прощение
ПРОЩЕ́НИЕ в иудаизме. Прощение — одно из качеств, приписываемых Богу: «У Господа, Бога нашего, милосердие и прощение» (Дан. 9:9). Однако прощение Богом совершенных против Него грехов (см. Искупление) недостаточно для полного очищения человека, если не достигнуто взаимное прощение обид и вреда, причиненных людьми друг другу. Так, Авраам не только прощает обиду царю Грара Авимелеху и примиряется с ним, но и молится за него (Быт. 20). Бен-Сиры Премудрость гласит: «Мстительного постигнет месть от Господа, и его грехи Он ему припомнит. Прости ближнему его злое дело, а потом помолись, и твои грехи тебе простятся...» (Бен-Сира 28:1–2 и далее). Прощение личных (бейн адам ла-хаверо, буквально `между человеком и его ближним`) обид особо подчеркнуто в установленном еще Мишной (Иома 8:9) обычае просить друг у друга прощение перед Днем искупления (см. Иом-Киппур). Прощение (с выражением искреннего раскаяния) следует просить даже в случае, когда нанесенный ущерб полностью возмещен (БК. 92а; Майм. Яд., Ховел у-маззик 5:9; Ш. Ар. ХМ. 422). Потерпевшему рекомендуется не быть упорным и принять извинения (БК. 8:7; Та‘ан. 20а). Просящий прощения должен прийти к потерпевшему с этой просьбой три раза (а к своему учителю и больше), если он не был прощен в первый раз; при этом должны присутствовать свидетели, желательно десять (Иома 85б, 87а). Если потерпевший так и не простил обидчика, этим он сам совершает грех (Танх., Хуккат 19); его называют «жестоким» (ахзари) и даже говорят, что он — не из потомков Авраама (Беца 32б и др.). В подражание деянию Авраама (см. выше) рекомендуется не только простить обидчика, но и молиться за него (Тосеф., БК. 9:29; вопрос рассмотрен и в «Сефер-хасидим»). Прощение считается также подражанием самому Богу.
Прощение за нанесенные (или возможно нанесенные) обиды просят и у покойника (при погребении, а также перед Иом-Киппур при посещении могилы).