью-Йорк). Положение евреев не изменилось, а в 1686 г. им было разрешено публичное богослужение. На плане Нью-Йорка, составленном в 1695 г., указана синагога. Первая известная еврейская конгрегация в Нью-Йорке «Шеэрит Исраэль» была образована в 1706 г., в 1730 г. было завершено строительство ее синагоги.

В 17–18 вв. еврейское население Нью-Йорка было немногочисленным. В 1700 г. в городе проживало семнадцать еврейских семей, то есть около ста человек (2% населения), в 1734 г. — девятнадцать семей (1,28%), большинство из них — сефарды, в основном из Вест-Индии. Одним из главных занятий евреев в конце 17 в. – начале 18 в. была заморская торговля. Купцы-евреи вывозили хлеб, какао и шоколад, а ввозили драгоценности, табак и рабов. Евреи занимали монопольное положение в торговле имбирем и другими пряностями. Наступивший в середине 18 в. спад в заморской торговле привел к увеличению числа евреев, занимавшихся внутренней торговлей и ремёслами.

Постепенно евреям были предоставлены все гражданские и политические права. В 1700 г. на официальных представителей еврейской общины распространились привилегии, предусмотренные для гражданских и военных служб. Евреи получили избирательные права. Многие были выбраны на различные официальные должности (чего не было в других английских колониях в Америке); для них христианская присяга, необходимая при вступлении в должность, часто облегчалась или отменялась. Некоторые занимали весьма высокие посты (например, Р. Пачеко, умер в 1749 г.; в 1731 г. стал агентом колонии, представлявшим ее интересы в английском парламенте). Если евреи — уроженцы колонии пользовались всей полнотой прав, то положение евреев-иммигрантов было значительно хуже: им запрещалось заниматься многими видами деятельности, в том числе торговлей. Путем значительных усилий некоторым из них удалось добиться гражданства (47 человек получили гражданство с 1688 г. по 1770 г.).

При еврейской общине существовала школа, в которой наряду с религиозным воспитанием велось обучение различным предметам на английском языке, причем дети из неимущих семей учились бесплатно. Община пыталась бороться с сильными в Нью-Йорке ассимиляторскими тенденциями (см. Ассимиляция); в 1758 г. было принято постановление, грозившее херемом лицам, нарушающим кашрут и субботу, но ассимиляция продолжалась. Многие представители наиболее известных сефардских семей Нью-Йорка вступили в браки смешанные. Это привело к сокращению численности еврейского населения города накануне Войны за независимость колоний (1775–83). Другой причиной уменьшения числа евреев Нью-Йорка было их переселение в Род-Айленд и в Пенсильванию (в основном в Филадельфию).

Большинство евреев Нью-Йорка, как и других колоний в Америке, занимали антианглийские позиции во время Войны за независимость, понимая, что победа колоний упрочит их гражданское и политическое равноправие. Значительная часть евреев Нью-Йорка во главе с раввином Г. М. Сейхасом (Сейксасом; 1746–1816) покинула город накануне его оккупации английскими войсками в сентябре 1776 г. Нью-йоркские евреи воевали в американских войсках, среди них были и офицеры. Банкир Х. Саломон (1740–85; однажды был арестован англичанами по обвинению в шпионаже) оказал финансовую помощь молодому государству, предоставив генералу Дж. Вашингтону заем в размере 240 тыс. долларов. Но была и небольшая группа сторонников англичан, читавшая благодарственные молитвы в синагоге по случаю английской оккупации города.

Победа американской революции принесла с собой ряд существенных изменений. Гражданские права, прежде зависевшие от прихоти администрации, были зафиксированы в конституции штата Нью-Йорк. Перед евреями открылись возможности различных видов деятельности, в том числе адвокатуры; они были среди основателей нью-йоркской фондовой биржи. Накануне англо-американской войны 1812 г. в Нью-Йорке проживало около 500 евреев, многие участвовали в войне.

Победа реакции в Германии после разгрома Наполеона привела к резкому увеличению эмиграции евреев в США и особенно в Нью-Йорк. То же повторилось после поражения революции 1848 г. в Германии и Австро-Венгрии. В 1847 г. еврейское население Нью-Йорка составляло пятнадцать тысяч, в 1860 г. — около сорока тысяч человек (4% населения). В эти годы наряду с немецкими и австрийскими евреями, хотя и в меньшем числе, сюда прибывают евреи из российской части Польши.

В отношениях между вновь прибывшими и старожилами, в большинстве сефардами, возникали трения. Сефарды смотрели свысока на новых американцев, а последним был чужд сефардский ритуал общины «Шеэрит Исраэль». В 1825 г. группа ашкеназов вышла из «Шеэрит Исраэль» и организовала конгрегацию «Бней Иешурун»; в 1828 г. была создана община «Аншей хесед». Впоследствии были образованы и другие общины. Первое время финансовое положение новых общин было весьма тяжелым, даже богослужение совершалось в маленьких тесных комнатах. Но по мере роста благосостояния новых иммигрантов происходило быстрое развитие общин, строились новые синагоги. В результате деятельности раввинов из Германии (М. Лилиенталя и Л. Мерцбахера, 1810–56) усилились реформистские тенденции (см. Реформизм в иудаизме). Но в целом Нью-Йорк оставался одним из оплотов ортодоксального иудаизма, и М. Лилиенталь был вынужден переехать в Цинциннати. Евреи Нью-Йорка создали разветвленную систему благотворительных организаций: в 1802 г. была основана Хеврат хесед ве-эмет, существующая по сей день. В 1826 г. конгрегация «Бней Иешурун» создала общество Гмилут хесед. В 1822 г. было организовано Еврейское благотворительное общество, а в 1845 г. — Немецкое еврейское благотворительное общество, объединившиеся в 1858 г. в Еврейское благотворительное убежище для сирот. Создавались землячества. В 1843 г. в Нью-Йорке была учреждена всемирная организация Бней-Брит. В 1852 г. был создан Еврейский госпиталь, который в 1866 г. стал называться «Маунт Сайнай». Основывались молодежные организации: землячества Молодые люди из Германии, Польские молодые люди, военизированная Юношеская организация имени Лафайета; общества по изучению еврейской культуры, из которых наиболее известно Молодежное общество литературы на иврите. Начали выходить еврейские периодические издания, первым из которых был ежемесячник «Джу» (1823–25); в 1849–58 гг. Р. Лион (Лайон, 1810–58) издавал еженедельник «Эсмониэн», раввин С. Айзеке (1804–78) — еженедельник «Джуиш мессенджер», стоявший на позициях ортодоксального иудаизма. Многие еврейские дети учились в общественных школах, с 1842 г. утративших религиозный характер. Общины организовывали и свои школы, в которых религиозное обучение сочеталось со светским. В 1854 г. было семь таких школ.

Евреи Нью-Йорка занимались в основном торговлей и ремеслами, владели небольшими магазинами и мастерскими. Было среди них несколько крупных банкиров и предпринимателей: Зелигман, Натан, Лазарус. Евреи зачастую занимали невысокие государственные и выборные должности, однако были и исключения, например, А. Кардозо (1828–85), член Высшего гражданского суда; М. Ноах, американский консул в Тунисе, а затем инспектор порта Нью-Йорк, автор утопического плана создания в штате колонии Арарат — убежища для евреев всего мира.

Во время гражданской войны в США (1861–65) евреи Нью-Йорка поддержали правительство А. Линкольна. В войне, по неполным данным, участвовало 1996 евреев Нью-Йорка, некоторые в чине полковника. Солдаты и офицеры-евреи служили в различных частях армии северян, но было также воинское подразделение, состоявшее исключительно из евреев Нью-Йорка — пятая рота восьмого полка Нью-Йоркской национальной гвардии. Евреи организовывали различные мероприятия по сбору средств для армии Севера. В Еврейском госпитале находились на излечении тысячи американских солдат и офицеров разных вероисповеданий. Д. Зелигман (1819–80) оказал правительству США существенные услуги кредитами и оплатой его финансовых обязательств. К концу войны община была достаточно многочисленна и стабильна. В 1878 г. в Нью-Йорке проживало 60 тыс. евреев (4% населения). К началу массовой иммиграции евреев из России евреи Нью-Йорка преуспевали в торговле и промышленности и имели развитую систему благотворительных учреждений (при сравнительно небольшом проценте евреев, нуждавшихся в помощи), которой не было у представителей других этнических групп Нью-Йорка.

Начавшаяся в 1880-х гг. и продолжавшаяся примерно до 1920 г. массовая иммиграция евреев из Восточной Европы существенно изменила демографию, социальную структуру, культурную жизнь и общинный уклад евреев Нью-Йорка. В 1890 г. еврейское население Нью-Йорка насчитывало 225 тыс. человек (9% населения), в 1900 г. — 580 тыс. (11%), в 1910 г. — 1,1 млн. (23%), в 1920 г. — 1,643 млн. (29%). Они составили самую многочисленную этническую группу населения города. В 1920 г. 45% еврейского населения США проживало в Нью-Йорке, являвшемся крупнейшим портом страны, через который в США с 1881 г. по 1911 г. прибыли 1 372 189 евреев, 71% из которых поселились в Нью-Йорке. Многие иммигранты, прибывшие в США через другие порты, затем переезжали в Нью-Йорк. Расселение среди различных этнических групп населения способствовало культурной ассимиляции евреев. В 1920 г. наибольшее сосредоточение еврейского населения было в районах Манхаттан — 657 101 (28,8% населения района), Бруклин — 604 380 (29,9%), Бронкс — 278 169 (38%), Куинс — 86 194 (18,4%), Ричмонд — 17 168 (14,7%). Большинство прибывающих были бедны, знали только идиш. В Нью-Йорке они обнаружили, что евреи из Германии добились ведущего положения и значительно отличаются от них своим статусом, культурой и взглядами на общинную жизнь. Руководители уже сформировавшейся общины вышли из социально однородной среды банкиров, крупных купцов, маклеров и предпринимателей, что значительно повлияло на развитие общины. Положение большинства новых иммигрантов было тяжелым: неимущие, без специальности, без языка, они часто становились жертвами безудержной эксплуатации в так называемых потогонных мастерских, получали нищенскую зарплату и жили скученно, по несколько семей в одной квартире. Восточноевропейские евреи работали в основном в швейной промышленности (85% по данным 1912 г.). Второй сферой занятости евреев Нью-Йорка в этот период было коробейничество, затем следовали хлебопечение, мясная промышленность и строительство. Эксплуатация способствовала возникновению и росту еврейского рабочего движения (1901–1909), в котором большую роль играли члены различных еврейских и русских революционных партий, в основном Бунда. Еще в 1882 г. члены еврейской группы социалистов из Киева «Ам-Шойлом» организовали демонстрацию в Нью-Йорке и прошли по улицам города со свитком Торы и знаменем с надписью на иврите. Во время «великих» стачек 1909–16 гг. рабочие добились существенного улучшения своего положения, создали мощные профсоюзы, где евреи составляли значительное большинство: Объединенный союз рабочих швейной промышленности, Интернациональный союз рабочих по изготовлению женского платья. Крупнейшими лидерами еврейского и всеамериканского рабочего движения были С. Томперс, Д. Дубинский. Социалисты издавали самую распространенную еврейскую газету «Форвертс», главным редактором которой более 50 лет был А. Кахан. Была основана еврейская культурно-общественная социалистическая организация Арбетер ринг, насчитывавшая в Нью-Йорке тысячи членов.

Евреи Нью-Йорка оказали заметное влияние на развитие многих отраслей экономики. Группа немецких евреев содействовала проведению радикальных изменений в розничной торговле. Наиболее известные в этой сфере семьи Блумингдель, Альтман, Штраус организовали гигантские универмаги, которые до сих пор носят их имена. Евреи играли большую роль в банковском деле, основав крупнейшие еврейские банковские компании «Кун—Леб» (под руководством Дж. Г. Шиффа) и «Д. Зелигман». Немецкие евреи были создателями современной швейной промышленности, но в начале 20 в. их вытеснили из нее выходцы из России.

К 1920 г. существенно изменился профессиональный и классовый состав общины. Произошло уменьшение числа рабочих, выросла группа лиц свободных профессий, с каждым годом росло число еврейских юношей и девушек, получавших высшее образование. Евреи составляли большинство в высших учебных заведениях Нью-Йорка. Например, в 1905 г. в городском университете Нью-Йорка было 669 еврейских студентов-юристов (85–90%), в юридической школе Нью-Йорка — 932 (60–70%). В Манхаттане число евреев-врачей возросло с 450 в 1897 г. до одной тысячи в 1907 г. Сформировался слой богатого еврейского населения, главным образом из текстильных фабрикантов и торговцев недвижимостью.

Еврейская общинная жизнь достигла в эти годы расцвета. Было создано большое количество крупных филантропических учреждений, оказывавших помощь евреям в самом Нью-Йорке и во всем мире. В 1874 г. было создано Общество объединенной еврейской благотворительности, которое с 1894 г. по 1904 г. оказало помощь 70 тыс. семей. Дочерним филиалом этого общества была Федерация сестер, руководившая работой пятидесяти женских организаций в разных частях города.

В 1909 г. был основан ХИАС, который вскоре стал основной организацией, оказывавшей помощь новым иммигрантам, а в 1914 г. — Джойнт. В эти годы было открыто много агентств по оказанию помощи, домов престарелых, приютов для сирот и больниц. Появились новые общины со своими синагогами, больницами. Если в 1887 г. в Нью-Йорке действовало 130 ортодоксальных синагог, то в 1917 г. их было 1127 (784 постоянные и 343 временные). В 1888 г. несколько ортодоксальных общин выдвинули на пост главного раввина Нью-Йорка Я. Иосефа из Вильно (см. Вильнюс), однако остальные общины отказались признать его главенство.

В 1918 г. в Нью-Йорке было 16 реформистских и 32 консервативные (см. Консервативный иудаизм) синагоги, возглавлявшиеся раввинами с университетским образованием; в них проводились еженедельные проповеди на английском языке. В 1907 г. была открыта Свободная синагога во главе с С. Вайзом, внедрившая проповеди по воскресеньям и осуществлявшая широкую программу социальной помощи.

В 1909 г. лидеры еврейских организаций основали Федерацию еврейских общин (Кехилла) во главе с И. Л. Магнесом, добившуюся значительных успехов в деле развития еврейского образования, улучшения положения еврейских рабочих, а также оказывавшую помощь еврейским предпринимателям; тяжелые финансовые проблемы привели к ее ликвидации в 1922 г.

Новые иммигранты создавали землячества, которые впоследствии объединялись в федерации. Первой была учреждена федерация евреев — выходцев из Галиции (1903), затем — из Польши (1908), две Федерации евреев из Румынии (1908), а в 1911 г. — федерация восточных евреев, в основном выходцев из Османской империи (см. Турция). Землячества открывали больницы, поддерживали благотворительные учреждения. В 1904 г. в Нью-Йорке действовали 24 сионистские организации с 5 тыс. членов. Влияние сионизма было значительным, несмотря на немногочисленность его приверженцев; деятельность сионистов способствовала развитию культуры на иврите, организации еврейского образования и общинной жизни. В Нью-Йорке издавались периодические издания на иврите: ежедневная газета «Ха-Иом» (1909), литературный ежемесячник «Ха-Торен» (1913–26). Особой активностью отличались группы По‘алей Цион, немногочисленные, но влиятельные в политике и публицистике.

В области образования ситуация в начале 20 в. была сложной. Большинство еврейских детей школьного возраста получали образование в общественных или частных школах. Еврейский воспитательный союз открывал бесплатные школы для детей из неимущих семей. Были созданы Еврейский технический институт и Еврейская техническая школа. Но в деле специфического еврейского образования положение было иным. В 1909 г. 3/4 еврейских детей школьного возраста вообще не получали национального образования. Остальные обучались в каком-либо из 468 хедеров или в одной из 24 школ талмуд-тора; уровень преподавания был очень низок. Ситуация изменилась к началу 1920-х гг. Образовательный центр Кехиллы подготовил квалифицированных преподавателей, разработал новые методы обучения и открыл школы нового типа. Деятельность его была бы еще более успешной, если бы не сопротивление ортодоксальных кругов.

Евреи Нью-Йорка, выходцы из Восточной Европы, развивали богатую и разнообразную культуру на идиш. В 1872–1917 гг. в Нью-Йорке в разное время выходило 150 периодических изданий на идиш. В начале 20 в. в городе издавались четыре ежедневные газеты: «Тогблат» (придерживавшаяся ортодоксального и сионистского направления); «Моргн журнал» (ортодоксальная, консервативная в социальных вопросах и антисионистская газета); «Вархайт» (орган радикалов и националистов) и социалистический «Форвертс» (см. выше). В 1914 г. стала выходить просионистская и либеральная газета «Тог». В этих газетах публиковались произведения известных еврейских писателей: Шалом Алейхема, И. И. Зингера, Д. Пинского, И. Опатошу и многих других писателей и публицистов. В 1917 г. около 600 тыс. евреев Нью-Йорка читали ежедневные газеты на идиш. Популярностью в Нью-Йорке пользовался и еврейский театр. Первую еврейскую театральную группу организовал в 1882 г. Б. Томашевский (1868–1939). В 1917 г. в Нью-Йорке уже выступало семь театральных трупп на идиш. Евреи Нью-Йорка сыграли важную роль в развитии общеамериканской культуры.

С 1870 г. по 1899 г. от Нью-Йорка в Конгресс США было избрано три еврея, среди них — Айседор Штраус (см. Штраус, семья). Однако евреи в эти годы не представляли собой влиятельную группу избирателей. Положение изменилось после 1900 г., когда выросла плотность населения еврейских кварталов, жители которых стали политически активны; иногда еврейские избиратели составляли большинство в районе. Они требовали от депутатов защиты своих национальных интересов, поэтому в эти годы возросло количество и влияние евреев, избранных на различные должности в городе или штате Нью-Йорк, а также в Конгресс США. Из конгрессменов самым известным был М. Лондон (1871–1926), первый социалист — член Палаты представителей.

Во время Первой мировой войны, в январе 1918 г., на призыв о наборе в Еврейский легион в составе британской армии для завоевания Эрец-Исраэль откликнулись около 6,5 тыс. американских евреев (большинство из них жители Нью-Йорка), составившие 39-й батальон королевских стрелков под командованием Э. Марголина, но только две роты успели принять участие в боях за Палестину.

После окончания Первой мировой войны численность еврейского населения Нью-Йорка возрастала: в 1927 г. — 1,765 млн. человек, в 1937 г. — 2,035 млн., в 1950 г. — 2,1 млн. (максимальная численность). Затем число еврейских жителей Нью-Йорка стало сокращаться: 1960 г. — 1,936 млн., в 1971 г. — 1,836 млн., в 1981 г. — 1,113 млн. Послевоенное процветание позволило многим еврейским семьям переехать из перенаселенных иммигрантских районов в более респектабельные, что ускорило процесс культурной ассимиляции евреев. В то же время наблюдался рост еврейского населения в пригородах. Еврейское население Большого Нью-Йорка составляло 2,381 млн. человек в 1971 г., 1,650 млн. в 1981 г. и 1,742 млн. в 1986 г. Основной причиной этого процесса было стремление представителей среднего класса найти более комфортабельное местожительство в престижном районе. Эта тенденция усилилась в середине 1950-х гг. под влиянием ряда отрицательных факторов (недостаточное строительство в городе домов для среднего класса, ухудшение муниципальных услуг и уровня обучения в общественных школах, рост преступности и межрасовый антагонизм).

В нью-йоркском пригороде Саффолк, где в 1950-е гг. проживало небольшое число евреев, в 1981 г. их насчитывалось 106 тыс. человек. За это же время все население пригорода выросло с 529 тыс. до 1,284 млн. В пригороде Нассо в 1940 г. проживало несколько десятков еврейских семей, в 1957 г. — 329 тыс. евреев, в 1981 г. — 308 тыс. (23% населения). Наибольшая численность евреев Нью-Йорка — в районе Бруклина, однако постепенно и этот показатель уменьшается: в 1937 г. — 975 тыс., в 1968 г. — 760 тыс., в 1981 г. — 412,9 тыс. (19% населения). В начале 1920-х гг. районом с самым многочисленным еврейским населением был Манхаттан, а в нем — квартал Гарлем, который в те годы был типичным еврейским иммигрантским районом. В 1923 г. еврейское население Гарлема составляло 177 тыс. человек. Затем Гарлем стали заселять чернокожие американцы, а евреи покидали его. В 1930 г. в Гарлеме проживали пять тысяч евреев, в 1940 г. — две тысячи. В 1920-х гг. большое число евреев Манхаттана переселилось в Бронкс. В 1927 г. еврейское население. Бронкса составляло 420 тыс. человек, в 1937 г. — 592 тыс. (44% населения). В 1950-х гг. евреи начали покидать этот район: в 1968 г. здесь оставалось 395 тыс. евреев, в 1981 г. — 95,8 тыс. (8% населения). Всего в 1981 г. в Манхаттане насчитывалось 267 тыс. евреев (19% населения).

Еврейское население Нью-Йорка, все еще многочисленное, оказывает значительное влияние на экономический облик города. Занятость евреев в швейном производстве (основная промышленная отрасль города) достигла максимума в 1920-х гг. Постепенно процент евреев-рабочих в этой отрасли уменьшился, и сейчас евреи представлены в ней главным образом модельерами, закройщиками, а также продавцами и предпринимателями. Профсоюзы, в которых влияние еврейских рабочих было очень сильным, после революции в России переживали кризис, вызванный влиянием экстремизма американских коммунистов (см. Коммунизм), что привело к целому ряду забастовок, закончившихся поражением. В начале 1930-х гг. влияние коммунистов практически сходит на нет. Еврейские профсоюзы играли активную роль в деятельности американских профессиональных организаций, Американской федерации труда и Конгресса производственных профсоюзов.

Евреи были заняты в розничной торговле кондитерскими и кулинарными изделиями, бакалейными, писчебумажными, галантерейными и скобяными товарами, многие владели ресторанами. В 1981 г. двое из пяти работающих евреев-мужчин и одна из шести женщин обслуживали собственные предприятия. В целом же по США только 7% всех работающих имели собственный бизнес. Высшее образование дало возможность тысячам молодых евреев из небогатых семей заняться предпринимательством или стать лицами свободных профессий. В 1930-е гг. евреи составляли большинство среди врачей, в том числе стоматологов, а также среди адвокатов и учителей города.

После Второй мировой войны евреи Нью-Йорка были широко представлены среди коммерсантов и лиц свободных профессий, а также в университетских и научных кругах и в государственных учреждениях. В 1981 г. в Нью-Йорке более половины евреев — глав семей имели высшее образование (законченное или не менее 4 лет учебы в высшем учебном заведении). Наибольший процент евреев с законченным высшим образованием — в Манхаттане (36%), наименьший — в Бруклине (12%), населенном в основном ортодоксальными евреями. В 1970–80-е гг. увеличилось число евреев на таких государственных и муниципальных службах, где их раньше практически не было (например, в департаменте полиции Нью-Йорка служит около тысячи полицейских-евреев). Религиозные полицейские создали свое общество Шомрим.

Евреи, составляющие самую крупную этническую группу Нью-Йорка, играют важную роль в политической и общественной жизни города. С 1960-х гг. в Нью-Йорке усилилось движение негров и пуэрториканцев, стремящихся уменьшить влияние доминирующих этнических групп, в первую очередь евреев, на общественную жизнь города.

Большинство еврейского населения Нью-Йорка всегда поддерживало демократов. Евреи были активными сторонниками нового курса Ф. Д. Рузвельта. Во время выборов 1932, 1936, 1940 и 1944 гг. от 80 до 90% евреев Нью-Йорка отдали ему свои голоса. Часть еврейского населения Нью-Йорка поддерживает республиканцев. В результате продолжительной борьбы жителей города во главе с евреями в 1945 г. был принят закон, запрещающий дискриминацию при приеме на работу. На муниципальных выборах 1973 г. демократ А. Бим стал первым евреем, избранным на пост мэра Нью-Йорка. С 1977 г. по 1989 г. мэром Нью-Йорка был Э. Коч.

Несмотря на видное положение, занимаемое евреями Нью-Йорка в различных сферах городской жизни, многие из них подвергались социальной дискриминации. Даже самые выдающиеся евреи не допускались в некоторые банковские, страховые и другие компании или привилегированные клубы. Штат Нью-Йорк в течение многих лет занимает первое место в США по числу антисемитских инцидентов. Периодически в Нью-Йорке возникали антисемитские организации. В 1930-х гг. действовали пронацистские группировки; начиная с 1965 г. радикальные негритянские элементы развернули антисемитскую пропаганду и организовывали нападения на синагоги и осквернения еврейских кладбищ. В ответ на это группа праворадикальной еврейской молодежи во главе с М. Кахане организовала в 1968 г. в различных районах города организации Лиги защиты евреев.

Евреи Нью-Йорка проявляют большую заинтересованность в судьбах мирового еврейства. В 1950-х гг. на массовые митинги в защиту евреев других стран не раз собиралось более ста тысяч человек. С конца 1960-х гг. Нью-Йорк превратился в центр борьбы за права советских евреев. Здесь находились штаб-квартиры крупнейших еврейских организаций, ведущих эту борьбу: Национальная конференция по советскому еврейству, Студенты за советских евреев и другие. Впечатляющими и многолюдными были ежегодные демонстрации в день солидарности с советскими евреями. Крупнейшая из них (более 300 тыс. участников) состоялась в 1986 г.

После Второй мировой войны Нью-Йорк стал центром диаспоры. Здесь находятся штаб-квартиры почти всех общеамериканских еврейских организаций (Американский еврейский конгресс, Американский еврейский комитет, Сионистская организация Америки и другие). В Нью-Йорке находится штаб-квартира организации Объединенный еврейский призыв, которая играет основную роль в сборе средств для Израиля, действует филиал Еврейского агентства. Здесь осуществляются многочисленные мероприятия в поддержку Израиля, регулярно проводятся митинги и демонстрации в День независимости Израиля. Несколько тысяч нью-йоркских евреев переехало в Израиль. В Нью-Йорке находятся израильское консульство и израильское представительство в ООН.

Среди действующих в Нью-Йорке филантропических еврейских организаций крупнейшая — Еврейская филантропическая федерация, в которую входят 54 организации со 130 филиалами. Федерация финансирует деятельность больниц, некоторые из них («Маунт Сайнай», Бруклинская еврейская больница) входят в число лучших в мире, домов престарелых, агентств помощи неблагополучным семьям, летних лагерей, молодежных и женских ассоциаций и т. д. Широкое развитие еврейской филантропии стало возможным благодаря тому, что в ней принимают участие более половины еврейских семей Нью-Йорка, собирая ежегодно значительные суммы для различных учреждений, включая больницы и школы.

Нью-Йорк является крупнейшим религиозным центром американского еврейства. В 1967 г. в городе существовало 539 ортодоксальных, 184 консервативные, 93 реформистские синагоги и пять синагог, не определивших свой статус. Две из пяти семей нью-йоркских евреев принадлежат к одной из синагог. Каждый 17-й мужчина и каждая 12-я женщина посещают синагогу раз в неделю. В то же время около 30% евреев Нью-Йорка никогда не бывают в синагоге. Наивысший процент ортодоксальных евреев — среди жителей Бруклина, самая высокая доля ассимилированных — среди живущих в пригородах. В промышленности и торговле Нью-Йорка нерабочие дни — Рош ха-Шана и Иом-Киппур (с 1960-х гг. в этот праздник закрыты общественные школы). Наибольшим влиянием в городе пользуется ортодоксальный иудаизм. Около 2/3 зарегистрированных в США ортодоксальных иешив находятся в Нью-Йорке, большинство — в Бруклине. Основным учебным центром ортодоксального иудаизма в США является Иешива-университет, где собрана знаменитая коллекция еврейских документов и рукописей. Ее филиал — Теологическая семинария имени раввина Ицхака Элханана (см. И. Э. Спектор). Нью-Йорк — основной центр хасидизма. С переездом сюда рабби И. И. Шнеерсона (см. Шнеерсон, хасидская династия) центр движения Хабад переместился в Нью-Йорк.

Консервативный иудаизм наиболее популярен в районе Куинс и новых пригородах. В Нью-Йорке находится высшее учебное заведение консервативного направления — Еврейская теологическая семинария. В настоящее время консервативные и ортодоксальные общины города сблизились. Большинство руководителей консервативных общин окончили ортодоксальные учебные заведения. Сторонники реформистского иудаизма объединяются в ряд крупных общин. Наиболее известная из них — община «Темпл Иммануэль». Лидеры реформистского движения (наиболее известен из них С. С. Вайз) сыграли выдающуюся роль в организации еврейской филантропии. Еврейский институт религии, объединившийся в 1948 г. с Хибру юнион колледж, готовит реформистских раввинов и дает также высшее светское образование. Между 1915 г. и 1950 г. характер еврейского образования в Нью-Йорке изменился по сравнению с предшествующим периодом. Нет больше хедеров, очень редки школы талмуд-тора и школы с преподаванием на идиш. Основными типами еврейских школ становятся иешивы и еврейские дневные школы. Число детей, занимавшихся в еврейских школах всех типов, составляло в 1935–36 гг. 75 тыс., в 1952–53 гг. — 154 тыс., в 1958 г. — 202 тыс., в 1968–69 гг. — 136 тыс. 74% еврейских детей школьного возраста в 1980-х гг. обучались в еврейских школах различных типов. Около 67 тыс. (48%) еврейских детей учатся в иешивах и дневных школах, в подавляющем большинстве находящихся в ведении ортодоксальных кругов, 52 тыс. (37%) — в различных дневных послеобеденных школах, 22 тыс. (16%) — в субботних школах, в основном реформистских, расположенных в пригородах.

В 1920–30 гг. продолжалось развитие культуры на идиш, сторонники которой объединились вокруг газеты «Форвертс», организации Арбетер ринг, а также различных культурных обществ, Еврейского рабочего комитета (после 1939 г.) и ИВО. Хотя газеты и журналы на идиш продолжали выходить, число их читателей постоянно сокращалось. Издания ликвидировались или сливались. После Второй мировой войны положение ухудшилось. В настоящее время в Нью-Йорке продолжают выходить несколько еврейских периодических изданий, в которых публикуются произведения известных писателей и поэтов (например И. Башевиса-Зингера, лауреата Нобелевской премии по литературе за 1978 г.). Расцвет театра на идиш приходится на 1920-е гг. В 1928 г. действовало 11 трупп, затем их число уменьшилось, а в настоящее время в Нью-Йорке нет постоянного театра на идиш.

Евреи, культивировавшие иврит, составляли вначале меньшую часть и группировались вокруг организации Хистадрут иврит. В Нью-Йорке выходят еженедельник «Ха-Доар», многолетним редактором которого был Риболоу (см. М. Риболов), литературный еженедельник «Биццарон», на страницах которого публиковались произведения писателей и поэтов, живших в Нью-Йорке: Ш. Галкина, Э. Лисицкого, Г. Прайля и других. В Нью-Йорке насчитывается от 100 до 300 тыс. иордим (иммигрантов) из Израиля. Издается ежедневная газета «Исраэль шеллану».

В 1930–40 гг. происходило увеличение числа еврейских периодических изданий на английском языке. В настоящее время в Нью-Йорке выходит ряд еврейских газет и журналов, наиболее влиятельный из них «Комментари».

С Нью-Йорком связана жизнь и деятельность многих американских писателей-евреев. Некоторые из них отражали в своих произведениях жизнь евреев-иммигрантов в Нью-Йорке (Б. Маламуд, роман «Помощник»; Х. Рот, «Наверное это сон»; М. Голд, «Еврейская беднота»; Э. Л. Доктороу, «Регтайм»).

Еще с 1920-х гг. евреи широко представлены во всех сферах общей культурной и художественной жизни города. Золотые годы Бродвейской музыкальной драмы неразрывно связаны с именами евреев-композиторов, либреттистов и драматургов. Некоторые из лучших постановок этого театра написаны на еврейские темы. Широкое признание получили музыканты-евреи. В 1930-х гг. в нью-йоркском Союзе музыкантов было 70% евреев. С 1904 г. в Нью-Йорке функционирует Еврейский музей с богатейшими коллекциями, древними и современными. Представители семейств Варбург и Гуггенхайм были основателями Музея современного искусства в Нью-Йорке.

После окончания Первой мировой войны некоторое число еврейских беженцев из России прибыло в Нью-Йорк. С начала Второй мировой войны многие русско-еврейские эмигранты, жившие до того в Западной Европе, переехали в США. В 1942 г. они основали в Нью-Йорке Союз русских евреев, который занимался, среди прочего, книгоиздательской деятельностью. Новая волна русско-еврейской иммиграции в США началась с середины 1970-х гг. Более 50 тыс. выходцев из Советского Союза, почти исключительно евреи, поселились в Нью-Йорке, многие из них в Бруклине, в районе Брайтон-Бич.

ОБНОВЛЕННАЯ ВЕРСИЯ СТАТЬИ ГОТОВИТСЯ К ПУБЛИКАЦИИ

Смотрите также

Надель Ицхак

Натан

неопалимая купина

Нетивот

Нишмат кол хай