Плач Иеремии
ПЛАЧ ИЕРЕМИ́И (אֵיכָה, Эйха), третий из Пяти свитков раздела Писания Библии. Книга состоит из пяти поэтических глав, в которых оплакивается разрушение Иерусалима в 586 г. до н. э. и его последствия.
Хотя нет четкого тематического разделения по главам, можно тем не менее выделить их доминирующие темы. В 1-й главе подчеркивается мотив одиночества Иерусалима (обитатели которого в изгнании, а союзники покинули его) и его вины перед Богом; во 2-й главе — воля Божья на разрушение города; в 4-й главе — страдания жителей Иерусалима; в 5-й — отчаяние тех, кто пережил разрушение. Идейным центром книги является 3-я глава, в которой поэт размышляет о смысле страдания. Отчаяние (3:18) сменяется верой в милосердие Бога, которое не иссякает, а возобновляется ежедневно (3:21–23); Бог благоволит к тем, кто верит в Него и ищет Его, и потому следует смириться перед страданием и ждать избавления (3:25–30), ибо Бог не наказывает людей произвольно и в конце концов дарует прощение (3:31–36). Нет сомнения, что именно Он покарал Иерусалим, и потому страдающему не подобает обвинять в бедствиях слепую судьбу или злую волю врага, — подлинная причина бедствия коренится в собственных пороках потерпевшего (3:39). Поэтому поэт призывает задуматься о грехах и вернуться к Богу (3:40–41), честно признавшись в проступках (3:42). После этого автор возвращается к ламентациям (жалобам), с которых он начал, и обращается к Богу с мольбой об избавлении и отмщении (3:43–66).
Взгляд на страдание, выраженный в стихах 3:25–36, характерен для традиционной нравоучительной литературы и находит свое отражение также в некоторых библейских псалмах, в Притчей Соломоновых книге, в книге Бен-Сиры Премудрость и в аргументах друзей Иова. Согласно этому традиционному взгляду, страдания могут быть на пользу человеку, – концепция, предвосхищающая некоторые аспекты более позднего раввинистического учения о наказании из любви (иссурин шел ахава). В Плаче Иеремии эта концепция прилагается не только к индивидуальному, но и к общенациональному страданию. Идея, что бедствие не послано Богом Израилю произвольно, а представляет собой наказание за прегрешения, служит основой надежды на то, что раскаяние и послушание могут положить конец каре (3:40–41); всенародное покаяние и вера проложат путь возвращению в Сион.
Любопытно, что в книге отсутствуют упоминания о каком-либо конкретном прегрешении Израиля, что отличает это сочинение от классических библейских пророчеств, в которых еврейский народ обвиняется в таких преступлениях, как идолопоклонство, угнетение слабого, социальная несправедливость, взяточничество и т. п. Лишь в 4:13 говорится о пролитии крови праведников даже пророками и священниками хотя, по всей видимости, это — лишь общее обвинение в кровопролитии, весьма часто выдвигаемое в Библии против народов, царей и отдельных людей. Можно поэтому заключить, что признание поэтом греховности Израиля основано не столько на исторических фактах, сколько на теологической концепции.
Первые четыре главы представляют собой алфавитные акростихи, причем глава 3 — тройной акростих, в котором на каждую букву начинается по три стиха. В главах 2–4 порядок букв необычен: буква פ (пе) предшествует букве ע (аин). Глава 5, хотя и не является акростихом, содержит 22 стиха (как и главы 1, 2, 4), соответствующие числу букв еврейского алфавита. С жанровой точки зрения, Плач Иеремии обнаруживает близость к библейским ламентациям, погребальным плачам и другим литературным выражениям горя и печали.
В Плаче Иеремии нет указаний на личность автора. Еврейская традиция приписывает авторство пророку Иеремии, что отражено в Септуагинте и Таргуме, а также в Талмуде (ББ. 15а и др.). Большинство современных исследователей отрицает авторство Иеремии, а некоторые даже считают книгу творчеством нескольких авторов, однако все согласны с тем, что она создана (в Иудее или Вавилонии) вскоре после разрушения Храма. Плачи по поводу национальных бедствий слагались на Ближнем Востоке с глубокой древности. Наиболее известны среди них шумерские (см. Месопотамия) плачи, описывающие разрушение городов (например, Ура) в выражениях, сходных с употребленными в Плаче Иеремии.
Плач Иеремии породил литературный термин «иеремиада» (ламентация, скорбная жалоба). Среди поэтов, вдохновленных этой библейской книгой, — поляк Ян Кохановский, автор эпической поэмы «Ламентации» (1580), испанец Франсиско Гомес де Кеведо-и-Виллегос, написавший «Слезы кастильского Иеремии» (1613), марран Пинту Делгаду Жуан, перу которого принадлежат «Жалобы пророка Иеремии» (1627), француз Ф.-Т. де Бакюляр д’Арно — автор религиозной поэмы «Плач Иеремии» (1722) и поляк Корнель Уейский, который в цикле стихотворений «Жалобы Иеремии» (1847) откликнулся на подавление Краковского восстания 1846 г.
В музыке влияние Плача Иеремии было гораздо более заметным. В рукописной традиции григорианских псалмов зафиксировано несколько мелодических моделей для рецитации Плача Иеремии. Первая полифоническая аранжировка Плача Иеремии относится к 15 в. В 1454 г. Гийом Дюфэ написал четырехголосный мотет на падение Константинополя: литургическую мелодию на латинский текст Плача Иеремии ведет тенор, в то время как три других голоса поют французский текст о взятии Константинополя турками. Два собрания полифонических плачей, сложенных различными композиторами, были среди первых нотных книг, изданных печатно (1506), а к концу 16 в. было издано еще более десяти подобных собраний. В 17 в. и 18 в. практически все наиболее значительные композиторы писали ламентации (например, Д. П. Палестрина, У. Бёрд, М. А. Шарпантье, М. Р. де Лаланд, Ф. Куперен, И. С. Бах и др.). В 19 в. этот жанр был почти забыт, однако, в 20 в. ряд композиторов вновь обратились к нему: Э. Кшенек (1941/42), М. Розенталь (1942), Л. Бернстайн (1943), И. Стравинский (1958) и др.