По‘алей Цион

ПО‘АЛЕ́Й ЦИО́Н (פּוֹעֲלֵי צִיּוֹן, буквально `трудящиеся Сиона`), общественно-политическое движение, сочетавшее политический сионизм с социалистической идеологией; из По‘алей Цион вышли почти все рабочие сионистские партии и движения, некоторые из них (например, в Англии и США) до сих пор носят это название. Первые группы По‘алей Цион возникли в России в конце 19 в., а большинство партий По‘алей Цион в странах Европы и Америки было создано в 1907 г., после того, как в Гааге представители По‘алей Цион разных стран учредили Всемирный социалистический союз еврейских рабочих По‘алей Цион (Брит оламит).

Российская партия По‘алей Цион была основана в 1899 г. группами, до этого действовавшими независимо и зачастую расходившимися в своих взглядах. Между 1901 г. и 1903 г. движение распространилось в северо-западных районах черты оседлости, на юге России и в Польше. Членом По‘алей Цион в России был И. Бен-Цви, в Польше — Д. Бен-Гурион и И. Табенкин. Общей идейной платформой всех этих групп По‘алей Цион была концепция, согласно которой еврейский пролетариат, разделяя судьбу мирового пролетариата, тем не менее сталкивается с особыми, специфическими проблемами, и они могут быть решены только путем сосредоточения еврейского рабочего класса в Эрец-Исраэль. Члены По‘алей Цион выступали за создание сионистской организации еврейского пролетариата и за совместную деятельность представителей различных групп По‘алей Цион в рамках Всемирной сионистской организации. Вместе с тем, среди По‘алей Цион существовали острые разногласия по вопросу об участии в революционной деятельности в России.

В 1903–1905 гг. часть По‘алей Цион придерживалась позиций территориализма, другая часть (так называемые сеймисты) включилась в борьбу за еврейскую автономию (см. Автономизм). Члены По‘алей Цион, остававшиеся верными сионистской идеологии, объединились в 1906 г. в Еврейскую социал-демократическую рабочую партию По‘алей Цион, которую возглавил Б. Борохов. Реакция, наступившая после поражения революции 1905 г. в России, парализовала деятельность По‘алей Цион: ее лидеры оказались в тюрьмах, а деятельность партии преследовалась царским режимом. В этой обстановке усилились левые тенденции в российской партии По‘алей Цион, и в 1909 г. она вышла из Всемирной сионистской организации.

В Австро-Венгрии партия По‘алей Цион была основана в 1904 г. Члены австро-венгерской По‘алей Цион повели борьбу с еврейскими социалистическими течениями интернационалистского толка и присоединились к Сионистской организации Австрии. Принимая участие в классовой борьбе в империи Габсбургов, По‘алей Цион в то же время вступили во Всемирную сионистскую организацию, в которой поддерживали программу создания кооперативных еврейских поселений в Эрец-Исраэль.

В США организации По‘алей Цион появились в 1903 г. как ответвление российских групп. В отличие от других еврейских социалистических группировок в США, По‘алей Цион подчеркивали свою приверженность сионизму и поддерживали Базельскую программу. В 1905 г. американские По‘алей Цион раскололись на территориалистов и сионистов. В конце того же года была основана Социалистическая еврейская рабочая партия По‘алей Цион в США и Канаде, орган которой — газета «Дер идишер кемфер» («Еврейский борец») — начал выходить с 1906 г. В 1909 г. территориалисты во главе с Н. Сыркином присоединились к Еврейской социалистической рабочей партии. Во Всемирной сионистской организации американские По‘алей Цион совместно с австрийскими По‘алей Цион выступали за сотрудничество с несоциалистическими партиями в деле еврейского заселения Эрец-Исраэль.

В Эрец-Исраэль партия По‘алей Цион была основана в 1906 г. выходцами из России, прибывшими в страну со второй алией. На первых порах в партии существовали разногласия в отношении Эрец-Исраэль как национального очага еврейского народа и о иврит языке. Деятельность По‘алей Цион характеризовалась сочетанием усилий, направленных на создание автономного еврейского ишува (что включало вытеснение арабского труда еврейским и осуществление охраны еврейских поселений не арабами, а евреями), с развертыванием классовой борьбы рабочих Эрец-Исраэль, созданием профсоюзного объединения и организацией забастовочной борьбы. Успех этой деятельности был весьма ограничен из-за неразвитой экономики в стране. По‘алей Цион контролировала печатные издания на идиш, а с 1910 г. издавала собственный печатный орган на иврите «Ха-Ахдут» под редакцией И. Бен-Цви и Д. Бен-Гуриона. Под покровительством По‘алей Цион действовала организация Ха-Шомер.

Всемирный социалистический союз По‘алей Цион (Брит оламит; см. выше) должен был координировать деятельность По‘алей Цион в различных странах. Однако этот Союз вскоре начал осуществлять собственную программу экономической поддержки еврейских рабочих в Эрец-Исраэль. С этой целью на 2-м съезде (1909) Союз создал рабочий фонд Эрец-Исраэль «для содействия алие еврейских рабочих и их устройству в Эрец-Исраэль». На 3-м съезде (1911) было решено открыть в Эрец-Исраэль информационный центр по трудоустройству рабочих. Союз исследовал проблемы еврейского пролетариата в странах диаспоры (например, миграцию, занятость, производительность труда и т. п.), выступал против программы еврейского поселения в Аргентине, а также поддерживал концепцию целостности Османской империи. Накануне Первой мировой войны Союз безуспешно пытался стать членом Социалистического рабочего интернационала. Члены Союза участвовали в Сионистских конгрессах, однако отказывались от участия в неполитических органах, которые они считали буржуазными. На Сионистских конгрессах По‘алей Цион поддерживала практические программы по заселению Эрец-Исраэль, в первую очередь — кооперативные формы поселения и экономики, но возражала против использования средств Еврейского национального фонда для помощи частным поселениям. На 4-м съезде Брит оламит (1913) между левыми группами во главе с Б. Бороховым и австрийскими и американскими По‘алей Цион, к которым склонялась По‘алей Цион Эрец-Исраэль, возникли разногласия: левые требовали сосредоточить все усилия на организации классовой борьбы еврейского пролетариата, отказываясь принимать дальнейшее участие в работе Всемирной сионистской организации; правые стояли за активное участие в деятельности Всемирной сионистской организации и настаивали на поддержке кооперативного заселения Эрец-Исраэль.

Во время Первой мировой войны Всемирный социалистический союз еврейских рабочих По‘алей Цион был принят в Социалистический рабочий интернационал, в рамках которого По‘алей Цион выступили во время войны как представители интересов евреев и готовили обоснования для сионистских требований на будущей мирной конференции; По‘алей Цион настаивали на международной ответственности в деле решения еврейского вопроса, требовали признания права евреев на автономию в России, Австрии, Румынии и Польше и поддержки еврейских поселений в Эрец-Исраэль. В 1919 г. Постоянный комитет Социалистического рабочего интернационала принял предложенную По‘алей Цион резолюцию о праве евреев на возрождение своей национальной жизни в Эрец-Исраэль под покровительством Лиги Наций.

В США во время Первой мировой войны члены По‘алей Цион начали движение, позднее оформившееся в Американский еврейский конгресс, целью которого была формулировка требований относительно прав евреев в странах рассеяния. Американские По‘алей Цион также проводили съезды еврейских рабочих, на которых принимались резолюции, касающиеся Эрец-Исраэль. В годы войны среди По‘алей Цион США существовали разногласия по вопросу об участии в войне и мобилизации в Еврейский легион в рамках британской армии; решающее влияние на спорящие стороны оказало прибытие в США изгнанных из Эрец-Исраэль турецкими властями активистов По‘алей Цион (в том числе И. Бен-Цви и Д. Бен-Гуриона).

Большевистская революция в России и создание Коминтерна вызвали раскол в Брит оламит. В конце 1917 г. По‘алей Цион в России выделились в самостоятельную организацию Радикальных По‘алей Цион со штаб-квартирой в Одессе. Радикальные По‘алей Цион продолжали сотрудничать с Всемирной сионистской организацией и были сторонниками иврита. В целом они солидаризировались с большевиками в вопросах внутренней политики, настаивая, однако, на необходимости еврейского пролетарского строительства в Эрец-Исраэль; при этом возражали против сотрудничества с несоциалистическими партиями и группировками в деле заселения Эрец-Исраэль. В 1919 г. часть Радикальных По‘алей Цион выступила с требованием полной идентификации с большевизмом и борьбы с сионистской деятельностью в Эрец-Исраэль вплоть до осуществления мировой революции; в 1920 г. эта группа откололась от По‘алей Цион, образовав в России Еврейскую коммунистическую партию По‘алей Цион (ликвидирована в 1928 г.). В Австрии, Польше и Германии среди По‘алей Цион также были группы, тяготевшие к коммунизму. В противоположность этим тенденциям, движение По‘алей Цион в Эрец-Исраэль, руководимое И. Бен-Цви и Д. Бен-Гурионом, объединилось с беспартийными рабочими группировками и в 1919 г. создало Сионистский социалистический союз рабочих Эрец-Исраэль — Ахдут ха-‘авода, который действовал (вплоть до 1931 г.) одновременно как экономическая, профсоюзная и политическая организация, отказавшись от марксистских лозунгов и воинствующего классового подхода в пользу кооперативного строительства Эрец-Исраэль. Небольшая группа, возражавшая против объединения и «забвения классовой борьбы», создала собственную Социалистическую рабочую партию, ставшую ядром будущей Коммунистической партии в Израиле.

В 1919 г. Брит оламит возобновил свое участие во Всемирной сионистской организации и Сионистских конгрессах. В этот период среди По‘алей Цион существовали острые разногласия о сотрудничестве с «буржуазным» сионизмом и об участии в Сионистских конгрессах. Окончательный раскол произошел на 5-м съезде (август 1920 г., Вена) из-за разногласий по вопросу о присоединении к Коминтерну. Среди По‘алей Цион в России, Польше, Чехословакии и Австрии левые были в большинстве, в то время как По‘алей Цион в Эрец-Исраэль, Великобритании, США и Аргентине заняли правую позицию. Однако отколовшиеся левые По‘алей Цион не были приняты в III Интернационал, не признававший создания всемирной организации еврейских рабочих и отвергавший сионизм, даже «пролетарский». В 1924 г. они консолидировались и создали в Эрец-Исраэль свою партию — По‘алей Цион смол (Левые По‘алей Цион). Однако внутри нее неоднократно происходили расколы вследствие разногласий по вопросам об отношении к языкам иврит и идиш, о международной ориентации на Советский Союз или также на левые социалистические западные течения и т. п. По‘алей Цион смол (лидер Я. Зрубавел) окончательно самоликвидировались в 1946 г., когда эта партия вместе с отколовшейся от Мапай левой фракцией (так называемой Си‘а бет) образовали Ахдут ха-‘авода По‘алей Цион (см. Тну‘а ле-ахдут ха-авода).

В 1925 г. правое крыло По‘алей Цион объединилось с Всемирной федерацией сионистов-социалистов, которые в своей деятельности отдавали приоритет ивриту и алие, а не классовой борьбе в странах рассеяния. В 1932 г. (два года спустя после создания Мапай) на конференции в Данциге (Гданьск) Всемирный союз еврейских рабочих По‘алей Цион и сионисты-социалисты слились с Всемирной федерацией Ха-По‘эл ха-ца‘ир и Це‘ирей Цион (так называемой Хит’ахадут), учредив Всемирный союз сионистов-социалистов (По‘алей Цион — Хит’ахадут). Политическая платформа Всемирного союза сионистов-социалистов сочетала «активный сионизм» с «интернационалистическим социализмом» и ставила целью создание в Эрец-Исраэль автономного еврейского ишува, основанного на принципах кооперации, еврейского труда и культуры на иврите. Этот Союз постепенно стал всемирной организацией сионистских социалистических движений, чья идеология совпадала с идеологией Мапай, и образовал самую крупную фракцию во Всемирной сионистской организации. См. также Всемирное рабочее сионистское движение, Израильская партия труда, Израильское рабочее движение, Сионизм, Сионистская социалистическая рабочая партия, Социализм еврейский.

Смотрите также

Парагвай

Патай Рефаэль

Патинкин Дан

Пешков Зиновий

путешественники