неопалимая купина

НЕОПАЛИ́МАЯ КУПИНА́ (הַסְּנֶה, ха-сне), терновый куст, горевший, не сгорая (ха-сне бо‘эр ба-эш ве-ха-сне эйненну уккал), во время откровения Бога Моисею в Синае (Исх. 3:1–4; Втор. 33:16).

Библия рассматривает неопалимую купину как чудо. Талмуд и Мидраш неоднократно обращаются к образу неопалимой купины, стремясь объяснить его смысл. «Купина, купина, не потому, что ты — выше всех деревьев, осенил тебя Бог Своим присутствием, а потому, что ты — ниже всех деревьев, вселил в тебя Бог Свой дух» (Шаб.67а); эта интерпретация перекликается с Втор. 7:7: «Не потому, что [синодальный перевод — `чтобы` — неверен] вы — многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас: ибо вы малочисленнее всех народов». Мидраш Рабба: «Подобно тому, как купина растет как в саду, так и у воды, так же и Израиль обладает долей как в этом, так и в будущем мире»; «Как купина цветет лишь там, где есть влага, так и Израиль цветет лишь благодаря Торе, которую называют влагой»; «Подобно тому, как купина используется как изгородь, так и Израиль — это изгородь для всего мира»; «Подобно тому, как, запустив руку в купину, не чувствуешь ничего, но, извлекая ее, обнаруживаешь царапины, так и Израиль, когда отправился в Египет, не был известен никому, а когда вышел оттуда, был увенчан знамениями и чудесами» и т. п.

В науке высказывались различные предположения, какой вид местных растений мог выглядеть объятым пламенем из-за окраски цветов или ягод. Наиболее распространено отождествление сне с Rubus sanctus (латынь), буквально `святая малина` (ср. перевод Вульгаты: rubus). Указывалось и на известное на Синайском полуострове (см. Синай) растение, выделяющее эфирное масло, способное воспламеняться на солнце.

Смотрите также

Надир Моше

Нахман из Брацлава

Негев

нидда

Ниццаним