путешественники
ПУТЕШЕ́СТВЕННИКИ. В Библии первые упоминания о совершенных отдельными лицами путешествиях отражают, в сущности, миграции племен и народов (см., например, Авраам). Развитие регулярных путешествий было связано с торговлей; так, в конце эпохи патриархов сыны Израиля встречают связывавшие Гил‘ад с Египтом торговые караваны исмаильтян (см. Исмаил). Искусными мореплавателями были соседи Израиля — жители Финикии (см. также Сидон и Тир). Морские путешествия израильтян начались, когда царь Соломон, при содействии царя Тира Хирама, построил торговый флот в Эцион-Гевере на Красном море. Моряками были подданные обоих царей. Корабли доставляли Соломону, среди прочего, «обезьян и павлинов» (I Ц. 10:22), то есть не только вели торговлю, но и знакомили израильтян с природой заморских стран. Эцион-Гевер, ставший после смерти Соломона портом Иудейского царства, был утрачен при царе Ахазе (см. Мореходство).
В эпоху Второго храма участие евреев в путешествиях в дальние страны продолжало быть связано в основном с мореплаванием (см. Мореходство). В Талмуде имеется немало сведений о евреях-путешественниках. Законоучители нередко получали от них сведения о заморских странах, особенно в области естествознания (Шаб. 20б, 90а). Существовали особые законоположения о браке и разводе лиц, которым приходилось на долгое время оставлять семью в связи с путешествиями (Гит. 5:6 и др.).
Евреи Вавилонии и Эрец-Исраэль активно участвовали в торговых экспедициях на Великом шелковом пути, соединявшем Запад с Китаем и Индией. Еврейские торговцы шелком были среди главных распространителей иудаизма на Востоке. Эксилархи, наси и другие видные представители еврейских общин вкладывали средства в эту торговлю (Быт. Р. 77:2; Мид. I Сам. 10:3). Но были и ученые, путешествовавшие с иными целями. Так, рабби Акива побывал в Вавилонии, Мидии, Аравии, Италии, Галлии, Северной Африке и других странах и сообщил ряд интересных сведений о них (Иев. 16:7; Ав. Зар. 34а, 39а; РхШ. 26а; Эр. 4:1); основной его целью, видимо, было посещение еврейских общин. Немало путешествовал и Рав.
После арабского завоевания Северной Африки в 7 в. еврейские купцы, следуя за арабскими и берберскими армиями, достигали бассейна реки Нигер. В 9 в. от Западной Европы до Индии и Китая действовали еврейские купцы, так называемые раданиты.
Уже в то время некоторые евреи путешествовали с дипломатическими миссиями или с познавательными целями. Некий Ицхак («Исаак-еврей») в 797 г. сопровождал посольство Карла Великого к халифу Харуну ар-Рашиду и вернулся через четыре года, привезя королю слона — подарок халифа. Карл пользовался услугами и других евреев, посылая их с различными миссиями в страны Азии и Африки. Из путешественников 9 в. известны Элдад ха-Дани (Вавилония — Северная Африка — Испания) и Я‘аков Ибн Тарик, ездивший, как сообщается, из Багдада на Цейлон для приобретения рукописей по астрономии. С той же целью (по поручению арабского или тюркского правителя) ездил в Индию Я‘аков Авен (Ибн) Ше‘ара (около 925 г.).
Из арабской рукописи известно, что в начале 10 в. еврей по имени Исхак (Ицхак) ездил из Омана в Индию и Китай; возможно, он был и в области Бутан в Гималаях. В том же веке Ибрахим ибн Я‘куб из Тортосы (Испания; по другим сведениям — из Северной Африки) ездил по Франции, немецким и западнославянским землям; он оставил ценные записи, в том числе о еврейских общинах, о славянах, древней Руси и хазарах (см. Хазария; часть сведений — из вторых рук). Непосредственно с хазарами познакомилась делегация, посланная Хисдаем Ибн Шапрутом (см. также Загреб). Аврахам Ибн Эзра кроме многих городов Европы и Северной Африки посетил, возможно, некоторые районы Азии (во всяком случае, он писал о них); он же утверждает, что систему так называемых арабских цифр завез из Индии в Европу еврейский путешественник. О еврейских купцах с Ближнего Востока, ездивших в Индию и другие страны Азии, сообщают документы из Каирской генизы.
Во 2-й половине 12 в. действовали два знаменитых еврейских путешественника — Биньямин из Туделы и Птахия из Регенсбурга. Немало путешествовал и Иехуда Алхаризи. В документе короля Мальорки Хайме (Якова) III от 1334 г. говорится, что по королевскому приказу еврей Юсеф (Иосеф) Факин из Барселоны объехал морским путем «весь мир», известный в то время.
Происхождение Христофора Колумба из новых христиан остается под вопросом. Считается, что переводчик Луи де Торрес, еврей, крестившийся незадолго до отплытия, был первым из людей Колумба, кто вступил на землю Америки.
Во 2-й половине 15 в. Аврахам из Бежа и Иосеф (Жозе) Копатейру участвовали в португальской экспедиции, проложившей путь в Индию (по суше). Копатейру, прошедший лишь часть этого пути, добыл информацию о возможности достичь Индии морским путем.
В двух плаваниях Васко да Гамы (использовавшего указанную информацию) лоцманом был еврей, видимо из Польши, захваченный в рабство и проданный в Индию, где Васко да Гама встретил его, взял на свой корабль и окрестил, дав имя Гаспар да Гама. Этот лоцман (около 1440–1510 гг.) плавал также с П. Кабралом и встречался с Америго Веспуччи.
Марран Эрнандо Алонсо (1460–1528), родился в Испании, встретил на Кубе Э. Кортеса и вместе с ним участвовал в завоевании Мексики; был сожжен как тайный еврей. Известным путешественником-авантюристом был Давид Реувени. Иосеф Дельмедиго (см. Дельмедиго, семья) объехал различные страны Европы, жил и в Египте. Зхария ад-Дахири (см. Йеменские евреи) побывал в Индии, Персии, Вавилонии, Турции, Сирии, Эрец-Исраэль, Египте и Эфиопии.
Педру Тейшейра (около 1570–1650 гг.), марран из Лиссабона, может считаться первым евреем, совершившим кругосветное путешествие, и первым белым, предпринявшим длительное плавание по Амазонке.
А. де Монтесинос, вернувшийся в 1644 г. в Европу из поездки по Северной и Южной Америке, утверждал, что встретил в Эквадоре потомков колен Реувен и Леви (см. Колена исчезнувшие).
Моше Перейра ди Пайва из Амстердама, посетив в 1686 г. общину кочинских евреев (Индия), опубликовал отчет об этой поездке.
В начале 18 в. уроженец Стамбула Сасон Хай ле-вет-Каштиэль посетил Нидерланды, Италию, Эфиопию, Тунис, Марокко, Иран, Афганистан (его записи были изданы в 1956 г.). Наиболее известный путевой дневник еврея-путешественника 18 в. принадлежит перу посланца Эрец-Исраэль Хаима Иосефа Давида Азулая, посетившего ряд стран Европы и Северной Африки.
Искатель приключений, библиофил и писатель С. фон (ван) Гельдерн (1720–88; дядя матери Г. Гейне) много ездил по Европе, Ближнему Востоку и Северной Африке (см. Гениза). В 19 в. два известных еврейских путешественника — Давид де-вет-Хиллел, а затем Биньямин II — совершили длительные путешествия по странам Востока, видимо, в поисках исчезнувших колен. Шломо Рейман из Галиции (около 1815 г. – около 1880 г.) много путешествовал по Индии и Бирме и, среди прочего, описал еврейские общины там. Посланец Эрец-Исраэль Я. Сапир кроме многих стран Азии посетил Австралию и Новую Зеландию. Все они также оставили весьма интересные путевые записки, изданные на ряде языков. В конце того же века посещали еврейские общины: Э. Ноймарк (Неймарк; 1860-?) — Сирии, Курдистана, Ирака, Ирана, Афганистана и Средней Азии; востоковед Иосеф (Жозеф) Халеви (1827–1917) — Эфиопии и (совместно с Х. Хавшушем, умер в 1899 г.) Йемена, где изучал и древние сабейские (см. Саба) надписи; Э. Дейнард (1846–1930) — Крыма и ряда стран Европы и Азии; И. И. (И. Я.) Чёрный (1835–80) — Кавказа и Закавказья. Обо всех этих путешествиях имеются отчеты в печати. Особняком стоит деятельность еврея из Мешхеда Муллы Ибрахима Натана (1816–68), который вместе с братом Мусой объездил Афганистан, Туркестан и Бухарский эмират как тайный агент Британии (конец 1830 г. – начало 1840-х гг.).
В 20 в. описали свои посещения еврейских общин: Жак Файтлович (1881–1955) — Эфиопии; Н. Слущ — Северной Африки; известный журналист А.(Э.) Карлибах (1908–56; см. «Иеди‘от ахаронот», «Ма‘арив») — потомков марранов в Португалии, чуэтас (см. Шуэтас) на Мальорке, дёнме в Турции, караимов в Литве и др. (книга «Экзотические евреи», на немецком языке, 1932); М. Лёвенталь (1890–1969) — общин Европы и Северной Африки (уделяя основное внимание их истории); А. Я. Бравер (1884–1975) — Ближнего и Среднего Востока; Ш. Явнеэли — Йемена; Исраэль Коэн (1879–1961) — целого ряда стран; Ида Коуэн (книга «Евреи отдаленных уголков мира», на английском языке, 1972) — Дальнего и Ближнего Востока и островов Тихого океана.
В 18–20 вв. многие евреи участвовали в научных экспедициях в различные страны мира (не с целью изучения еврейских общин). В исследованиях Арктики принимали участие главный астроном экспедиции 1773 г. И. Лайонз (1739–75); хирург И. И. Хайес (1832–81); хирург и натуралист Э. Бессельс (1847–88); астроном Э. Израэл (1859–84, погиб в Гренландии); физик и авиатор А. Понтремоли (1896–1928, погиб в экспедиции Нобиле); руководитель русской экспедиции на помощь Нобиле Р. Самойлович (1884–?); геолог А. Хейльперин (1853–1907), исследовавший Гренландию и Клондайк, а также ряд стран.
Среди исследователей Африки в 19–20 вв. были Н. Айзекс (1808–около 1860), Эмин-паша (Э. Шнитцер, 1840–92), Э. Фоа (1862–1901), Л. Г. Бенже (1856–1936), М. Хименес (около 1762–1830) и др.
Х. Бернштайн (1828–65) исследовал Молуккские острова, Малайский полуостров и Новую Гвинею; А. Вамбери был первым европейцем, который под видом мусульманина проник в ряд священных для мусульман мест; исследователь гор Г. Мерцбахер (1843–1926) побывал в Африке, Северной Америке, на Кавказе, Тянь-Шане, в Аравии, Ираке и Индии; Ней Элиас (1844–97) пересек пустыню Гоби, Памир, Туркестан и открыл истоки реки Аму-Дарья; этнограф Х. (Г.) Бурхардт (1857–1909) посетил Ближний Восток, Северную Африку, Австралию, Америку, Индию, Исландию и был убит в Аравии; сэр Марк Орел Стайн (Стейн; 1862–1943) возглавлял археологические экспедиции в Индию, Китай, Иран и страны Ближнего Востока; Р. Франкетти (1890–1935) объездил Индокитай, Малайю, Судан и Восточную Африку. См. также Ф. Боас, В. Богораз, В. Иохельсон, Л. Штернберг (участники ряда общих этнографических экспедиций); Л. Берг.
Путешествия без научных или практических целей в новейшее время изменили свой характер и приобрели форму туризма или спорта.
См. также География; Картография; Посланцы Эрец-Исраэль; Путешествия в Эрец-Исраэль.