По‘алей Агуддат Исраэль

ПО‘АЛЕ́Й АГУДДА́Т ИСРАЭ́ЛЬ (פּוֹעֲלֵי אֲגֻדַּת יִשְׂרָאֵל, буквально `рабочие Агуддат Исраэль`), строго ортодоксальная (см. Ортодоксальный иудаизм) религиозная партия в Израиле, входящая во Всемирный союз По‘алей Агуддат Исраэль. Основана в 1922 г. в Лодзи группой представителей рабочих Агуддат Исраэль. Идеологическая основа Всемирного союза По‘алей Агуддат Исраэль — внедрение в жизнь общественных идеалов Торы. Борьба за осуществление этих идеалов, в частности, требование, чтобы еврейские предприниматели улучшили условия труда и оплаты еврейских рабочих, привела к конфликту с ортодоксальными работодателями, а затем и с Агуддат Исраэль. В первое время представители По‘алей Агуддат Исраэль отрицательно (или безразлично) относились к сионизму.

В Эрец-Исраэль филиал По‘алей Агуддат Исраэль был впервые создан в 1925 г. новоприбывшими молодыми строго ортодоксальными поселенцами. Однако организация распалась и была вновь создана лишь в 1933 г.; вскоре был основан Хистадрут ха-по‘алим ха-харедит (Ортодоксальная рабочая организация). По‘алей Агуддат Исраэль в Эрец-Исраэль, оставаясь в рамках Агуддат Исраэль, активно участвовала в строительстве страны. На третьем съезде (кнесия гдола) Агуддат Исраэль (1937, Марианске-Лазне, Чехословакия) По‘алей Агуддат Исраэль выступила в поддержку идеи создания еврейского государства в Эрец-Исраэль и призвала к созданию религиозных киббуцов в сотрудничестве с сионистами (см. Сионизм). Несмотря на то, что съезд не принял эту точку зрения, в 1944 г. члены По‘алей Агуддат Исраэль основали киббуц Хафец Хаим (см. Исраэль Меир ха-Кохен). Вслед за этим По‘алей Агуддат Исраэль основала еще один киббуц и несколько мошавов. В 1945 г. на местном съезде партии в Кфар-Саве была сформулирована независимая политическая платформа По‘алей Агуддат Исраэль, а в 1946 г. на съезде в Антверпене был основан Всемирный союз По‘алей Агуддат Исраэль, что рассматривалось как фактический выход из Агуддат Исраэль, хотя не было сделано никаких формальных шагов в этом направлении. Члены По‘алей Агуддат Исраэль стали вступать в Хагану, а лидеры партии вошли в состав руководящих органов ишува. В 1948 г. при По‘алей Агуддат Исраэль было создано молодежное движение Эзра.

Вскоре после образования Государства Израиль По‘алей Агуддат Исраэль достигла соглашения с Хистадрутом, по которому она присоединилась к его профсоюзному отделу, однако не стала членом Хистадрута. Вместе с тем, По‘алей Агуддат Исраэль не порвала полностью связи с Агуддат Исраэль, в частности, полностью продолжает признавать авторитет Мо‘эцет гдолей ха-Тора (Совет великих ученых Торы). На выборах в Кнесет 3-го (1955) и 4-го (1959) созывов По‘алей Агуддат Исраэль и Агуддат Исраэль выступили единым списком. Однако в 1960 г. По‘алей Агуддат Исраэль нарушила решение Мо‘эцет гдолей ха-Тора, вступив в правительственную коалицию, что вызвало длительный кризис в отношениях с Агуддат Исраэль; лишь на выборы в Кнесет 8-го созыва (1973) обе партии вышли единым списком. Однако уже на следующих выборах (1977) По‘алей Агуддат Исраэль выступила отдельно от Агуддат Исраэль, а к выборам в Кнесет 11-го созыва (1984) образовала единый список (Мораша) с отколовшимися от Национальной религиозной партии наиболее радикальными сторонниками аннексии и немедленного еврейского заселения Иудеи, Самарии и полосы Газы. На выборах 1988 г. По‘алей Агуддат Исраэль вновь выступила в блоке с Агуддат Исраэль, однако во время правительственного кризиса весной 1990 г. заняла независимую позицию и не препятствовала Ликкуду в формировании правой коалиции.

В США в 1948 г. была создана организация По‘алей Агуддат Исраэль с целью воспитания ортодоксальной молодежи на идеях репатриации в Израиль.

См. также Государство Израиль. Политическая жизнь, партии.

Смотрите также

первосвященник

письмо

Понтий Пилат

Поток Хаим

путешественники